Бог является авимелеху во сне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бог является авимелеху во сне.



 

3. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.

И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне... ”Охраняя чистоту будущей матери обетованного сына, Бог является Авимелеху и вразумляет его. В еврейском тексте здесь он назван “Элогим” — “Творец вселенной,” т.е. тем самым именем, под каким Он смутно был известен и у языческих семитов, хотя и с примесью различных заблуждений. Явление Творца ночью и во сне было обычной формой откровения Его язычникам, напр., фара­ону (41:1) или Навуходоносору (Дан. 4:5).

вот, ты умрешь... ”Основываясь на последующем контексте (17 ст.), можно думать, что Авимелех в это время был сильно болен, и потому такая угроза была особенно действительна

 

4. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь (не знавший сего) и невинный народ?

Владыка! неужели Ты погубишь... и невинный народ?… ” В очередной раз мы встречаем здесь обращение к Господу, как Промыслительному и Милосердному Судие — в еврейском тексте это слово — Адонай (от корня дан — судья). И опять это обращение связано с контекстом призвания Божиего милосердия и правосудия. Таким образом, имеется очередное подтверждение совершенной абсурдности точки зрения, что Адонай (а также и Иегова, Элогим) являются именами Бога. Названия эти Господа, соответствующие русским определениям — Милосердный Судия, Сущий, Творец Вселенной используются в еврейском тексте строго в соответствии с сопутствующим контекстом.

В данном случае, как самое это обра­щение к Богу, так и исповедание Его Правосудия, напоминающее подобные же речи Авраама (18:23-25), дает ясные доказательства того, что следы ис­тинного богопознания еще не вовсе исчезли из памяти лучших представителей ха­наанских племен, одним из числа которых является в данном случае и Авимелех герарский.

 

5. Не сам ли он сказал мне: она сест­ра моя? И она сама сказала, он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих.

Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих... ”Оправдываясь в своем поступке, Авимелех говорит, что он допустил его не по злоупотреблению правом сильного, а по неведению, будучи сам введен в заблуждение; в действительности же, ни с внутренней (простота сердца), ни с внешней (чистота рук) стороны в его действии не заключалось ничего пре­ступного. Так рассуждал Авимелех с точки зрения своей, хананейской, мора­ли, где взятие незамужней женщины в гарем царя почиталось честью, а не бесчестием для нее.

 

6. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца тво­его, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;

Я знаю... потому и не допустил тебя прикоснуться к ней. ” В содержании этого стиха заключен целый ряд глубоких истин: во-первых, здесь обнаружи­вается божественное всеведение, которое проникает в глубину наших помыслов и чувств; во-вторых, здесь раскрывается то высокое свойство Божественного Пра­восудия, по которому оно судит и оценивает поступки людей не по внешним фак­там, а по их внутренним мотивам и нравственному настроению виновного; нако­нец, отсюда же вытекает и представление о Боге, как о верховном охранителе святости и чистоты брачного союза.

 

7. теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты бу­дешь жив, а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.

он пророк... ”Здесь в еврейском тексте в первый раз употреблен тер­мин “ наби,” служащий техническим обозначением специального служения в Ветхом Завете. Основываясь на свидетельстве кн. Царств (1 Цар. 9:9[680]), некоторые говорят, что этот термин сравнительно позднейшего происхож­дения, которому в период судей предшествовал термин — “роэ” (провидец); отсюда выводят, что и все Пятикнижие — произведение позднейшей эпохи. Но более глубокий анализ Пятикнижия и более полная история термина “наби” свидетельствуют как раз о противоположном.

Несомненно, что тер­мин “наби” весьма древнего, домоисеева происхождения; но первоначаль­но он не имел технического смысла, а соответственно значению своего кор­ня (“наба” — говорить), указывал на человека, с которым говорил Бог или который сам говорил с Богом, вообще — стоял к Нему в более близких, не­посредственных отношениях, возвещал Его волю и ходатайствовал перед Ним за других (7 ст.; Исх. 7:1;[681] 15:20; Чис. 11:29;[682] Втор. 13:1;[683] Суд. 6:8;[684] 1 Цар. 9:9; 3 Цар. 22:7[685] и др.). С течением времени подобные лица получили особое наименование “роэ” —провидцев, или прозорливцев, по более осязательному свойству их — предсказывать будущее; так было преимуще­ственно в эпоху судей. Но в период царей, когда стали внимательно изучать Пятикнижие, снова было восстановлено и древнее название пророков — “наби,” как более полно выражающее идею их — посреднического между Богом и людьми — служения.

 

8. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии (все) весьма испугались. 9. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое вели­кий грех? Ты сделал со мною дела, ка­ких не делают.

И встал Авимелех утром рано и призвал всех рабов своих... И при­звал... Авраама... ”Вся эта торжественность и гласность расследования дела свидетельствует о крайней его важности в глазах Авимелеха и о высоком правосудии последнего.

 

10. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?

 

что ты имел в виду, когда делал это дело? ”Какими побуждениями ты руководствовался, вводя нас в подобный обман, который мог стоить нам жизни, или, по крайней мере, грозил нам лишением потомства?

 

11. Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; 12. да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;

Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия.., да она и подлинно сестра мне... ”Авраам оправдывает свое поведение, во-первых, чувством самосохранения, подсказавшим ему это средство из-за опасения, что нечестивые филистимляне могли убить его ради того, чтобы овладеть его женой; во-вторых, ссылкой на то, что Сарра и на самом деле доводится ему сестрой, только не родной, а сводной.

 

13. когда Бог повел меня странство­вать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой.

когда Бог повел меня странствовать... то я сказал ей... везде говори обо мне: это брат мой. ”Третьим оправданием Авраама служит добровольный уговор у него с Саррой, заключенный еще перед самым выходом из Ура Халдейскаго и, следовательно, не имевший в виду личности Авимелеха. Замечательна здесь глубокорелигиозная точка зрения Авраама на всю его скитальческую жизнь, как на непосредственное водительство Божье.

 

Авимелех возвращает Сарру.

 

14. И взял Авимелех (серебра тыся­чу сиклей и) мелкого и крупного ско­та, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.

И взял Авимелех (серебра тысячу сиклей и) мелкого и крупного скота... и дал Аврааму... ”Как некогда египетский фараон (12:20) одарил Авраама, в награду за покушение на его жену, так же точно, в искупление своей невольной вины, поступил теперь и Авимелех герарский.

 

15. И сказал Авимелех (Аврааму): вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.

И сказал Авимелех (Аврааму): вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. ”Насколько египетский фараон, находясь некогда в подобном же положении, спешил поскорее удалить Авраама, настолько, наоборот, Авимелех ста­рается теперь удержать Авраама в своей стране и вступить с ним в дружеский союз; отсюда можно заключить, что и в предшествующем поступке — в захвате Сарры ими руководили столь же неодинаковые мотивы.

 

16. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оп­равдана.

вот... тысячу сиклей серебра; вот... покрывало для очей пред всеми... ”Подобная сумма встречается еще дважды в Библии на наши деньги она, считая каждый сикль по 80 коп., равнялась свыше 800 руб. се­ребром. Что касается покрывала, подаренного Авимелехом Сарре всвидетель­ство ее невинности, то для нас смысл этого дара недостаточно ясен: по всей ве­роятности он основывался на каком-либо неизвестном нам местном обычае, и во всяком случае достигал своей цели.

(Обратите внимание – здесь замечание о тысяче сиклей серебра, находящееся в еврейском тексте уже не вызывает никакого сомнения…)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)