Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авимелех исцеляется по молитве Авраама.

Поиск

 

17. И помолился Авраам Богу, и ис­целил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать;

И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха... ”Вот новый пример силы и действенности молитвы праведника (19:29; ср. Иак. 5:20).

 

18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову.

18.“ ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха... ”Безбрачие в Священнном Писании считается наказанием за грех (16:2;[686] Исх. 23:26;[687] Втор. 7:14;[688] Лев. 20:20;[689] Ис. 66:9[690] и др.); оно-то именно и было избрано как наиболее чувствительное наказание для чадолюбивых филистимлян.

 

 

Глава 21.

Рождение Исаака.

 

1. И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.

1. “ И призрел Господь на Сарру... и сделал... как говорил.. ”Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад (18:14); следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии (1 Цар. 2:21;[691]). Точно также и глагол “сотвори” яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры.

 

2. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о кото­ром говорил ему Бог;

во время, о котором говорил ему Бог... ”Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий (17:21 и 18:10).

 

Обрезание Исаака.

 

3. и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; 4. и обрезал Авраам Исаака, сына свое­го, в восьмой день, как заповедал ему Бог.

И нарек Авраам имя сыну своему... Исаак; и обрезал Авраам Исаака... в восьмой день... ”В обоих этих действиях Авраам явил свое полное послушание Богу и готовность исполнить Его святую волю (17:19[692] и 17:12[693]). Основываясь на этом, можно также думать, что с этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день — в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа (Лк. 1:59;[694] 2:21;[695] Деян. 7:8[696]).

 

5. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.

Авраам был ста лет... ”Ввиду чрезвычайной важности этого события, бы­тописатель указывает на его дату.

 

6. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни устышит обо мне, рассмеется.

смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется... ”Здесь опять славянская Библия дает более удачный перевод: “смех мне сотвори Господь: иже бо еще услышит, обрадуется со мною...” Этот перевод был бы еще лучше и точ­нее, если бы олово “смех” заменить более подходящим сюда его синонимом — “радость.” В таком виде восклицание Сарры становится вполне естественным и понятым и весьма приближается к подобным же восклицаниям праведной Елизаветы и Пресвятой Девы Марии (Лк. 1:25, 41-42 и 58).

 

7. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью?... ”Вот причи­на той высокой радости, которую не в силах сдержать Сарра и которая изливается у нее в целом ряде восторженных восклицаний.

 

8. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак (сын его) отнят был от груди.

Дитя выросло и отнято от груди, и Авраам сделал большой пир в тот день... ” Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, доходя, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжаясь не менее трех, как это можно видеть из различных мест Священного Писания (1 Цар. 1:22;[697] 2 Мак. 7:27[698]). Иудейские раввины и Коран доселе предписы­вают не кончать его раньше двух лет. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое учас­тие и сам виновник его.

 

Изгнание Агари.

 

9. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается (над ее сыном, Исаа­ком),

И увидела Сарра, что сын Агари... насмехается... ”LXX, Вульгата и наша славянская Библия имеют и тут небольшое разночтение: “видевши же Сарра сына Агари... играюща со Исааком, сыном своим.”Причиной этой разности служит неодинаковый перевод главного слова всей этой фразы, именно еврей­ского глагола mezachek, который, происходя от того же самого корня, как и имя “Исаак,” допускает различные переводы: смеяться, радоваться, играть, весе­литься. Что этот смех не всегда бывал невинным, но иногда заключал в себе и оттенок иронии или насмешки, это видно из примера зятей Лотовых (19:14[699]).

Из множества древних и новых объяснений того, как следует понимать такое довольно неопределенное обозначение поведения Измаила относительно Иса­ака, отметим два: одно — принадлежащее Апостолу Павлу и указывающее, что старший брат гнал или преследовал младшего (Гал. 4:29[700]), другое — основанное на анализе коренного значения слова “смеялся” (мецахек — Ицхак, Исаак), которое видит здесь своеобразную игру слов, имеющую тот смысл, что Измаил разыгры­вал из себя Исаака, т.е. вел себя не как сын рабыни, а как сын госпожи и будущий полноправный хозяин, подчинив себе Исаака и оказывая дурное влияние на развитие и воспитание его характера.

