Жертвоприношение первых сыновей Адама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жертвоприношение первых сыновей Адама.



 

3. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

Спустя несколько времени... ” Так переводит наш русский текст хронологическое указание текста еврейского которое дословно означает: “в конце дней.” Проникая в мысль библейского автора, экзегеты различно определяют тот период времени, в конце которого произошло описываемое событие: одни думают, что здесь имеется в виду “год” (точнее — “время новолетия”), другие видят указание на конец месяца, или окончание недели, именно на “субботу,” в частности, — на уста­новление “богослужебных времен,” освящавшихся принесением жертвы.

Каин принес от плодов земли... ”“ Авель от первородных стада своего и от тука их. ” Хотя значение этих жертв определялось, по толкованию Апостола Павла, не достоинством приносимого, а внутренним расположением приносившего (Евр. 11:4), однако, поскольку все внутреннее находит соответственное выражение и вовне, не без значения, разумеется, оставались и самые дары. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: “Более проницательные умы уже из самого чтения понимают сказан­ное... Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принес не просто от овец, но от “первородных,” т.е. дорогих, отборных: далее — что от этих отборных самое драгоценнейшее: и “от туков” сказано, т.е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора.”

 

4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И при­зрел Господь на Авеля и на дар его, 5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И призрел Господь на Авеля... а на Каина и на Дар его не призрел... ”Различные по своему достоинству, характеру и особенно по внутреннему распо­ложению (настроению) приносившего, жертвы двух братьев сопровождались со­вершенно различным успехом: Господь “призрел” на жертву Авеля, т.е., как тол­кует это Иоанн Златоуст, “принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено...”

И в другом месте тот же знаменитый толкователь говорит: “так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то “ призрел,” сказано, Бог, т.е. принял, одобрил, похвалил... Безрассудство же Каина отвергнул” (Иоанн Златоуст).

Такое же освещение этого факта да­ется и Апостолом Павлом (Евр. 11:4), которой говорит, что жертва Авеля была полнее (πλείονα), совершеннее жертвы Каина, т.е. больше отвечала основной идее жер­твы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противопо­ложность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия ее успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выра­жено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходивший от нее к самым небесам (Лев. 9:24;[140] Суд. 6:21;[141] 1 Пар. 21:26;[142] 3 Цар. 18:38[143] и др.).

Каин сильно огорчился, и поникло лице его...” Всего точнее мысль еврейского текста передает латинский перевод, где вместо “огорчился” стоит iratus — “раз­гневался;” именно “разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а его брату” (Виссарион).

И поникло лице его, ” т.е. черты лица его, под влиянием зависти и злобы, прибрели угрюмое и мрачное выражение. Не печаль, не покаянные чувства или сердечная скорбь о грехе омрачили лицо Каина, а дух беспокойной зависти и глухой затаенной вражды кпредпочтенному брату.

 

6. И сказал Господь (Бог) Каину: по­чему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

И сказал Господь... ”Велико милосердие Божие, не хотящее смерти грешника, но изыскивающее все пути и средства к его вразумлению и наставлению (Иез. 18:23[144])!

 

7. если делаешь доброе, то не подни­маешь ли лица? а если не делаешь доб­рого, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

у дверей грех лежит... ”Русский перевод ближе к подлиннику, мысль которого более ясно может быть выражена в следу­ющей фразе: так как лицо есть зеркало души, то мрачный вид и понурый взор служит отражением темных мыслей и настроений. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то ты испытываешь приятно-легкое состояние духа, радостно и весело поднимаешь свое лицо. Когда же ты делаешь что-либо дурное, то ощу­щение духовной тяготы гнетет твое сердце и заставляет тебя опускать вниз свои взоры. Коль скоро последнее случилось, то знай, что у дверей твоего сердца ле­жит грех и ты близок к падению; поэтому, пока еще не совсем поздно, собери все свои силы и постарайся отразить предстоящий греховный соблазн.

он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним... ”Заканчивая предыду­щее вразумление Каину, Бог как бы так говорил ему: “тебя искушает злая склон­ность, но ты бодрствуй и подавляй ее, не допускай, чтобы злоба, гнездящаяся в тебе и олицетворенная здесь в виде лежащего при дверях сердца зверя, созре­ла до решимости на злодеяние.” Во всем этом библейском разделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии человека и художественно-верное изоб­ражение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой раз­личных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека.

