Богоявление Моисею в земле мадиамской и на пути в Египет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богоявление Моисею в земле мадиамской и на пути в Египет.



 

18. И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. (Спустя много времени умер царь Египетский.)

Причина, по которой Моисей не открывает Иофору истинной цели своего путешествия в Египет, заключается или в его смирении, или же, как думают неко­торые, в не совсем близких отношениях к своему тестю.

 

19. И сказал Господь Моисею в (зем­ле) Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.

Созревшая в душе Моисея решимость отправиться в Египет могла ослаб­ляться мыслью о возможности преследования за совершенное им убийство египтянина (2:12, 15[1465]), — опасением за собственную жизнь. Ввиду этого, укрепляя его в намерении двинуться в путь, Господь в новом явлении и говорит, что возникшие в его душе опасения напрасны: “умерли все, искавшие души твоей.”

 

20. И взял Моисей жену свою и сы­новей своих, посадил их на осла и от­правился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. 21. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. 22. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; 23. Я говорю тебе: отпусти сына Мо­его, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана.

Свою просьбу отпустить евреев в пустыню для принесения жертвы Богу (3:18) Моисей должен подкрепить совершением пред фараоном всех тех чудес, сила к совершению которых сообщена Моисею (“которые Я положил в руку твою”). И хотя эти чудесные действия, не одни лишь три вышеописанные, но и все после­дующие, так как в ст. 23 говорится о последней казни, не произведут на фараона впечатления, — сердце его по воле Божией ожесточится, однако Моисей не дол­жен смущаться подобным обстоятельством. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни — убиения его первенца (12:29-33[1466]); оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль по любви к нему Бога (Ос. 11:1[1467]) есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу (23; 19:6[1468]), служил человеку. За непризнание же подобных прав Израиля фараон поплатится жизнью своего старшего сына: “ожесточу сердце фараона.” Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и свое­корыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими выс­шей божественной воле (8:19;[1469] 9:27[1470]): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная на­клонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении ви­новником ожесточения его сердца является Бог.

 

24. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умер­твить его. 25. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26. И отошел от него Господь, Тогда ска­зала она: жених крови — по обрезанию. [1471]

Предшествующее богоявление Моисею закончилось угрозой пока­рать фараона за возможное неисполнение им божественного требования. Что подобная угроза — не слова только, в этом убедился сам Моисей: “дорогою на ночлег Господь хотел умертвить его.” Так как действующим лицом до сих пор был Моисей, то под тем, кого хотел убить Господь, нужно разуметь его же, Моисея, но не сына, как думают некоторые. В чем заключалась причина такого грозного отно­шения Бога к Моисею, видно из дальнейшего хода событий. Если угроза смерти отменяется после обрезания одного из сыновей пророка: “Сепфора, взявши ка­менный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и отошел от него Господь” (25-26), то само собою понятно, что причиной ее было необрезание этого сына. Судя далее по тому, что обрезание совершает Сепфора, можно с достоверностью предположить, что виновницей необрезания была она. Следуя обычаям своего племени, в котором, по свидетельству Иосифа Флавия, обрезание мальчиков совершалось на 13 году, она откладывала выполнение данного обряда до того времени, когда ее сыну наступит законный, по ее воззрению, возраст. Моисей, таким образом, не был виновником необрезанности своего сына. И если тем не менее опасности смерти подвергается он (Быт. 17:14), а не Сепфора, то, конеч­но, потому, что он — глава семьи. Совершив обрезание, Сепфора “бросила к но­гам Моисея крайнюю плоть сына своего (слав. “ припаде к ногам его и рече: ста кровь обрезания сына моего. И отиде от него аггел, занеже рече: ста кровь обрезания сына моего. ” Прим. ред.) и сказала: ты жених крови у меня по обрезанию.” Действие Сепфоры свидетельствует о ее раздражении, оно же слышится и в ее словах: супружество с Моисеем является для нее причиной нежелательного пролития крови, измены обычаям предков. Из рассказа 18 гл. кн. Исход о том, что Сепфора с сыновьями присоединяется к Моисею уже по выходе евреев из Египта (2-5), с несомненностью следует, что после описанного в предшествующих стихах события она удалилась к своему отцу, а Моисей отправился в Египет один.

 

Прибытие в Египет.

 

27. И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он по­шел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. 28. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал. 29. И пошел Моисей с Аароном, и собра­ли они всех старейшин сынов Израилевых, 30. и пересказал (им) Аарон все сло­ва, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глаза­ми народа, 31. и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

Исполняются божественные предсказания (ст. 27-28, ср. 14:29-31,[1472] ср. 3:18[1473]), и этим поддерживается дух Моисея. Славянское чтение ст. 31: “ и вероваша людие и возрадовашася ” естественнее русского: “и поверил народ, и услышали.” За уверенностью последовала радость о наступлении времени ос­вобождения, а под влиянием того и другого возникло “преклонение” пред Гос­подом.

 

Глава 5.

 

1.Первое встреча Моисея и Аарона с фараоном.

 

1. После сего Моисей и Аарон при­шли к фараону и сказали (ему): так го­ворит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праз­дник в пустыне.

Чем объясняется отсутствие старейшин (3:18), сказать довольно трудно. Мнение, будто бы оно вызвано тем, что со времени назначения Аарона помощни­ком Моисея (4:15-16) к нему перешли права последних участвовать в изложе­нии цели посольства (“скажете” — 3:18), не находит для себя основания в Биб­лии. Старейшины не назначаются быть “устами Моисея” (4:16). Иудейское пре­дание объясняет не упоминание о старейшинах тем, что на пути к фараону они, один за другим, оставили Моисея и Аарона. Просьба отпустить народ для служе­ния Сущему, национальному Богу евреев, должна представляться вполне есте­ственной для фараона (см. выше объяснение 18 ст. 3 гл.) и вполне обычной с точки зрения обычаев того времени. По свидетельству Геродота, подтверждае­мому исследованиями египтологов, в Египте существовал обычай отправляться в известные времена в определенный город для совершения праздника в честь почитаемого в нем бога.

 

2. Но фараон сказал: кто такой Гос­подь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил (сынов) Израиля? яне знаю Господа и Израиля не отпущу.

Если фараон отказывается исполнить такую законную просьбу, то, между прочим, потому, что она предъявляется от лица Всевышнего, “Которого он не знает.”

Разделяя тот общеязыческий взгляд, что могущество известного бога определя­ется силой и благосостоянием почитающего его народа (Ис. 45:6,14[1474]), фараон считает Всевышнего бессильным по сравнению с египетскими богами: египтяне госпо­да, а евреи рабы. Требования же бессильного Бога для него необязательны.

 

3. Они сказали (ему): Бог Евреев при­звал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.

Повторяя прежнее требование, Аарон и Моисей изменяют его, во-первых, в том отношении, что прямо указывают на обязательность для себя его исполнения: “Бог евреев призвал нас (с евр. “явился нам”). Отпусти нас (точнее: “позволь нам пойти”), чтобы Он не поразил нас язвою или мечом.” Как для фараона и его подданных обязательна воля их богов, так и для них, Моисея и Аарона, обязательны требо­вания Господа. В случае неисполнения они подвергнутся гневу Его, как подвергают­ся гневу своих богов те из язычников, которые не хотят умилостивлять их соверше­нием празднеств. Во-вторых, вместо прежнего общего указания на путешествие в пустыню они определяют теперь количество потребного для него времени (“три дня пути”), желая тем самым сказать, что удаление евреев на такой непродолжитель­ный срок (6-7 дней в оба конца) не принесет существенного ущерба работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.007 с.)