Анализ урока рисования в специальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ урока рисования в специальной школе



Ценным средством повышения качества коррекционно-воспитательной работы в процессе обучения детей изобразительной деятельности является анализ урока рисования.

Сформулируем основные дидактические требования, которым должен удовлетворять урок:

1) единство общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;

2) правильный выбор учебного материала (натуры, образца, темы) и методов применительно к каждому из этапов урока;

3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной ра­боты;

4) организационная четкость построения урока.

Во время проведения урока в специальной школе должны со­блюдаться следующие условия:

• замедленный темп обучения (соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у умственно отсталых детей);

• некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков;

• многократное повторение (закрепление) усваиваемого ма­териала;

• максимальное привлечение чувственного опыта ребенка (ощущение, восприятие и т.п.);

• оптимальное вовлечение учащихся в выполнение предмет­но-практической деятельности;

• опора на наиболее развитые положительные качества уче­ника и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

• дифференцированное руководство учебной деятельностью школьников;

• расчленение целостной деятельности на отдельные части, элементы, операции;

• постоянное исправление, корректирование действий уча­щихся;

• привлечение разнообразных приемов и методов с целью раз­вития познавательных процессов и целенаправленной деятельно­сти умственно отсталых детей.

Анализ урока рисования с точки зрения соблюдения этих ус­ловий позволяет сделать вывод о том, насколько правильно орга­низовано коррекционное воздействие на учеников.

Для планомерного изучения эффективности педагогического процесса предлагается следующая схема разбора урока:

Примерный план анализа урока рисования Материал урока

Соответствие темы урока требованиям учебной программы по изобразительной деятельности.

Вид работы (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы) и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими уроками.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач рисования (позволяет ли подобран­ный материал активно влиять на сенсорные процессы, познава­тельную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферу учащихся).

Посильность материала урока с точки зрения:

структуры (конструкции) объекта изображения;

количества (объема) материала;

конкретности графических образов (тематическое рисование);

изобразительных возможностей учащихся.

Соответствие материала урока задаче формирования графических навыков (владение карандашом и кистью, регулирование движения в соответствии с задачами изображения, правильная передача про­странственных свойств предметов: форма, величина, пропорция).

Эстетическая оценка натуры (натурной постановки) или деко­ративного образца, а также иллюстративного материала, исполь­зуемого на уроке в качестве дополнительного средства обучения и развития.

Наличие у учащихся интереса к объекту изображения и содер­жанию практической работы.

Соответствие домашнего задания теме и целям урока.

Оборудование урока

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования для данного урока из имеющегося в школе и его соответствие целям урока и особенно­стям развития умственно отсталых детей.

Обеспечение условий для наилучшего восприятия объекта изоб­ражения (целесообразные размеры объекта; наличие специальных столиков-подставок для натуры; установка ламп-рефлекторов; при­менение соответствующего фона, на котором размещается пред­мет; использование раздаточного материала и др.).

Целесообразность применения технических средств обучения на данном уроке.

Умеренность в использовании наглядных пособий и дидакти­ческого материала.

Общая оценка оборудования урока рисования.

Структура урока

Целесообразность использования «дробной» структуры урока рисования в специальной школе (организационный момент; ввод­ная беседа; анализ объекта изображения, образца или опреде­ление сюжета; планирование построения рисунка; указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная ра­бота учащихся над рисунком; подведение итогов урока — ана­лиз детских рисунков и их оценка; домашнее задание; оконча­ние урока).

Соотношение и оправданность каждого из этапов урока. Обес­печение органической связи между ними и подчиненность их об­разовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям урока. Четкость и последовательность построения урока. Целесообразность продолжительности каждого этапа урока. Логи­ческая и дидактическая завершенность урока.

Коррекционно-воспитателъная работа на уроке

Правомерность дифференцированной постановки соответству­ющих образовательных, коррекционно-развивающих и воспита­тельных целей урока, затрагивающих познавательную, эмоцио­нально-волевую и двигательную сферу деятельности учащихся специальной школы.

Целесообразность приемов по усилению мотивации изобрази­тельной деятельности школьников, по преодолению у некоторых из них индифферентности к работе и неадекватности поведения.

Эффективность использования различных методов и средств обучения и воспитания (сочетание слова, наглядности и практи­ческих действий); их соответствие возрасту учащихся, уровню раз­вития познавательных возможностей детей.

Организация умственных действий школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение учащимися интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, контролирующих и др.), связанных с изучением объекта изображения и построением рисунка. Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания.

Использование речи школьников в процессе изучения (обсле­дования) изображаемого предмета. Продуктивность способов по­буждения их к речевой деятельности. Контроль за речью учащих­ся, исправление лексико-грамматических ошибок.

Эффективность графических средств развития дифференциро­ванных движений, тонкой произвольной моторики рук.

Используемые в учебном процессе средства эмоционально-эс­тетического, нравственного и трудового воспитания учащихся.

Результативность осуществления индивидуального и дифферен­цированного подхода к учащимся на уроке рисования.

Подготовленность учителя к уроку

Степень понимания специальной роли рисования в развитии и воспитании умственно отсталых детей. Умение использовать педа­гогически значимый потенциал изобразительной деятельности для решения особых задач специальной школы.

Знание материала урока, умение применять разнообразные методы и способы работы, владение техникой ведения урока (вы­полнение учебных рисунков и правильное оформление иллюст­рированного материала на классной доске, демонстрация нагляд­ных пособий, умение своевременно приходить ученику на помощь, поддерживать интерес к рисованию и т.д.).

Использование новейшей научной общепедагогической и спе­циальной литературы.

Способность учитывать психофизические особенности и гра­фическую подготовленность учащихся. Умение применять в ходе урока поощрения и порицания в соответствии с личностными качествами умственно отсталого ребенка.

Характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность.

Характер поведения учителя на уроке и его влияние на эмоцио­нально-волевую деятельность и поведение учащихся.

Общая оценка подготовленности учителя к уроку.

Общая оценка урока

Успешность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей урока. Комплексный характер средств, обеспечивающих решение поставленных задач.

Уровень организации деятельности и поведения учащихся на уроке.

Эффективность осуществления дидактических принципов обу­чения. Результативность индивидуальной, фронтальной и диф­ференцированной работы на уроке. Коррекционно-развивающая направленность урока рисования в целом и каждого из его эта­пов.

Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности. Виды формируемых и закрепляемых умений и на­выков.

Оценка различных сторон психофизической деятельности школь­ников в связи с коррекционным воздействием, оказываемым на уроке рисования.

Целостность и законченность урока.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.148.106 (0.047 с.)