Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Поиск

Учащиеся специальной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важней­ших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусст­ва имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повыше­ния эффективности коррекционно-воспитательной работы, ох­ватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждо­го урока в соответствии с задачами специальной школы, специ­фикой психофизического развития и особенностями изобразитель­ной деятельности детей.

Развитие детей на уроках рисования не может происходить спон­танно и выступать как результат любой изобразительной деятель­ности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач (целей) обучения и воспитания.

Как показывает практика, в специальных школах предприни­маются настойчивые попытки решать образовательные задачи в единстве со специальными. Однако при подготовке к уроку рисо­вания формулируются зачастую только учебные цели, реже — вос­питательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отожде­ствляются.

Что касается специфических коррекционно-развивающих це­лей, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие целей, необходимых для специального обучения и вос­питания, резко снижает развивающий характер занятий по изоб­разительной деятельности.

Одна из причин такого подхода к планированию процесса обу­чения — прямой перенос дидактических требований, характер­ных для массовой школы, где на уроках изобразительного искус­ства на первый план выдвигается развитие изобразительных на­выков и художественно-творческих способностей учащихся. Для специальной школы подобная трактовка дидактических задач ока­зывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому осо­бенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность школьников, органически сочетая учебные, коррекционно-развивающие и вос­питательные цели.

Параллельное решение многих целей на одном уроке представ­ляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не ме­нее важно заранее определить, на какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие со сторо­ны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также цели, предусматривающие орга­низацию поведения, развитие активности, аккуратности, крити­ческого отношения к себе, результатам своего труда и т.д.

Не менее важно заранее планировать приемы, которые на­правлены на преодоление у некоторых учеников недостатков раз­вития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду пре­одоление инертности, безразличия, безынициативности — у од­них, негативизма и упрямства — у других, двигательного беспо­койства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи не предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут рез­ко снижаться.

Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реали­зации.

1. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразитель­ной деятельности, подчинение содержания каждого урока зада­чам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Это в известной степени определяется видом работы (рисова­ние с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофи­зической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро­вания. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими катего­риями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.

Уроки декоративного рисования в наибольшей степени спо­собствуют формированию графических навыков (удержания на­правления движения, прекращения движения в нужной точке, регуляции силы нажима на карандаш и др.). В процессе целена­правленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Раз­нообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное зна­чение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами.

Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобран­ных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей простран­ственной ориентировки.

Проектирование деятельности умственно отсталых детей, с помощью которой решаются основные задачи специальной шко­лы, — важный резерв повышения развивающей роли уроков ри­сования.

3. Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность и значительное число микроэтапов и педа­гогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается дина­мичность учебного процесса и решаются очередные коррекционно-развивающие задачи.

В широком смысле динамичность учебного процесса выражает­ся в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения.

Динамический характер урока рисования препятствует выра­ботке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем са­мым расширяет возможности для формирования у них обобщен­ных знаний и приемов работы над рисунком, позволяет осуще­ствлять перенос с одного вида деятельности на другой.

Вместе с тем условия специального обучения не исключают, а, наоборот, предполагают известную стабильность в организа­ции учебного процесса, что делает его привычным для умственно отсталых школьников. Эта стабильность проявляется во внешних условиях учебной деятельности (класс, расположение детей за партами, наличие соответствующего оборудования и учебных при­надлежностей для рисования, руководство учащимися и т.д.), в общей организации урока (наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока, его регламентации во времени).

Согласно существующим в общей педагогике классификаци­ям, уроки изобразительного искусства относят к такому типу уро­ков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие гра­фических способностей и техники рисунка составляет очень важ­ный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприя­тия предметов и явлений. Этому в общей структуре урока уделяет­ся большое внимание.

Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательно­го интереса и эмоционально-эстетического отношения к изоб­разительной деятельности и произведениям изобразительного ис­кусства.

Важным условием повышения эффективности урока изобра­зительного искусства является введение в его структуру пропедев­тической части, обеспечивающей нервно-психическую подготов­ку учащихся к учебной деятельности.

4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического раз­вития умственно отсталых школьников.

Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом необходи­мо специально подчеркнуть важную роль предметно-практичес­кой деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображе­ния. В этом заключены реальные возможности повышения мысли­тельной активности умственно отсталых школьников.

Существенное значение имеют также приемы и методы кор­рекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисо­вания корригируется и развивается зрительно-двигательная ко­ординация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, про­странстве и т.д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, це­ленаправленно проводить работу по организации ориентировоч­но-исследовательской деятельности, больше давать разнообраз­ных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки.

Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствую­щих движений руки. Занимательность и эмоциональность графи­ческих упражнений, новизна содержания изобразительных зада­ний, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно сказываются на решении педагогиче­ских задач.

Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты до­стигаются прежде всего специальным подбором содержания учеб­ного материала. Для этого используются выразительные и эсте­тически привлекательные объекты (натура, образец), высокоху­дожественные картины, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, пере­живаний.

Необходимо специально отметить в существующей практике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью неправо­мерно широкое использование средств, с помощью которых можно достичь внешнего эффекта за короткое время. К ним относятся, например, рисование по шаблонам и трафаретам, копирование готовых образцов, раскрашивание заранее приготовленных кон­турных изображений и т.п.

5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, ко­торый предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Необходимость дифференцированного подхода в обучении обус­ловлена прежде всего разной степенью снижения интеллекта, осо­бенностями моторики, неодинаковой сформированностью графи­ческих навыков, специфическими проявлениями в области эмо­ционально-волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей.

Разнообразие графических действий, необходимых для рисо­вания, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики де­тей, особенно уровень развития умственной деятельности.

Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержа­ние выполняемой работы. Это касается прежде всего структурной сложности графических заданий. Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом варианте, а другим — в более сложном. Поэтому при подборе учебного мате­риала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количество элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т.д.

Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом слу­чае разным детям может быть предложено разное количество уп­ражнений, включающих неодинаковое число изображений, кото­рые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бума­ге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности ва­рьировать сложность заданий. Однако главное заключается в диф­ференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата.

По мере развития учащихся, совершенствования их графиче­ских навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоя­тельности детей в изобразительной деятельности.

6. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы во мно­гом зависит от условий, в которых она протекает. Оптимальные гигиенические условия предполагают прежде всего обеспечение надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых пред­метов. Наиболее благоприятные возможности создаются при на­личии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопе­чатные и объемные учебные пособия отчетливо видны.

Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветны­ми карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.).

Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежно­сти низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В ре­зультате коррекционно-развивающий потенциал деятельности резко снижается.

Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления кор­рекционно-воспитательной работы. Это касается в первую оче­редь оснащенности учебного процесса таким наглядным мате­риалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эс­тетики. Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, пред­назначенных для рисования с натуры, красиво выполненных ди­дактических пособиях. Зрелищность — одна из характерных черт каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать дейст­венное влияние на эмоциональную сферу умственно отсталого ре­бенка.

Соблюдение охранительного режима оказывает положительное воздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изоб­разительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

Важную роль играет само поведение учителя. Его ровный, спо­койный, доброжелательный тон, педагогический такт, заинтере­сованное отношение к выполняемому ребенком заданию создают атмосферу творчества и взаимного понимания.

7. Систематический анализ эффективности коррекционно-воспи­тательной работы на уроках изобразительного искусства.

Такой подход представляется необходимым для выявления, с одной стороны, итоговых данных, полученных в процессе заня­тий рисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важ­ное прогностическое значение для планирования работы на по­следующих этапах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.01 с.)