Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учащиеся специальной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важнейших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусства имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы, охватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся: 1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждого урока в соответствии с задачами специальной школы, спецификой психофизического развития и особенностями изобразительной деятельности детей. Развитие детей на уроках рисования не может происходить спонтанно и выступать как результат любой изобразительной деятельности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач (целей) обучения и воспитания. Как показывает практика, в специальных школах предпринимаются настойчивые попытки решать образовательные задачи в единстве со специальными. Однако при подготовке к уроку рисования формулируются зачастую только учебные цели, реже — воспитательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отождествляются. Что касается специфических коррекционно-развивающих целей, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие целей, необходимых для специального обучения и воспитания, резко снижает развивающий характер занятий по изобразительной деятельности. Одна из причин такого подхода к планированию процесса обучения — прямой перенос дидактических требований, характерных для массовой школы, где на уроках изобразительного искусства на первый план выдвигается развитие изобразительных навыков и художественно-творческих способностей учащихся. Для специальной школы подобная трактовка дидактических задач оказывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность школьников, органически сочетая учебные, коррекционно-развивающие и воспитательные цели. Параллельное решение многих целей на одном уроке представляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее важно заранее определить, на какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также цели, предусматривающие организацию поведения, развитие активности, аккуратности, критического отношения к себе, результатам своего труда и т.д. Не менее важно заранее планировать приемы, которые направлены на преодоление у некоторых учеников недостатков развития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду преодоление инертности, безразличия, безынициативности — у одних, негативизма и упрямства — у других, двигательного беспокойства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи не предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут резко снижаться. Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реализации. 1. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности, подчинение содержания каждого урока задачам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся. Это в известной степени определяется видом работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофизической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими категориями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки. Уроки декоративного рисования в наибольшей степени способствуют формированию графических навыков (удержания направления движения, прекращения движения в нужной точке, регуляции силы нажима на карандаш и др.). В процессе целенаправленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Разнообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное значение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами. Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобранных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей пространственной ориентировки. Проектирование деятельности умственно отсталых детей, с помощью которой решаются основные задачи специальной школы, — важный резерв повышения развивающей роли уроков рисования. 3. Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность и значительное число микроэтапов и педагогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается динамичность учебного процесса и решаются очередные коррекционно-развивающие задачи. В широком смысле динамичность учебного процесса выражается в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения. Динамический характер урока рисования препятствует выработке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем самым расширяет возможности для формирования у них обобщенных знаний и приемов работы над рисунком, позволяет осуществлять перенос с одного вида деятельности на другой. Вместе с тем условия специального обучения не исключают, а, наоборот, предполагают известную стабильность в организации учебного процесса, что делает его привычным для умственно отсталых школьников. Эта стабильность проявляется во внешних условиях учебной деятельности (класс, расположение детей за партами, наличие соответствующего оборудования и учебных принадлежностей для рисования, руководство учащимися и т.д.), в общей организации урока (наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока, его регламентации во времени). Согласно существующим в общей педагогике классификациям, уроки изобразительного искусства относят к такому типу уроков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие графических способностей и техники рисунка составляет очень важный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприятия предметов и явлений. Этому в общей структуре урока уделяется большое внимание. Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательного интереса и эмоционально-эстетического отношения к изобразительной деятельности и произведениям изобразительного искусства. Важным условием повышения эффективности урока изобразительного искусства является введение в его структуру пропедевтической части, обеспечивающей нервно-психическую подготовку учащихся к учебной деятельности. 4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического развития умственно отсталых школьников. Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом необходимо специально подчеркнуть важную роль предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения. В этом заключены реальные возможности повышения мыслительной активности умственно отсталых школьников. Существенное значение имеют также приемы и методы коррекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисования корригируется и развивается зрительно-двигательная координация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, целенаправленно проводить работу по организации ориентировочно-исследовательской деятельности, больше давать разнообразных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки. Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствующих движений руки. Занимательность и эмоциональность графических упражнений, новизна содержания изобразительных заданий, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно сказываются на решении педагогических задач. Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты достигаются прежде всего специальным подбором содержания учебного материала. Для этого используются выразительные и эстетически привлекательные объекты (натура, образец), высокохудожественные картины, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, переживаний. Необходимо специально отметить в существующей практике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью неправомерно широкое использование средств, с помощью которых можно достичь внешнего эффекта за короткое время. К ним относятся, например, рисование по шаблонам и трафаретам, копирование готовых образцов, раскрашивание заранее приготовленных контурных изображений и т.п. 5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, который предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения. Необходимость дифференцированного подхода в обучении обусловлена прежде всего разной степенью снижения интеллекта, особенностями моторики, неодинаковой сформированностью графических навыков, специфическими проявлениями в области эмоционально-волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей. Разнообразие графических действий, необходимых для рисования, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики детей, особенно уровень развития умственной деятельности. Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержание выполняемой работы. Это касается прежде всего структурной сложности графических заданий. Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом варианте, а другим — в более сложном. Поэтому при подборе учебного материала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количество элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т.д. Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом случае разным детям может быть предложено разное количество упражнений, включающих неодинаковое число изображений, которые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бумаге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности варьировать сложность заданий. Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата. По мере развития учащихся, совершенствования их графических навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности. 6. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания. Эффективность коррекционно-воспитательной работы во многом зависит от условий, в которых она протекает. Оптимальные гигиенические условия предполагают прежде всего обеспечение надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых предметов. Наиболее благоприятные возможности создаются при наличии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопечатные и объемные учебные пособия отчетливо видны. Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.). Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежности низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно-развивающий потенциал деятельности резко снижается. Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы. Это касается в первую очередь оснащенности учебного процесса таким наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики. Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, предназначенных для рисования с натуры, красиво выполненных дидактических пособиях. Зрелищность — одна из характерных черт каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать действенное влияние на эмоциональную сферу умственно отсталого ребенка. Соблюдение охранительного режима оказывает положительное воздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы. Важную роль играет само поведение учителя. Его ровный, спокойный, доброжелательный тон, педагогический такт, заинтересованное отношение к выполняемому ребенком заданию создают атмосферу творчества и взаимного понимания. 7. Систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства. Такой подход представляется необходимым для выявления, с одной стороны, итоговых данных, полученных в процессе занятий рисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важное прогностическое значение для планирования работы на последующих этапах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.01 с.) |