Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ламех и его жены, — песнь Ламеха.

Поиск

 

23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24. если за Каина отметится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз все­меро.

Эти два библейских стиха, известные под именем “песни Ламеха,” представляют собой древнейший памятник семитической поэзии, так как в нем мы впервые встречаемся с характеристическим ее признаком — параллелизмом мыслей и строф. “Во всей всемирной литературе нет памятника древнее данного отрывка семитической поэзии,” — говорит один ученый полуотрицательного на­правления (Ленорман).

послушайте голоса моего... внимайте словам моим ”— вот типичный для еврейской поэзии пример параллелизма мыслей, т.е. повторения одной и той же мысли, только в разных словах.

“я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне...” Здесь точно также повторя­ется одна и та же мысль, хотя и с некоторыми вариациями. Гораздо труднее вопрос о том, в каком смысле следует понимать всю эту речь Ламеха перед своими женами о каком-то будто бы совершенном им убийстве. Говорится ли все это только в вопросительной форме, т.е. в смысле того — “разве я убил мужа... и юношу,” или в положительной — как уже о совершившемся факте только двойного убийства, или же, наконец, лишь в предположительной — именно, что я убью всякого, кто станет на моей дороге, будет ли то зрелый муж, или юный отрок? Большинство современных экзегетов склоняются на сторону последнего решения вопроса, находя, что здесь прошедшее время глагола “убил” употреб­лено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемо­го им действия: “я несомненно убью, все равно, как бы уже убил,” дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех.

В зависимости от такого взгляда на характер текста и вся песнь Ламеха по­лучает значение победного гимна мечу. Восхищенный кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех как бы подходит к своим женам и, потрясая грозным оружием, надменно хвалится перед ними этой новой культурной побе­дой, создающей ему положение деспота и властелина. “Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, раз он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за смерть Каина обе­щался воздать всемеро, то я, вооруженный грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!”

 

Рождение Сифа.

 

25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф... ”На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой — безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына — по имени Сифа. Зна­чение его имени объяснено в самом тексте, в смысле “утверждения, основания” истинной веры, или “подстановки, возмещения” той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. “Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее” (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь. В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 3:11[164]).

 

Религия Еноса.

 

26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали при­зывать имя Господа (Бога).

Енос... ”Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского озна­чает: “слабый, хилый, немощный, смертный,” откуда — в качестве производного существительного: “человек,” характеризуемый именно со стороны вышеуказан­ных свойств его природы (Пс. 8:5;[165]). Уже одно это имя достаточно свиде­тельствует о том духе смиренной покорности пред Богом, который отличал благочестивых сифитов, в противоположность горделивому самомнению и высоко­мерию каинитов.

“тогда начали призывать имя Господа (Бога). ” Славянский текст имеет здесь свою вариацию, именно вместо слов “тогда начали” — “сей упова;” произошло это от смешения двух фонетически сходных еврейских слов, из которых одно зна­чит “начинать,” а другое — “поднятъся, уповать;” предпочтение здесь должно быть отдано русскому переводу.

Что касается до смысла этой библейской фразы, то она прежде всего говорит о торжественном призывании Бога во дни Еноса, т.е. о начале общественного богослужения. Во-вторых, как думают некоторые из отцов Церкви (3латоуст, Феодорит, Ефрем Сирин), — она указывает на то, что благочестивые сифиты за свою ревность Богу, удостоились наименования сынов Божиих. ” Все это особенно выделяло благочестивых сифитов, ревнителей Бога и давало им право на то наименование “сынов Божиих,” с которым мы встречаемся позднее (6:2). И вот в то время, как поколение каинитов через основание города, изобре­тение светских ремесел и искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание Царству Божию на земле — Церкви, как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя и надеждой на избавление через Него.

 

 

Глава 5.

 

Генеалогия сифитов.

 

1. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2. мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: че­ловек, в день сотворения их.

Вот родословие Адама... ”Это — заглавие целого нового раздела (toldoth), подобно предшествующему (2:4) и целому ряду последующих за ним (Быт. 10:1; 11:10, 27; 25:12, 19; 36:1; 37:1). Переводя этот заголовок истории сифи­тов на язык современных понятий, мы должны были бы сказать: “вот перечень потомков Адама.” А так как дальше все время идет речь только о сифитах, то, очевидно, этот перечень касается не всех, а только ближайших к нему потомков, родственных с ним не столько по плоти, сколько по духу.

когда Бог сотворил человека... в день сотворения их... ”Приступая к перечислению потомков, бытописатель не без цели упоминает о создании родо­начальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел внушить читате­лю, что перечисляемые потомки Адама через него ведут свой род как бы от самого Бога; что Бог, создавший Адама по образу своему и подобию, есть как бы пер­вый член родословия (Лк. 3:38;[166] Виссарион).

 

3. Адам жил сто тридцать (230) лет и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

В изложении самой родословной таблицы, библейский автор, начиная с Адама, придерживается все время одного и того же порядка: назвав имя изве­стного патриарха, он указывает на его возраст в момент рождения у него следующего члена генеалогии, затем определяет количество лет остальной жизни этого патриарха, подводит общий итог его долголетию и заканчивает все это упомина­нием о его смерти.

