Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-воспитательной работы
В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Структура урока рисования Общее развитие ребенка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития», — подчеркивает Л. В. Занков. Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке. Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых решаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и используются своеобразно, с учетом познавательной деятельности умственно отсталых детей. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип — принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием в специальной школе состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.
Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование) на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (звенья). Общая организационная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде: I. Подготовительная часть 1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей). 2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников). П.Основная часть 1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). 2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности). 3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок). 4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.). III. Заключительная часть 1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем). 2. Задание на дом. 3. Организованное окончание урока. Рассмотрим структуру урока более подробно. I. Подготовительная часть Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги для пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего постороннего, не имеющего отношения к уроку рисования. На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных столиках-подставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам предметы, служащие объектами изображения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рассматривания и изучения. Такую подготовительную работу ученики выполняют по очереди под контролем учителя, который стремится к тому, чтобы их действия были осознанными и целенаправленными. В том случае, если дежурный допускает какую-либо ошибку, учитель, обращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и исправить. Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают совершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятельным. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает существенное влияние на формирование графических навыков, положительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы. Создание заинтересованности в начале урока достигается разными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображения и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет. Далее учитель рассказывает, чему дети будут учиться на уроке, объясняет, какое практическое значение имеет предлагаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок. Он показывает лучшие рисунки учеников параллельного класса и аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов или орнаментов, репродукции картин, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки; читаются отрывки из литературных произведений, загадки, отдельные строки из стихотворений, песен. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности. Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызывает необходимую активность и адекватное отношение к поставленным задачам. II.Основная часть Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отсталых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме: а) организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка); б) анализ предмета: выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; установление конструкции, строения предмета (расположение частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу); выделение цвета каждой части; в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета). Недостатки общего психического развития умственно отсталых школьников вызывают необходимость направлять их деятельность по определенному пути. Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, приходится фиксировать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т.д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т.д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже и т.д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы. В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы учащиеся активно участвовали в анализе объекта (образца). Для того чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к сознательному восприятию объекта, требующему определенного уровня аналитико-синтетической деятельности, учителю приходится использовать специфические приемы обучения, о которых подробно говорилось в предыдущем разделе этого пособия.
Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапы построения рисунка. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей. Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учителю приходится весь процесс построения рисунка делить на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями. Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия). В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка: I период подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения; поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание); практическое выполнение рисунка учениками; отчет учащихся о порядке построения рисунка; II период совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка; показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения; повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся; III период выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения. Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее. Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги, учитель использует образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию. Однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, например о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш. Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он показывает приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т.д. Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния, включить в общую фронтальную работу. III. Заключительная часть Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества. При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока. Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей сознательного отношения к выполнению заданий и умения преодолевать встречающиеся трудности. Задание на дом. Учащиеся I—IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке. Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисунки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с натуры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему. Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах. Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе урока рисования во многом зависят от наиболее целесообразного, рационального дозирования каждого его этапа. При этом подготовительная часть урока (т.е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности, «врабатываемость» наступает через 5—10 мин после начала урока. Затем следует наиболее активная и продуктивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й мин урока). Именно в этот период важно направить интеллектуальную деятельность школьников на всестороннее познание объекта изображения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания. Примерно на 25 —30-й мин урока, когда наблюдается общее утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, восстанавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т.п.). В заключительной части урока (от 30-й до 45-й мин) учащиеся производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание рисунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т.п.). Предлагаемая структура урока рисования и примерное распределение времени на каждом из этапов в наибольшей степени отвечают особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.031 с.) |