 

10. и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исаа­ком.

ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком... ”Презрительно-горделивое поведение Агари с Измаилом в отношении к Сарре с Исаа­ком, быть может, особенно сильно выразилось в какой-либо выходке на вышеука­занном семейном пире (8 ст.) и побудило Сарру принять против этого более ре­шительные меры. Руководимая в своем решении особым божественным внуше­нием (см. далее ст. 12-й), она властно требует от Авраама, чтобы тот удалил эту рабыню и ее сына, мотивируя свое требование тем доводом, что напрасно Агарь и Измаил лелеют мечты о первородстве и наследстве — ничего подобного они не имеют и не получат, так как все это принадлежит их единственно законному на­следнику, сыну обетования — Исааку.

 

11. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его (Измаила). 12. Но Бог сказал Аврааму: не огор­чайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;

Но Бог сказал Аврааму... во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голо­са ее, ибо в Исааке наречется тебе семя. ”Вероятно, Авраам, услыхав от Сарры такую решительную просьбу, не только огорчился, как говорит библейский текст, но и задумался, исполнять ли ее, ввиду ранее преподанного божественного бла­гословения Измаилу (17:20). Посему Бог и удостоверяет теперь законную справедливость Сарриной просьбы.

ибо в Исааке наречется тебе семя. ”“ Не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя ” (Рим. 9:8), как поясняет эту мысль Апостол Павел. Отсюда ясно, что как первенствующим потомством по плоти, так и единственным по духу, будет то, которое произойдет от богодарованного сына — Исаака. Во всей этой истории Апостол Павел усматривает прообраз двух Заветов — Ветхого, который он уподобляет Агари, и Нового, который он уподобляет Исааку (Гал. 4:25-28[701]). Как некогда Агарь с Измаилом хотя и предварили Исаака по плотскому рождению, но должны были уступить ему свои права, так и Ветхий Завет с приходом Нового, как тень пред солнцем, должен был уступить ему свое место.

 

13. и от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое.

и от сына рабыни Я произведу (великий) народ... ”Утешая Авраама в этой, все же нелегкой для него, разлуке, Бог удостоверяет его, что этим новым повелением Он отнюдь не отменяет Своего ранейшего обетования относительно Измаила (17:20).

 

14. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи... ”Получив теперь особое откровение от Бога, Авраам спешит его исполнить. Что же касается картины самого снаряжения Агари, то она полна худо­жественного реализма и находится в совершенном согласии с древневосточны­ми обычаями, поскольку мы знаем их по древнеегипетским и ассиро-вавилонс­ким монументам, а равно и по свидетельству Геродота.

Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. ”Как и в первый раз (16:6[702]), Агарь и теперь, очевидно, направилась по пути в свою отечественную страну ― Египет; но вскоре же сбилась с дороги и заблудилась около того места, которое впоследствии было названо Вирсавией (31 ст.) и которое лежало в 12 милях на юго-запад от Хеврона.

 

15. и не стало воды в мехе, и она ос­тавила отрока под одним кустом

и не стало воды в мехе, и она оставила отрока... ”Недостаток воды — это самое тяжелое лишение для путника по знойной пустыне, и потому легко себе представить весь ужас Агари, очутившейся в подобном положении с Измаилом. Последний, хотя в это время и имел от 17 до 19 лет (17:25 и 18:14),но, как не привыкший в доме богатого Авраама к каким-либо лишениям, скорей и острее почувствовал мучительную жажду, так что оказался уже не в состоянии продолжать своего пути и был положен сердобольной матерью в жалкую тень колючего степного кустарника.

 

16. и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села (поодаль) против (него), и подняла вопль, и плакала;

И она села (поодаль) против (него), и подняла вопль.. ”Изнемогая от жажды, юный Измаил сильно мучился и мать, лишенная всякой возможности чем-либо помочь ему, решилась лучше удалиться, чтобы не видать этих душу раздирающих страданий. Отойдя от него на расстояние стрелы, пущенной из лука, Агарь начала изливать свое безнадежное горе в сильном вопле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.008 с.)