Всеобщее развращение человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщее развращение человечества.



 

1. Когда люди начал и умножаться на земле и родились у них дочери,

Когда люди начали умножаться на земле... ”Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части — “каинитяне” обозначаются общим поня­тием “людей,” аналогию чему виюим и в других местах Писания.

 

2. тогда сыны Божии увидели доче­рей человеческих, что они красивы, и брали ихсебе в жены, какую кто избрал.

тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих... ” Это — одно из трудней­ших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в опреде­лении того, кого здесь должно разуметь под “сынами Божиими.” Одни, преимуще­ственно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня (Бо­жий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знат­ных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных сло­ев. Отсюда, термин “сыны Божии” в араб. тексте переведено — filii illustrium, в таргуме Онкелоса — filii principium, у Симмаха — ύιοί τών δοναστεύοντων. Но это объяс­нение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произ­вольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.

Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под “сынами Божиими” разумеют Ангелов. Бу­дучи обстоятельно развито в апокрифических книгах — Еноха и Юбилеев и в сочи­нениях Филона, это мнение в первые века христианской эры, пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.). Хотя и верно, что под термином “сынов Божиих” Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет “Ангелов” (Иов. 1:6;[179] 2:1;[180] 38:7[181] и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исто­рический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.

Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологичес­ким, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под “сынами Божьими” следует разуметь благочестивых “сифитов.” На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетически­ми трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название “сынов Божиих” в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1;[182] Пс. 72:15;[183] Прем. 16:26;[184] Лк. 3:38;[185] Рим. 8:19;[186] Гал. 3:26[187] и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 6 гл., где (ст. 26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его “сынами Божиими.” Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерь­ми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения — это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юриди­чески, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.

увидели дочерей человеческих, что они красивы... ”Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бы­тописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании “сынов Божиих” и “дочерей человеческих” мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие — представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: “сыны Божии” были выразителя­ми всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно — олицетво­рение земных чувственных интересов. Со временем про­тивоположность нравов исчезает — сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господ­ству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.

 

3. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым чело­веками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

не вечно Духу Моему быть пренебрегаемыми человеками (сими)...”Очевидно, тут идет продолжение предыдущего повествования: там указывался самый факт, здесь дается соответствующая ему оценка; и если здесь действующие лица ясно названы людьми, то они же (а не Ангелы) разумелись и выше. В частности, слова библейского текста: “Духу Моему” и заключают в себе указание или на внутреннюю, духовную сущность человеческой природы (с глухой ссылкой на историю творения человека, 2:6), или же, что еще вероятнее, — на Святого Духа, как зиждительный прин­цип всякой вообще (Быт. 1:2) и религиозно-этической жизни по преимуществу. Пре­небрежение к Нему есть именно та хула на Духа Святого, которая, по словам Спаси­теля, составляет один из самых тяжелых смертельных грехов (Мк. 3:29[188]), поскольку он характеризует собой такую степень греховного ожесточения человека, с которой становится психологически невозможным уже никакое исправление.

потому что они плоть... ”Вот та причина, в силу которой люди пренебрегли божественным Духом и заслужили наказание. Первое слово этой фразы м. Фила­рет более точно переводит: “в заблуждении своем,” — очевидно, библейский ав­тор этим снова указывал на нечестивое сношение сифитов с каинитами. Так как вступая в подобные браки, люди свидетельствовали об упадке у них высших, ду­ховных интересов и о господстве низших, плотских, то и сами они как бы превра­щались в ту грубую плоть, которая на языке Священного Писания служит синонимом всего низменного, материального и греховного.

пусть будут дни их сто двадцать лет... ”Этих слов нельзя понимать в смысле сокращения человеческой жизни до пределов ста двадцати лет (как понимал И. Флавий, Древности 1,3,2), так как достоверно известно, что еще долгое время и после потопа человечество жило больше 120 лет, достигая иногда до 500, а сле­дует в них видеть срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствую­щие к нему приготовления (1 Пет. 3:20[189]).

 

4. В то время были на земле исполи­ны, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

В то время были на земле исполины... ”Предпотопное человечество именует­ся “исполинами,” в подлинном nephilim — “нефилим.” Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис. 13:33-34[190]), но основное значение этого корня “разрушать, ниспровергать,” а в форме ниф — “заставить падать, соблазнять, развращать.” Поэтому в этих первобытных “нефилим” можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти “нефилимы” особенно размно­жились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев.

