Хитрость Иосифа с целью испытать братьев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хитрость Иосифа с целью испытать братьев.



 

1. И приказал (Иосиф) начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в от­верстие мешка его, 2. а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младше­му вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. 3. Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.

После дружественной беседы и торжественной общей трапезы с бра­тьями, Иосиф готовит братьям тяжкое испытание: по побуждениям, которые на первый взгляд представляются непонятными, Иосиф приказывает домоправите­лю положить в мешок своего меньшего брата свою серебряную чашу — для того, чтобы иметь повод требовать от братьев оставления Вениамина в качестве раба (ст. 10) и затем испытать степень привязанности братьев к единоутробному бра­ту Иосифа. Вместе с тем Иосиф каждому из братьев (и Вениамину) приказывает по-прежнему возвратить плату за хлеб. Последнее, по замечанию иудейских ком­ментаторов, имело отклонить подозрение у братьев, будто Вениамин действи­тельно виновен в похищении чаши: теперь появление последней в мешке Вениа­мина имело полное сходство с загадочным (вторичным) возвращением платы за хлеб каждому из братьев Иосифа.

 

4. Еще не далеко отошли они от го­рода, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих лю­дей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? (для чего украли у меня серебряную чашу?) 5. Не та ли это, из которой пьет гос­подин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. 6. Он догнал их и сказал им эти слова.

Иосиф торопит домоправителя своего отправиться в погоню за его бра­тьями; иначе они сами могли заметить чужую вещь у Вениамина и возвратить ее, — тогда план Иосифа остался бы не выполнен. Братьям Иосифа должна была быть поставлена на вид особая неприглядность их поступка:

1) они позволили взять собственность человека, их облагодетельствовавшего;

2) взять вещь, необ­ходимую в жизненном обиходе Иосифа; притом

3) они уже опытно могли знать (ср. 23:33), что Иосиф владеет даром предвидения, в частности — на взятой ими чаше он “гадает” (“nachesch jenachesch” — “обычно гадает”): разумеется весьма употребительное у древних гадание по чаше — киликомантия (κυλικομαντεία, κυαϋομαντεία), состоявшая в наблюдении игры лучей света на поверхности воды, налитой в чашу, гидромантия, когда в воду бросались драгоценные вещи и по блеску их отгадывали будущее. Возможно, что о гадании Иосифа говорится им и домоправителем в тоне несерьезном. Ссылка на гадание нужна была лишь для придания обвинению характера уверенности.

 

7. Они сказали ему: для чего госпо­дин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. 8. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? 9. У кого из рабов твоих найдется (чаша), тому смерть, и мы будем раба­ми господину нашему.

Предъявленное обвинение братья Иосифа совершенно основательно опровергают ссылкой на факт возвращения ими Иосифу платы за хлеб, из какого факта очевидна была честность их и неспособность на приписываемое ими похи­щение. В сознании своей невинности они сами назначают себе чрезмерно боль­шое наказание: смерть виновника и рабство всех прочих братьев (31:32[1239]), — ни одно, ни другое не требовалось уголовным правом древнееврейским и других древних народов; участие целого общества в ответственности виновника требо­валось Моисеевым уголовным правом неоднократно (Втор. 21:1-9).

 

10. Он сказал: хорошо; как вы сказа­ли, так пусть и будет: у кого найдется (чаша), тот будет мне рабом, а вы буде­те не виноваты.

Домоправитель принимает предложение братьев лишь в той его части, какою они предлагали сделать обыск у них (ср. 12 ст.): налагаемое ими наказа­ние он смягчает.

 

11. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каж­дый свой мешок. 12. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.

Обыск, очевидно, для придания ему характера правильности и непре­днаме­ренности, начинается со старшего брата и, естественно, чаша отыски­вается лишь у последнего. 10 раз вздох облегчения вылетал из груди обыскивае­мых, но тем сильнее было впечатление от результата обыска у 11-го брата.

 

13. И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.

По поводу раздирания одежд сыновьями Иакова Мидраш замечает, что это было им возмездие за то, что они некогда заставили отца своего разодрать одежды (37:34[1240]). Во всяком случае факт раскаяния братьев Иосифа в давнем преступлении не подлежит сомнению.

 

14. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю.

Иуда нарочито выделяется из среды братьев, как имеющий выступить ходатаем за Вениамина и говорить вместо всех братьев, которые, очевидно, все принимают участие в судьбе Вениамина.

 

15. Иосиф сказал им: что это вы сде­лали? разве вы не знали, что такой че­ловек, как я, конечно угадает?

Иосиф, желавший от братьев именно такого отношения к Вениамину, начинает обвинять их не столько в низости, сколько в нерассудительности: бра­тья, уже знакомые с проницательностью Иосифа, не могли, говорит он, думать скрыть от него похищение. Что касается его волхвования (ср. ст. 5), то, по блаженному Феодориту (вопр. 107), он “сказал это, не в самом деле употребляя гадания и волхвования, но применяя слова к настоящему обстоятельству. Достойна же удивления точность в словах его. Даже и притворно пред братьями не согласился приписать себе волшебство, приписывает же кому-то другому, облеченному тою же властью, ибо не сказал: я волхвую, но: волхвованием волхвует человек, подоб­ный мне.”

 

16. Иуда сказал: что нам сказать гос­подину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду ра­бов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках на­шлась чаша. 17. Но (Иосиф) сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, авы пойдите с миром к отцу вашему.

Сознавая себя и братьев своих неповинными, Иуда, однако, выстав­ляет на вид, что у них найдено вещественное доказательство похищения (“corpus delicti”), поэтому только непосредственное действие суда Божия может объяс­нить наличность их виновности: так Иуда апеллирует уже не к справедливости, а к милости Божьей и к милосердию правителя Египта. Но Иосиф, повторяя сказан­ное домоправителем его (ст. 10), настаивает на оставлении в рабстве одного Ве­ниамина, а прочим братьям предоставляет идти свободными и невредимыми к отцу: здесь самый решительный пункт их искуса, — представлялся благовидный повод отделаться от любимца. Но в эту напряженную минуту с новою энергиею выступает на защиту Вениамина Иуда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.006 с.)