Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видение ангелов, молитва Иакова.

Поиск

 

1. А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Анге­лы Божии. 2. Иаков, увидев их, сказал: это опол­чение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

“Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая обо­дрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк Ангелов” (Святой Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 625).

Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревек­ка выслала на защиту Иакова 72 человека, некоторые еврейские толкователи видели в “Ангелах Божиих” или “ополчении Божием” просто путников, караван которых ободрил Иакова в его страхе.

Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых “видениях” (φαντάσματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему “благие надежды” в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: “Ангелы Божии” суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месо­потамию (гл. 28). Название их “ополчением Божиим” (machoneh Elohim) со­ответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского “воинство небесное” (Нав. 5:14;[963] Пс. 102:21[964]). Что нередко назывался сонм Ангелов “ополчением Божиим” видно из 1 Пар. 12:22.[965] Двойственная фор­ма имени “Маханаим” объясняется так, что Иаков разом видит два стана: зем­ной (собственный) и небесный (Ангелов), или же — два сонма Ангелов; после­днее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм — Ангелы-хранители земли Ханаанской те­перь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. 28:12-13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс. 33:8[966] и др.) и целых народов и царств (Дан. 10:13,21;[967] 12:1[968]) — учение библейское.

Маханаим — впоследствии город убежища (Нав. 21:36[969]) упоминается не раз в истории Давида и Соломона (2 Цар. 2:8;[970] 17:24,27;[971] 19:32[972]).

 

3. И послал Иаков пред собою вест­ников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков по­сылает земных вестников (тоже — maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее назва­ние, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25;[973] др. прозвание его — Едом, 36:1,[974] вероятно, ввиду случая с чечевицею, 25:30[975]), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6[976]) о гористой и обильной пеще­рами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой пле­менами Исава (Втор. 2:12;[977] 4-5;[978] 8[979]). Исав с семьею переселился туда позже (Быт. 36:6[980]), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, пред­ставлявшим удобства для его любезного занятия — охоты.

 

4. и приказал им, сказав: так скажи­те господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5. и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего (Иса­ва), дабы приобрести (рабу твоему) благоволение пред очами твоими.

Названия: “господин” для Исава и “раб” для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, — акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6;[981] 1 Цар. 24:9[982]), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву — и очевидное captatio benevalentiae.

 

6. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твое­му Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет на встречу с 400 мужей, — вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился (28:8-9[983]).

 

7. Иаков очень испугался и смутил­ся; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав напа­дет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (28:13-15;[984] 31:13[985]), — на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи — обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама, Быт. 15:6[986]). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто челове­ческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его сове­сти за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обра­щает мысль Иакова к Богу.

 

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Гоcподи (Боже), сказавший мне: возвра­тись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим пе­решел этот Иордан, а теперь у меня два стана. 11. Избавь меня от руки брата мое­го, от руки Исава, ибо я боюсь его, что­бы он, придя, не убил меня (и) матери с детьми.

В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва (если не считать ходатайства Авраама за содомлян, 18:23[987] и д.) имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искреннос­тью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеж­дой на Него одного.

В начале молитвы — исповедание Бога Богом спасения и ука­зание на прямое повеление (31:13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием — быть с ним (10). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо — осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи — “чтобы Исав не убил его и матери с детьми” (12). Последнее выражение — ходячая фраза (Ос. 10:14;[988] Втор. 22:6[989]), означающая пол­ноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.

 

12. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как пе­сок морской, которого не исчислить от множества.

Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его (28:13;[990] ср. 22:17[991]).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.008 с.)