В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогла­сие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случай­ного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьезного значения для существа веры не име­ет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся — довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в нее позднее.

Другой, еще более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии ее членов, достигавшем по­чти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неоснователь­ности рацио­налистических попыток подорвать веру в патриархальное долголе­тие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зара­за смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость орга­низма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т.е. временем особенного богатства, цело­стности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил.

Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом па­раллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским — Мохом, халдейским — Берозом и др. Наконец, важ­ным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, рас­пространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, “Библейская хро­нология,” Пластова, “Священная летопись” и А. Покровского, “Библейское учение о первобытной Религии”).

Адам... родил (сына) по о6разу своему (и) подобию своему. ”Даннымисловами довольно выразительно устанавливается прирожденность основных ду­ховно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения (Быт. 1:28; 3:16; Рим. 5:12).

 

4. Дней Адана по рождении им Сифа было восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей. 5. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. 6. Сиф жил сто пять (205) лет и ро­дил Еноса. 7. По рождении Еноса Сиф жил во­семьсот семь (707) лет и родил сынов и дочерей.

 

и родил он сынов и дочерей… ” Трех сыновей Адама и Евы Библия на­зывает по имени и одну дочь — предположительно жену Каина (4:17); но помимо этих у них, как видно из приведенных слов, были, вероятно, еще сыновья и, не­сомненно, еще дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеа­логии (ст. 7-26 и др.), откуда еще раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отме­чает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся а истории человеческого спасения.

 

8. Всех же дней Сифовых было де­вятьсот двенадцать лет; и он умер. 9. Енос жил девяносто (190) лет и родил Каинана.

родил Каинана... ” Филологический анализ имени этого патриарха откры­вает тождество его значения с именем “Каина,” т.е. “приобретение, владение;” и это, разумеется, не набрасывает на сего благочестивого сифита никакой небла­говидной тени, так как и самое имя Каина, по заключенной в нейидее, было знаменательным и светлым (4:1).

 

10. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать (715) лет и родил сынов и дочерей. 11. Всех же дней Еноса было девять­сот пять лет; и он умер. 12. Каинан жил семьдесят (170) лет и родил Малелеила.

Каинан... родил Малелеила,” что в переводе означает: “хвала, слава Богу, или хвалящий, прославляющий Его.” Этим самым указывается, очевидно, на про­цветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса — первого организа­тора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца (4:26), Промыслителя мира и Ис­купителя человечества.

 

13. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок (740) лет и родил сынов и дочерей. 14. Всех же дней Каинана было де­вятьсот десять лет; и он умер. 15. Малелеил жил шестьдесят пять (165) лет и родил Иареда. 16. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать (730) лет и ро­дил сынов и дочерей. 17. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

 

Малелеил... родил Иареда... ”Происходя от евр. глагола jarad — оз­начающего “спускаться, нисходить,” имя этого нового патриарха указывает на него, как на человека, откуда-то “нисходящего, спускающегося, падающего.” Удерживая как буквальный, так и переносный смысл этого слова, мы вправе предполагать, что здесь идет речь как о физическом нисхождении сифитов с какой-то высоты, так и об их нравственном упадке. Так как поколение Иареда, пятого от Адама через Сифа, было современно поколению Ламеха, пятого от Адама через Каина, и так как, с другой стороны, существует предание, что первоначально сифиты жили на высотах, а каиниты в низменных долинах, то не лишено правдоподобия и то мнение, по которому сифиты, увлекшись в век Иареда красотой современных им каинитянок (во главе которых стояла пре­красная Ноема, 4:22), спустились со своих высот в долины каинитян, вступи­ли с ними в преступные связи и через то нравственно пали. Это мнение, ис­ходя из филологии, опирается и на древнеиудейскую традицию, занесенную, между прочим, в кн. Еноха.

 

18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. 19. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и доче­рей. 20. Всех же дней Иареда было девять­сот шестьдесят два года; и он умер.

 

Иаред... родил Еноха... ”Имя этого патриарха, известное нам уже из генеалогии каинитов, указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом — на нечто новое и, в качестве начаток, посвященное Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурно­го господства их (выразив в постройке соименного ему первого города), Енох-сифитянин, наоборот, явился типичным представителем первобытной веры, на­дежды и благочестия, словом — всего того, что объединено в понятии ветхоза­ветной “праведности.”

 

21. Енох жил шестьдесят пять (165) лет и родил Мафусала.

Енох... родил Мафусала... ”В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: “муж стрелы, человек оружия.” Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т.е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала — праведный Енох, по словам Апостола Иуды (14-15[167]), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствую­щее имя и своему сыну.

 

22. И ходил Енох пред Богом, по рож­дении Мафусала, триста (200) лет и ро­дил сынов и дочерей.

И ходил Енох пред Богом... ”Подобное выражение встречается в Библии неоднократно (6:9; Мих. 6:8;[168] Мал. 2:6[169] и пр.) и везде оно означает высшую сте­пень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко прони­каться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согла­сует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже еще несколько шире — именно, заключает в себе намек и на следствия та­кого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передается на славянском тексте: “и угоди Енох Богу,” также и Апостолы Павел (Евр. 11:5[170]) и Иуда (14).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.013 с.)