Начало, возрастание и продолжение потопа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало, возрастание и продолжение потопа.



 

10. Чрез семь дней воды потопа при­шли на землю. 11. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый (27) день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна не­бесные отворились;

во второй месяц, в семнадцатый день месяца... ”У евреев было два года:один — священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой — гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более опреде­ленные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства (Исх 12:2;[225] 13:4;[226] 23:15;[227] Втор. 16:1[228]), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия(Иос. Флав., рав­вин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, пада­ет на самые первые числа ноября месяца.

источники великой бездны... ”Этим именем, очевидно, обозначена вода, заключенная внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулкани­ческих сил в громадном количестве вышла на поверхность.

окна небесные отворились… ”Это — наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей (1:7).

 

12. и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

Исполнение того, что предсказано раньше (4 ст.).

 

13. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

В сей самый день… ”То есть в тот день, о котором бытописатель только что сказал и который мы определили, как один из первых дней нашего ноября месяца (когда в Палестине, обыкновенно, бывает период сильнейших дождей).

 

14. Они, и все звери (земли) по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, 15. и вошли к Ною в ковчег по паре (мужеского пола и женского) от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 16. и вошедшие (к Ною в ковчег) му­жеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему (Господь) Бог. И затворил Господь (Бог) за ним (ковчег).

Весь данный раздел представляет собой сжатое повторение того, что уже неоднократно по частям было сказано раньше. Поступая так, бытописа­тель очевидно, хочет обратить особенное внимание читателей на важность этого факта и на великость божественной любви к спасаемым.

И затворил Господь за ним ” (снаружи)... Трогательный образ божествен­ного промышления о спасаемых от потопа, прекрасно заключающий всю картину их спасения от гибели. Некоторые, впрочем, усматривает здесь аллегорию, име­ющую тот смысл, что Господь, долготерпеливо ожидавший покаяния от грешного мира, положил конец теперь этому ожиданию и решил привести в осуществле­ние Свой грозный приговор о гибели первого мира. “И затворил Господь за ним ковчег” и тем самым как бы отрезал путь к покаянию (Лк. 13:24-25,28[229]).

 

17. И продолжалось на земле навод­нение сорок дней (и сорок ночей), и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;18. вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. 19. И усилилась вода на земле чрез­вычайно, так что покрылись все высо­кие горы, какие есть под всем небом; 20. на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высо­кие) горы.

В этих стихах с большой последовательностью воображается посте­пенное возрастание и усиление потопа: “постепенность сия — говорит митроп. Филарет — с точностью и напряженной силой, показывающей великость описы­ваемого действия:” “бысть потоп,” “умножися вода,” “возмогать вода,” “умножала­сь зело,” “возмогание зело, зело.”

“И продолжалось на земле наводнение сорок дней…” Если теперь какой-либо выдающийся ливень, проходящий в течение 1-2 часов, производит иногда страшное наводнение и разрушение, то легко себе представить, какую же массу воды должен был образовать подобный ливень, идя в течение целых сорока суток. А если прибавить, что приблизительно такую массу воды дала из себя и внутренность земной коры, то картина необъятного водного океана будет совершенно готова.

на пятнадцать локтей... покрылись все высокие горы... ”Пятнадцать локтей составляют около 25 футов. По мнению большинства современных ученых экзегетов, не следует понимать эти слова в абсолютном смысле, т.е. что воды было так много, что она на 25 фут. превышала и такие высочайшие вершины, как Гималаи и Кордиль­еры. Нельзя этого допустить, главным образом потому, что мы не можем себе представить, на чем же держалась подобная глубина. По опыту мы знаем, что какова бы ни была глубина известного водного бассейна, всегда, однако, линия суши, проходя­щая по его краям, должна быть несколько выше уровня воды, чтобы последняя не перелилась через край. Следовательно, воображая себе картину всемирного потопа, мы не в силах представить себе такого положения земной поверхности, когда бы она положительно вся, без всяких исключений, была залита водой. Притом в Библии до­вольно нередки примеры того, когда целое берется вместо части — вся земля, вместо того или другого ее пункта (41:57;[230] Исх. 9:25;[231] 10:15;[232] 3 Цар. 10:24;[233] Деян. 2:5;[234]). Вполне можно бы допустить, что и здесь под термином “вся земля” и “все горы” разумеются земля и горы того самого округа, который служил местом обитания первобытного человечества и был расположен в бассейне рек Тигра и Евфрата, высшим пунктом которого была гора Арарат. Однако, Библия и, в частности, Новый Завет считает бывший при Ное потоп “всемирным” (поскольку он потопил все известное Бытописателю человечество, хотя нет основания считать, что потом покрыл материки Африки, Америки, Австралии, Гренландии... где населенность была очень малая, не погрязшая в грехах, как насельники Месопотамии), сопоставляя его, в отношении космической универсальности, с всемирной катастрофой, ожидающей мир в конце времен — с погибелью мира от огня перед явлением “нового неба и новой земли” (Мф. 24:37 и д. и паралл. 2 Пет. 3:5-7; 1 Пет. 3:20}.

 

21. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и ско­ты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22. все, что имело дыхание духа жиз­ни в ноздрях своих на суше, умерло. 23. Истребилось всякое существо, кото­рое было на поверхности (всей) земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небес­ных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было сним в ковчеге.

Весь этот библейский раздел выразительно и сильно показывает, в каком смысле должно понимать всемирность или универсальность потопа; она состояла именно в том, что воды потопа истребили буквально все живое “на поверхности зем­ли” — от человека до скота и гадов и птиц, — кроме, разумеется, спасенных в ковчеге. Следовательно, рассматривая библейский потоп с точки зрения его результатов, мы должны признать его всемирным, так как он уничтожил всю жизнь всего мира.

 

24. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней...” Возрастание и уси­ление вод потопа продолжалось в течение ста пятидесяти дней или пяти с лишком месяцев, считая в том числе и те сорок дней, с которых начался сам потоп (17 ст.). Следовательно, если начало потопа положить в первых числах ноября, то высшая точка его усиления придется на седьмой день седьмого месяца, т.е. на после­дние числа нашего апреля месяца.

 

 

Глава 8.

 

Уменьшение вод потопа.

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех пти­цах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остано­вились.

И вспомнил Бог о Ное... ”“Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощ­ной нашей природе,” — говорит относительно них святой Иоанн Златоуст: “что значит помяну? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия.” Самое же “воспоминание” Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград (Быт. 19:29;[235] Исх. 2:24;[236] 32:13;[237] Пс. 131:1[238]).

“и навел Бог ветер на землю...” Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных (Исх. 10:13-19;[239] 14:21[240]), Бог употребляет естественные явления и законы, Им ус­тановленные в качестве орудий Своей воли.

 

2. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

И закрылись источники бездны и окна небесные… ” Причина прекращения потопа стоит в полном соответствии с причиной его происхождения (5:4).

 

3. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

В параллель картине постепенного возрастания потопа (7:17-20), этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекраще­ния.

Отметив самый факт ухода воды в свои обычные водовместилища, бытопи­сатель указывает и на детали — во-первых, уменьшение количества воды, во-вто­рых, остановка ковчега на вершине горы Арарат и освобождение из-под воды вер­шин других гор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.008 с.)