 

Братоубийство Каина.

 

8. И сказал Каин Авелю, брату свое­му: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его... ”Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого насилия и разрушения богоучрежденного порядка, так и первый опыт этой смерти был самым типическим выражением всех этих ее свойств. Древнехристианская тради­ция, основанная на словах самого Господа Иисуса Христа (Мф. 23:31,35; Лк. 11:49-51; Евр. 12:24), сохранила память об Авеле, как о первом праведнике. Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий (1 Ин. 3:10-12[145]).

 

Суд и наказание Каина.

 

9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

где Авель, брат твой? ”По примеру суда над падшими прародителями (3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (при­зыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубий­цы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

разве я сторож брату своему? ”Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

 

10. И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

И сказал (Господь): что ты сделал? ”Так как Каин не обнаружил готовно­сти принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосу­дие и милосердие.

голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. ”Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога (Быт. 18:20-21;[146] 19:13;[147] Исх. 3:9;[148] Иов. 24:12;[149] Иак. 5:4;[150] Евр. 5:7[151]).

“Кровь Авеля вопиет, т.е. требует отмщения (Откр. 6:9-10[152]), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр. 11:4[153]) поставляющей его в благодатном присутствии Бога” (Филарет).

В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное вы­ражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием.

 

11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

и ныне проклят ты от земли... ”Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека. При осужде­нии, напр., Адама проклинались только диавол и земля (Быт. 3:17), последняя ради человека (Быт. 3:17); теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих есте­ственных даров (Лев. 18:28;[154] Иов. 31:38-40;[155] Втор. 28:39-42[156]).

 

12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

ты будешь изгнанником и скитальцем на земле... ”Вместо этих слов рус­ского перевода славянский текст имеет: “стеняй и трясыйся будеши на земли” (στενών και τρέμων — LXX). “Сей последний перевод, — по справедливому за­мечанию митр. Филарета, — сделан, кажется, для загадочного изъяснения зна­мения, положенного на Каина (15ст.), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли” (14 ст.). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от нее имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И дей­ствительно, на примере Каина мы несем наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: “ Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним ” (Притч. 28:1).

 

13. И сказал Каин Господу (Богу): на­казание мое больше, нежели снести можно;

наказание мое больше, нежели снести можно... ”Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: “вящшая вина моя, еже оставится ми.” Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин — авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими — во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представ­ляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

 

14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

вот, Ты теперь изгоняешь меня с лица земли... ”Под лицом земли в еврейском тексте (hadama — населенная людьми и культивированная) понимается, оче­видно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: Адам изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конеч­но, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым ветром с лица земли (Пс. 1:4; Ос. 8:3[157]).

и от лица Твоего я скроюсь... ”Это параллель той же самой мысли об изгна­нии из Эдема, как страны, освященной особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

и всякий, кто встретится со иной, убьет меня... ”“Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество” (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт. 5:4).

 

15. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

отмстится всемеро ” В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной сто­роны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой — являет неистощимое богатство Своего мило­сердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность иску­пить свой грех в течение всей последующей жизни.

И сделал Господь... Каину знамение... ”По вопросу о “знаке,” положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, по­зволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным об­разом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторя­емости потопа (Быт. 9:13,15[158]), несгораемая купина — свидетельством божественно­го посланничества Моисея (Исх. 3:2,12[159]), возвращение солнца на пятнадцать сту­пеней — знамениям выздоровления царя Езекии (Ис. 38:5-7[160]).

Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: “самое определе­ние Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его,” полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или — что еще гораздо проще — потому, что оно полностью было начертано на его челе. Не­сколько аналогичный этому случай имеется, повидимому, в книге пророка Иезекииля 9:4-6[161].

 

16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

И пошел Каин... и поселился в земле Нод, на восток от Едема... ” В силу божественного повеления, Каин принужден был оставить ту отечественную зем­лю, где Бог благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Свое присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место но­вого, кочевого обитания Каина и его потомства называется землею Нод и опреде­ляется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод — это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, располо­женной, действительно на восток от Едема, “страны блаженства.”

 

Построение первого города.