это были сильные, издревле славные люди... ”Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от “нефилим” в еврейском тексте названы “гибборим” (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2 Цар. 17:10;[191] Дан. 11:3[192]), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3 Цар. 11:28[193]). Отсю­да очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) пре­восходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих “гибборим” издревле “славными людь­ми,” бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем “героев древности” получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар. 3:26-28[194]).

 

5. И увидел Господь (Бог), что вели­ко развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... ”Кореньглубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни (Мф. 15:19;[195]).

 

6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в серд­це Своем.

и раскаялся Господь... и восскорбел в сердце Своем... ”Понятие о свой­стве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние (1 Цар. 15:11 и 35[196]) и где, между тем, Самуил говорит о Боге, что Он — не человек, чтобы Ему раскаиваться (29[197]). Из сего видно, что когда говорится о Нем, как о человеке, то это потому, что, по выражению Абен Езры, закон говорит языком сынов человеческих, т.е. языком простого, народного смысла (Филарет). В частности, “раскаяние” Божье — как бы особый способ изменения неизменяемого — есть высшее выражение мысли о крайнем божественном сожалении, доходившем как бы до того, что само неиз­меняемое Существо, казалось, готово было измениться.

и восскорбел в сердце Своем... ” Подобно предыдущему это — такое же человекообразное выражение. “Скорбь Божия — предвидение невозможности человеку, созданному со свободной волей, сознательно и упорно злоупотреб­ляющему ею, возвратиться на добрый путь; посему там, где говорится о скорби Божией, как, напр., о городах, навлекших на себя гнев Божий (Мф. 11:20-26;[198] Лк. 10:13[199]), там нужно понимать, что приговор вечной правды Божией совершился, что род этот, или человек, должен погибнуть, чтобы зло не было увековечено” (Властов).

 

7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

И сказал Господь: истреблю... ибо Я раскаялся, чтο создал... ” Здесь дано более сильное выражение той же самой мысли — о глубоком несоответствии дей­ствий человеческой свободы планам божественного промышления и желаний Всемогущего уничтожить эту дисгармонию.

При этом печальную участь человека, по приговору божественного суда, должен был разделить и весь окружающий его мир живых существ, так как между судьбой человека и жизнью природы, по учению Писания, существует самая тесная, нравственная связь; отсюда, падение и восстание человека соответ­ствующим образом отражается и на всей остальной твари. И это не было, строго говоря, истреблением человечества (так как праведный Ной и его семья спаслись и возродили его), а лишь искоре­нением царившего на земле зла омытием в водах всемирного потопа (3 Езд. 3:8-9;[200] 1 Пет. 3:20-21[201]).

 

Праведный Ной.

8. Ной же обрел благодать пред оча­ми Господа (Бога).

Ной же обрел благодать... ”Фраза, совершенно аналогичная с ранее ска­занной об Енохе “и угоди Енох Богу” (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии (Лк. 1:30;[202] Деян. 7: 46[203] и др.).

 

9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде сво­ем; Ной ходил пред Богом.

Вот житие Ноя... ”Это начало нового библейского раздела — история праведного Ноя и всемирного потопа (6:9-9:29).

Ной был человек праведный и непорочный в роде своем...” т.е. он был нрав­ственно чистым и цельным (tamim — по еврейски), выделявшимся из среды своих по­рочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы (Мф. 24:37-38[204] и паралл., ср. 1 Пет. 3:20[205]). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется вдруг. местах Писания (Иез. 14:19-20;[206] Сир. 44:16;[207] Евр. 11:7[208]).

“Ной ходил пред Богом...” Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха (5:24). На священном языке Библии, это — специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравствен­ный характер в среде грешных современников.

 

10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодея­ниями. 12. И воззрел (Господь) Бог на зем­лю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13. И сказал (Господь) Бог Ною: ко­нец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них зло­деяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Заключающиеся и этом разделе четыре стиха представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах 5:32; 6:5-7. Но это никого не должно смущать: так как в 9 ст. этой главы, как мы отметили, началась новая история — история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повество­ваний.

конец всякой плоти пришел пред лице... ”Многие комментаторы не без осно­вания предполагают, что здесь речь идет о конце того сто двадцатилетнего пери­ода, который назначен был Богом для покаяния людей и в течение которого Он тщетно ожидал их исправления (1 Пет. 3:19-20; 2 Пет. 3:9-15[209]).

 

Построение им ковчега.

 

14. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и ос­моли его смолою внутри и снаружи.

