Четвертая казнь — песьи мухи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертая казнь — песьи мухи.



 

20. И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фарао­на. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение (в пустыне); 21. а если не отпустишь народа Мое­го, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Егип­тян песьими мухами и самая земля, на которой они живут;

Нежелание фараона отпустить евреев навлекло на Египет новое бед­ствие, выразившееся в появлении особых живых существ, названных в еврейском тексте словом “аров,” а у LXX “κυνόμνια” (песьи мухи). Производя выражение “аров” от еврейского глагола “арав” — “смешивать,” Иосиф Флавий, а за ним древ­ние еврейские комментаторы и позднейшие раввины понимают его в значении смешения различных животных и насекомых. Акила же, которому следует блаженный Иероним, разумеет под “аров” одних только мух различного рода. Но если, по­добно Фюрсту, производить “аров” от арабского “аrab” — “хватать,” “жалить,” причем “аров” будет означать “жалящее,” то подобное производство, вполне соглас­ное со словами 45 ст. 77 Пс: “Бог послал на них (египтян) насекомых, чтобы жалили их” (ср. Прем. 16:9[1508]), будет указывать на “аров” не как на мух вообще, а на мух, производящих сильный укус. Так и смотрели на дело LXX переводчиков, пе­редававшие еврейское “аров” выражением “κυνόμνια” — “песьи мухи” и тем дав­шее понять, что они разумели под “аров” определенный род мух. Понимание LXX признается и новейшими экзегетами — Буддеем, Кейлем, Дильманом. По сло­вам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свой­ства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему.

Засвидетельствованное древними и новы­ми путешественниками обилие мух в Египте, на что намекает и пророк Исайя (7:18[1509]), дает возможность предполагать, что орудием четвертой казни было есте­ственное явление, причинявшее по воле Божией сверхъестественный характер. Последний обнаруживается как в наступлении и прекращении бедствия по слову Моисея (20-21, 31), так и в освобождении от него местожительства евреев — земли Гесем.

 

22. и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь (Бог) среди (всей) земли; 23. Я сделаю разделение между на­родом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение (на земле).

Освобождение от казни земли Гесем должно было указывать фарао­ну на абсолютную, не признаваемую им, силу Бога Израилева. Он губит Египет, Его власть над этой страной неустранима человеческими усилиями (25), и в то же время щадит народ Свой, является властным национальным Богом, на что ранее указывалось царю. Если при поражении новой казнью как Египта, так и Гесема фараон мог подумать, что в ней нет ничего особенного, то, наоборот, при разде­лении между египтянами и Израилем (23), Всевышний явился именно Богом “всей земли” (22).

 

24. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Еги­петскую: погибала земля от песьих мух. 25. И призвал фараон Моисея и Ааро­на и сказал: пойдите, принесите жерт­ву (Господу) Богу вашему в сей земле. 26. Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас кам­нями? 27. мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам (Господь).

Невозможность для евреев выполнить предложение фараона: “пой­дите, принесите жертву Богу вашему в сей земле” объясняется тем, что жертвоп­риношение, будучи отвратительно для египтян, возбудит их религиозный фана­тизм, они побьют евреев камнями. По указанию сирийского перевода Пешито, Таргума Онкелоса, а равно и некоторых экзегетов, фанатизм египтян мог быть выз­ван принесением евреями в жертву таких животных, которые считались в Египте священными и заклание которых, как дело святотатственное, требовало по поня­тию египтян возмездия. По мнению же других (Лянге), чувство отвращения мог вызвать не один лишь выбор животных, но и весь еврейский культ, как культ ино­земный. Указание на это дано в словах: “Господу, Богу нашему.” Жертва отврати­тельна в виду того, что приносится неведомому, не чтимому в Египте Богу.

 

28. И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне (Господу).

Согласие фараона на удаление евреев оказывается не добровольным, а вынужденным. Давая его, он боится лишиться даровых работников: “не уходите далеко.”

 

29. Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу (Богу), и уда­лятся песьи мухи от фараона, и от ра­бов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. 30. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. 31. И сделал Господь по слову Мои­сея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. 32. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа.

 

Глава 9.

 

Пятая казнь — мор на скот.

 

1. И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; 2. ибо если ты не захочешь отпустить (народ Мой) и еще будешь удер­живать его, 3. то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; 4. и разделит Господь (в то время) между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего (скота) сынов Израилевых не умрет ничего. 5.И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.

Пятая казнь — тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетель­ства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отожде­ствляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни — предсказание ее наступления (3), быстрота этого пос­леднего (5), освобождение от нее земли Гесем (4), а также опустошительная сила ее действия (3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чу­десного явления.

 

6. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.

Как видно из 9-10 и 19 ст. данной главы, выражение: “вымер весь скот египетский” нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле (3), или указывает на все виды скота (3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся од­ной какой-нибудь породой.

 

7. Фараон послал узнать, и вот, из (всего) скота (сынов) Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоно­во ожесточилось, и он не отпустил народа.

Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Всевышнего, сохранив­шего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему — лишиться даровых работников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.007 с.)