Лот спасается бегством в Сигор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лот спасается бегством в Сигор.



 

12. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

кто у тебя есть еще здесь? всех выведи из сего места... ” В награду за оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама (18:23-32; ср. 19:29) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая спасе­ние всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.

 

13. ибо мы истребим сие место, по­тому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истре­бить его.

велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его... ”Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (4:10; 18:20). И так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный Бог и решается прекра­тить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством (6:5-7).

 

14. И вышел Лот, и говорил с зятья­ми своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Но зятьям его показалось, что он шутит.. ” Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (8 ст.). Оно обыкновенно реша­ется так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, нака­нуне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями.

 

15. Когда взошла заря, Ангелы нача­ли торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей тво­их, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. 16. И как он медлил, то мужи те (Ан­гелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух до­черей его, и вывели его и поставили его вне города.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота... и как он медлил... вывели его... ”“Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подейство­вала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлятъ город, жа­лея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэто­му Ангелы “по милости Господней” выводят его силой” (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы “Ангелами” (15 с.)

 

17. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавли­вайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

один из них сказал: спасай душу свою... ”На основании всего последующего контекста (18, 21, 24) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, некоторые комментаторы ус­матривает “Ангела Господня,” (Ангела Иеговы) который выступал главным действую­щим лицом и в предшествующей главе (18).

спасай душу свою... ”“ Душа ” здесь взята, как синоним “жизни,” в качестве основной ее сущности.

не оглядывайся назад и нигде не останавливайся... ”Ближайший смысл тако­го запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравствен­ный — заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному пори­цанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (Мф. 24:18;[651] Флп. 3:13-14[652] и др.).

 

18. Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19. вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасать­ся на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;

вот, раб Твой... но я не могу спасаться на гору... ” Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы — по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недо­статок мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей ма­лодушной просьбой.

 

20. вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя (ради Тебя). 21. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну горо­да, о котором ты говоришь;

вот, ближе бежать в сей город, он же мал... ”Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор (22 ст.). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого го­родка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

 

22. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. 23. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор,

Потому и назван город сей: Сигор.. ”Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное — “Цоар,” значит в дослов­ном переводе: “малый, небольшой;” этим самым указывается и причина его пе­реименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность (20). Раньше же этот городок носил название “Белы” (14:2[653]). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иор­данской долины (13:10;[654] Втор. 34:3[655]), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζόαρα у Стеф. Ви­зан., и от времени крестовых походов (“Согар” или “Цогар,” по имени которого и само Мертвое море называется еще “морем Цогар”).

 

Гибель Содома и Гоморры.

 

24. И пролил Гоподь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25. и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастания земли.

И пролил Господь... дождем серу и огонь от Господа с неба... и ниспроверг города сии... ”Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: “ и пролил Господь... от Господа...

По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский, Киприан, Тертуллиан, и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну (Ин. 5:22-23; 2 Сол. 2: 8; Откр. 1: 16; 2:16; 19:15).

(В славянском варианте написано: “И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огонь от Господа с небесе,” после “жупел” – запятая. Очевидно, смысл получается совершенно иной, имеем типично уточняющий библейский стих, и нет необходимости пришивать сюда Логоса…)

Что касает­ся характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом, — Втор. 29:23;[656] Ос. 11:8[657]), то, основываясь на данных самого текста (“ дождем серу и огонь… с неба ”), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели (Втор. 29:23; Иер. 49:18;[658] 50:40;[659] 2 Пет. 2:6[660]), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (14:10[661]); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулка­нического извержения. Так Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли.

Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины “Сиддим” и обыкновенно известное у нас под именем “Мертвого,” в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины (Втор. 3:17[662]), или Соле­ным морем (14:3;[663] Чис. 34:3[664]); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами.

Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшей­ся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхожде­ние. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вул­канического происхождения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.01 с.)