Сделай себе ковчег из дерева гофер... ”В еврейском тексте этот “ковчег” обозначен термином теба, который еще раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасен был Моисей (Исх. 2:5[210]); откуда ложно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного со­оружения. Самое дерево “гофер,” из которого был построен ковчег, принадлежит к породе легких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса (Исх. 27:1;[211] 30:1;[212]) В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путем которых новозаветное человечество находит свое спасение.

отделения сделай в ковчеге... ”Буквально с еврейского — “гнезда” (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному по­велению, Ной должен был поместить в ковчеге.

 

15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

длина ковчега триста локтей; широта его... ”Точного представления о величине и вместимости ковчега, на основании этих показаний, мы все же полу­чить не можем, главным образом потому, что локоть, как мера длины, была недо­статочно устойчивой метрической величиной и размеры его допускали сильные колебания, как это видно из самого Священного Писания (Чис. 35:4,5; 3 Цар. 7:15; 2 Пет. 3:15; Иез. 40:5; 43:13). По мнению митроп. Филарета, долгота ковчега внутри его равнялась приблизительно 500 фут., ширина — 80 фут. и высота — 50 фут., с чем довольно согласны и вычисления одного французского ученого, опре­деляющего длину ковчега в 156 метров, ширину в 26 метр, и высоту в 16 метр. Вместимость подобного сооружения, по вычислениям специалистов (напр., вице-адмирала Тевенара) вполне достаточна была для своей цели, т.е. для помещения в нем семьи Ноя и минимального количества всех животных родов с запасом необходимого для всех годового продовольствия.

 

16. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ков­чег сделай с боку его; устрой в нем ниж­нее, второе и третье (жилье).

И сделай отверстие в ковчеге... устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. ”Детали постройки ковчега еще более убеждают нас в том, что он отнюдь не был похож на наши современные корабли, а скорее напоминал большой сун­дук, или ящик, или громадный плавучий дом, который имел почти плоскую крышу (спускавшуюся с вершины только на один фут) и освещался единственным, более или менее значительным окном наверху его. В 1609 г. один нидерландский меннонит, некто Петр Янсен построил по типу ковчега, только в уменьшенном масш­табе, особое судно, откуда опытно убедился, что хотя подобный корабль и мало приспособлен к плаванию, но он гораздо поместительнее, чем всякий другой ко­рабль (почти на целую треть) иного типа с тем же кубическим объемом.

 

17. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

И вот, Я наведу на землю потоп водный... ”Этими словами впервые определенно называется средство или орудие божественного наказания над перво­бытным, растленным миром, каковым был всемирный потоп (Ис. 54:9[213]).

“все, что есть на земле, лишится жизни...” Так как вся земля растлилась и наполнилась беззакониями живущих на ней, то гибнут на ней все виновники ее осквернения, во главе с первыми и главными из среды их — людьми. Однако, нельзя считать этот всемирный потоп чем-либо вроде личной мести со стороны Бога человеку: нет, он являлся необходимым следствием духовной смерти пер­вобытного, нравственно выродившегося человечества. Человечество это было исключительной “плотью,” как бы навсегда утратившей душу и представлявшей разлагавшийся труп, дальнейшее сохранение которого было бы не только беспо­лезно, но и положительно вредно для духовно-нравственной атмосферы мира. И вот, первый мир гибнет в волнах потопа, чтобы омыть лежащую на нем скверну и начать жить на новых (возрожденных) началах.

 

18. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с то­бою.

Но с тобою Я поставлю завет Мой... ”Союз Бога с человеком здесь впер­вые назван своим специальным термином “завет” (берит). Подтверждая суще­ствование того завета, который был заключен Богом еще в первообетовании о семени жены (Быт. 3:15), Господь тем самым ясно свидетельствует, что хотя Он и уничтожает почти все человечество, но не разоряет Своих вечных заветов (Сир. 17:10[214]); погибнет только злое семя змия, семя же жены в лице Ноя будет торже­ствовать свою победу (Прем. 10:4[215]).

“и войдешь ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою...” Вот полный перечень всех членов Ноевой семьи, которые одни только и спаслись от потопа, как подтверждает это и Апостол Петр в двух своих посланиях (1 Пет. 3:20;[216] 2 Пет. 3:6[217]).

 

19. Введи также в ковчег (из всяко­го скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых (с тобою, мужеского пола и женского).

