Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования



Ведущей фигурой в специальной школе является учитель. Он должен хорошо знать содержание и специфику работы с умствен­но отсталыми детьми.

Учитель занимает центральное место в подготовке учащихся к сознательному усвоению учебного материала. Без помощи учите­ля умственно отсталые школьники не могут усвоить многие зна­ния, овладеть рядом необходимых умений и навыков. Учащиеся специальной школы нуждаются в повышенном внимании со сто­роны педагога.

Учителю принадлежит решающая роль в реализации специаль­ных задач специальной школы, т.е. коррекции недостатков позна­вательной деятельности детей. Эти задачи решаются в процессе разностороннего воспитательного воздействия.

Огромное значение в преодолении дефектов умственного раз­вития школьников имеют уроки рисования. Однако не всякие за­нятия по изобразительной деятельности могут оказать коррекционное влияние на личность аномального ребенка. Эффективность проводимой работы всецело зависит от учителя. Чрезвычайно важ­но, чтобы он отчетливо понимал, что в изобразительной деятель­ности содержится большой резерв педагогических средств воздей­ствия на ученика.

Учитель несет особую ответственность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания. Опытный педа­гог в своей практической деятельности последовательно, шаг за шагом осуществляет этот дидактический принцип. При этом коррекционно-педагогическая работа по преодолению или ослабле­нию тех или иных недостатков учащихся в ходе занятий рисова­нием не является какой-то особенной областью, изолированной от всей остальной работы. Наоборот, каждый этап урока строится в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями, которые глубоко пронизывают весь учеб­ный процесс.

Была бы допущена серьезная ошибка, если бы урок рисования планировался по такой системе: «общеобразовательная работа» плюс «коррекционная работа», т.е. сначала обучение вообще, а затем «добавка» из области специальной педагогики. Такое струк­турное упрощение учебного процесса нанесло бы специальной школе существенный вред.

Иногда коррекционным называют обучение, организованное по принципу «ошибка ученика — ее исправление учителем». В этом случае главное содержание коррекции усматривается в своевре­менном оказании конкретной помощи ребенку, допустившему ошибку в работе. Такой подход к обучению имеет ряд серьезных недостатков. Главный из них — закрепление у школьников при­вычки ожидать помощь со стороны учителя и, следовательно, понижение самостоятельности и активности.

Разумеется, что подобные способы организации коррекционно-воспитательной работы не имеют ничего общего с системным подходом к решению специальных задач специальной школы.

Известно, что на ребенка влияют не отдельные, разрозненные средства обучения и воспитания, а целая система окружающих условий и мер педагогического воздействия. Воспитание в про­цессе обучения — это прежде всего организация соответствующих условий. И чем целесообразнее будут организованы такие усло­вия, тем более положительными окажутся результаты педагоги­ческого воздействия.

К числу таких условий относится в первую очередь професси­онально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рацио­нальной методики работы.

Коррекционно-воспитательная работа оказывается продуктив­ной в том случае, если учитываются положительные потенци­альные возможности умственно отсталых детей, а не только от­рицательные стороны их личности и недостатки познавательной деятельности. В связи с этим продолжает быть чрезвычайно акту­альным учение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», согласно которому существует два уровня развития: актуальный (знания, умения и навыки, которыми ребенок уже владеет) и потенциальный (способность ребенка к овладению новыми зна­ниями, умениями и навыками). Учет потенциального уровня по­зволяет прогнозировать дальнейшее развитие ученика, которое идет вслед за процессом обучения, создающим так называемые зоны ближайшего развития. Эти зоны помогают определить динамиче­ское развитие ребенка, предвидеть его ближайшие возможности, учитывать не только достигнутое сегодня, но и видеть то, что будет достигнуто завтра.

 

Учение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития является основополагающим при организации коррекционно-воспитательной работы.

К числу условий, обеспечивающих успешное проведение та­кой работы на уроках рисования, следует отнести ряд специаль­ных знаний и умений, которыми должен обладать учитель специ­альной школы. Имеется в виду прежде всего знание своеобразия изобразительной деятельности умственно отсталых детей: осо­бенности передачи формы изображаемых предметов, специфи­ческое отражение в рисунках пространственных отношений пред­метов, характерное использование цвета и др.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы на уро­ках рисования велико значение личностных качеств учителя. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в специальной литературе. В частности, советский олигофренопедагог Ф.М. Новик писал о том, что умелое сочетание настойчивости и требовательности с любовно-доброжелательным, чутким и заботливым отношением к умственно отсталым детям — существенно важная черта поведе­ния олигофренопедагога, обеспечивающая ему авторитет в дет­ском коллективе.

С полным правом следует считать сугубо профессиональными такие черты характера педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю возможность успешно управлять поведением и дея­тельностью умственно отсталых детей, многие из которых чрез­мерно возбудимы, склонны к бурным аффектам, расторможены. Вовремя предупредить конфликтные ситуации, затормозить им­пульсивные реакции учащихся — важная задача учителя.

Среди учащихся специальной школы немало и таких, психи­ческое состояние которых характеризуется вялостью, пассивно­стью, заторможенностью. Только благодаря энергии, активности, эмоциональности и доброжелательности учителя удается преодо­леть трудности в организации учебной деятельности этой катего­рии школьников, сделать их обучение целенаправленным и эф­фективным.

Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких ре­зультатов в нелегкой, но благородной работе с умственно отста­лыми детьми.

Литература для самостоятельной работы

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В.Воронковой. — М., 1994.

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомога­тельной школе: Кн. для учителя. — М., 1993.

Грошенков И.А. Уроки рисования в I—VI классах вспомогательной школы. — М., 1975. — 3-е изд., испр. и доп.

Грошенков И. А. Учебно-воспитательные и коррекционно-развивающие цели уроков рисования во вспомогательной школе // Дефектоло­гия. - 1981. -№3.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 1998.

Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в I —III классах. — М., 1979.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олиго­френопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб, заведе­ний / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.

Обучение учащихся I —IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой. - М., 1982; 1983.

Эк В. В. Урок во вспомогательной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики. — М., 1988.

Глава V

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.007 с.)