 

17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

И познал Каин жену свою... ”Невольно рождается вопрос: кто же была жена Каина? Очевидно, одна из сестер, разъясняют святой Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит “так как это было вначале, и между тем, роду человеческому надо было раз­множаться, то и позволено было жениться на сестрах.” Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо жен­щина рискнула соединить свою судьбу с заведомым братоубийцей.

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха... ”Отсюда начинается краткая история новой, обособлявшейся ветви первобытного человечества или точнее — генеалогия каинитов. Она состоит почти из одного только перечня глав­ных имен, лишь изредка сопровождаемого небольшими пояснительными заме­чаниями. Но, принимая во внимание особое свойство древне-библейских имен выражать отличительные особенности и положение каждой личности в патриар­хальной фамилии, — мы должны находить (читать) историю их жизни в анализе самых их имен. Так, напр., имя первого сына Каинова Енох — значит “освятитель, начинатель, обновитель” — могло быть дано ему, как первенцу (ср. Исх. 6:14;[162] Чис. 26:5[163]) и как “инициатору” новой формы жизни — “городской,” взамен пре­жнего беспокойного скитания. Нарекая своего сына именем “начинателя, обнови­теля,” Каин, очевидно, выражал ту свою заветную мечту, что с рождением сына в момент начатой им постройки города как некоторого культурно-оседлого жили­ща, если не для него самого лично, то для его потомства наступает новый, более светлый период жизни, что Енох, родившийся уже не бесприютным скитальцем, а оседлым горожанином, откроет собой новую, более счастливую эру истории каинитов.

и построил он город ”т.е. положил основание, сделал его закладку, предоставил самую построй­ку города Еноху и дальнейшим генерациям. Этот город должно представлять себе лишь в виде простого укрепленного пункта, вероятно, опоясанного рвом и огоро­женного тыном для защиты от нападения диких зверей. С точки зрения матери­альной культуры, постройка первого рода — событие чрезвычайной важности, так как оно знаменует переход от кочевого быта к оседлому и говорит даже о значи­тельном прогрессе последнего.

 

18. У Еноха родился Ирад (Гаидад); Ирад родил Мехиаеля (Малелеила); Мехиаель родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха,

У Еноха родился Ирад, ”названный в славянской Библии ошибочно “Гаидад,” вследствие смешения еще в греческом переводе LXX двух сходных по на­чертанию начальных букв этого имени и перестановки их. Филологически имя Ирад означает “город” и там самым указывает на него, как на жителя города по преимуществу, как на первого истинного горожанина. Отсюда должно заключать, что постройка города, начатая Каином, продолженная Енохом, была относитель­но закончена лишь при рождении у последнего сына, которого он, для увековече­ния сего достопамятного события, и называет “Ирадом.”

Ирад родил Мехиаеля. ” Имя сына Ирадова, по словопроизводству с ев­рейского, означает “пораженный, уничтоженный Богом” и, по догадке толков­ников, заключает в себе намек на какое-то особенно божественное вразумле­ние забывшихся каинитов. Но в чем же именно состояло это вразумление, нельзя сказать ничего определенного: может быть, здесь увековечено было воспоми­нание о каком-либо страшном стихийном бедствии, в котором каиниты познали небесную кару.

Мехиаель родил Мафусала... ”Имя этого нового каинитского родоначальни­ка, по более правдоподобному его толкованию, значит: “человек, муж Божий,” т.е. испрошенный у Бога, данный Им; в нем, равно как и предшествующем имени, не без основания усматривают следы некоторого смирения горделивых по­томков Каина и их временного обращения к Богу, бывшего следствием обрушив­шегося на них небесного наказания.

“Мафусал родил Ламеха...” На личности самого Ламеха и на истории его се­мьи бытописатель останавливается с некоторой подробностью, давая этим са­мым знать, что семья Ламеха особенно типична для характеристики всего каи­нитского племени. Обращает на себя внимание, прежде всего, уже самое имя “Ламех,” которое значит “разрушитель, неприятель.”

 

19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Сеяла).

И взял себе Ламех две жены... ”Ламех позорно увековечил свое имя тем, что первый ввел многоженство, этим самым он извратил богоучрежденный характер брака (2:24) и обнаружил свою нравственную разнузданность и плотоугодие.

имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. ”О таковом именно характере Ламехова брака могут говорить и имена его жен, из которых первое означает — “украше­ние, привлечение,” второе — “тень, ширма.”

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.027 с.)