Введи также в ковчег... из всех животных... из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых... ”Для сохранения и последующего возрождения также животной жизни, Бог повелевает Ною взять с собою в ковчег по одной паре каждого из главных родов их. Основываясь на словах 20 стиха, можно думать, что животные эти, гонимые инстинктом ввиду надвигавшейся грозы потопа, сами под­ходили к ковчегу и искали в нем спасения, что значительно облегчало задачу Ноя. Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из эко­номии места и фуража, мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа не было еще настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

 

21. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и бу­дет она для тебя и для них пищею. 22. И сделал Ной всё: как повелел ему (Господь) Бог, так он и сделал.

И сделал Ной все... так и сделал... ”В этих словах дана лучшая похвала Ною, как выясняет это и Апостол Павел, говоря: “ Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере ” (Евр. 11:7).

“Построение ковчега (о котором так просто выражается святой повествователь, передавая это чисто покойное, послушное выполнение воли Божией) было, одна­ко, для Ноя глубоким испытанием его веры в Бога. Кругом был мир развратный и совершенно спокойный насчет своего будущего (Мф. 24:37-38), мир, укоряв­ший Ноя и ругавшийся над ним в продолжение многих лет построения ковчега. Поэтому Ной должен был весь мыслью и душою перенестись в будущее, и эта вера, спасшая его от гибели, и была высшей заслугой его духовной жизни и про­образовала то состояние души человеческой, когда она спасается от вечной гибе­ли верою, принимая святоe крещение” (Властов).

 

 

Глава 7.

 

Вход Ноя в ковчег.

 

1. И сказал Господь (Бог) Ною: вой­ди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

Войди ты и все семейство твое в ковчег... ”Вот положительное повеление Божие о предварительном размещении Ноя в ковчеге, которое было последним предостережением для всех и последним призывом грешного мира к покаянию.

 

2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3. также и из птиц небесных (чис­тых) по семи, мужеского пола и женс­кого, (и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,) чтобы сохранить племя для всей земли,

и всякого скота чистого возьми по семи...а из скота нечистого по два...” В этих словах мы имеем первый случай разделения животных на чистых и нечис­тых; к первым относились все те животные и птицы, которые или только употреб­лялись в пищу (Лев. 11 гл.), или, кроме того, приносились в жертву (Лев. 1:2,10,14[218] и Быт. 8:20). Хотя точное разграничение всех этих видов и принадлежит уже позднейшей эпохе — дано в законодательстве Моисея, — однако, на практике оно существовало гораздо раньше, восходя, как мы видим отсюда, еще ко времени потопа, хотя Ноево выделение животных и птиц чистых для жертвы (Быт. 8:20[219]) и не совпадало с постановлениями закона Моисеева о принесении в жертву только 3-х пород скота и двух пород птиц. Закон же впоследствии в данном случае, как и в других, ему аналогичных, подтвердил, точно формулировал и узаконил то, что раньше было лишь установившимся обычаем. Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, во-первых, с тем расчетом, чтобы обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключенных в ковчеге.

 

4. ибо чрез семь дней Я буду из­ливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все су­ществующее, что Я создал, с лица земли. 5. Ной сделал все, что Господь (Бог) повелел ему.

ибо через семь дней... ”Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного размещения всех людей и животных в ковчеге. Само по себе это указание на неделю, в связи с другими, имеющимися в той же истории потопа (7:10; 8:12), может говорить за глубокую древность недельного цикла и за первобытное происхождение семидневной недели и затем субботы.

сорок дней и сорок ночей...Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии (Ион. 3:4[220]), столько же пробыл Моисей на горе Синае (Исх. 24:18[221]), пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив (3 Цар. 19:8[222]), Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) (Мф. 4:2[223]), и, наконец, столько же он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по вос­кресении Своем до вознесения на небо (Деян. 1:3[224]). Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии.

 

6. Ной же был шестисот лет, как по­топ водный пришел на землю. 7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ков­чег от вод потопа. 8. И (из птиц чистых и из птиц нечистых, и) из скотов чистых и из ско­тов нечистых, (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле

Слов этого стиха, заключенных в скобки, не имеет современный еврейс­кий текст; но то обстоятельство, что они сохранились почти во всех древних переводах и стоят в полном соответствии с контекстом, дают им полное право на существование.

 

9. по паре, мужеского пола и женс­кого, вошли к Ною в ковчег, как (Господь) Бог повелел Ною.

по паре... ”Это не значит по одной паре, а вообще, попарно, причем самое количество также прежде уже было определено выше (2 ст.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.064 с.)