Рисование как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей



Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, иг­ровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразитель­ную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее инте­ресной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выра­жения оно приближается к игре.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Н.Ле­онтьева и других видных отечественных психологов, психика чело­века наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Неслучайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогиче­ского воздействия, и как средство психолого-педагогического изу­чения ребенка, и как средство определения степени умственной отсталости.

Академик В.М.Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской пси­хики».

Однако на ранних этапах формирования специальной педаго­гики рисование не считалось средством разностороннего исправ­ления дефектов развития умственно отсталого ребенка. Оно рассматривалось в основном как средство благотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями развития и, в частности, на их эмоциональную и двигательно-моторную сферу.

Недостаточно глубокое изучение структуры изобразительной деятельности не позволяло видеть принципиальных отличий в рисовании умственно отсталых и нормальных детей. О рисунках учащихся с недостатками интеллектуального развития существо­вало традиционное мнение, суть которого состояла в следующем: низкая техника исполнения, бедное, ограниченное содержание, резко замедленный темп развития изобразительных умений и на­выков.

Психолого-педагогическое изучение особенностей графиче­ской деятельности умственно отсталых детей учеными в значи­тельной степени способствовало научному обоснованию методики преподавания рисования в специальной школе. Обучение детей рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Отмечалось также, что изобразительная деятельность яв­ляется важным фактором познания ребенком окружающего мира.

Исключительно большое значение занятий рисованием под­черкивали А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Г. М.Дульнев, Л. В. Занков, И.М.Соловьев, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, М.М.Нудельман, Ж.И.Шиф и др.

Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать ка­кой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: опреде­лить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изобража­емым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие свой­ства и особенности, которые, как правило, не становятся объек­том внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправлен­ных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.

Известный русский педагог К.Д.Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абст­рактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления учащихся необходимо прежде всего форми­ровать у них способность наблюдать. Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «мыслит формами, крас­ками, звуками, ощущениями вообще...»1.

У умственно отсталых школьников отмечаются грубые нару­шения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит перед вспомогательной школой задачу, на­правленную на развитие у учащихся правильного, дифференци­рованного восприятия предметов.

Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свой­ствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сен­сорные недостатки, свойственные умственно отсталым школьни­кам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельнос­ти. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование.

Овладение умениями и навыками рисования требует осуще­ствления сенсорного воспитания и само содействует такому вос­питанию. Это достигается путем тщательного изучения учащими­ся величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо­дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

В процессе хорошо организованных занятий по изобразитель­ной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, во­ображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обу­чения. Большой запас правильных представлений позволяет уча­щимся лучше познавать окружающий мир.

Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии воспри­ятия пространства и пространственных представлений.

Развитие у детей восприятия, представлений и других психи­ческих процессов невозможно без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден произво­дить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру на­глядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопостав­лять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспе­чивают правильное выполнение задания.

Однако было бы ошибочно полагать, что во время рисования умственные операции совершаются автоматически, самопроиз­вольно — достаточно только начать рисовать. Для активного раз­вития мышления ребенка и исправления свойственных ему недо­статков нужны особые условия.

Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслено. Необходимы еще и специ­альные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчи­нять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют разви­тию таких умений. Так, например, у многих учащихся младших классов наблюдаются значительные нарушения координации дви­жений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе за­нятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому спо­собствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности ана­лизаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазо­мер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движени­ям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществ­лять контроль за направлением и качеством движений. В резуль­тате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют общую симп­томатологию. Вместе с тем разным группам детей и каждому из них в отдельности присущи специфические черты. Одни спокой­ны и легко подчиняются требованиям учителя. Их недостатки от­четливо проявляются лишь в случаях, связанных с интеллекту­альной стороной деятельности. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживают­ся во всех сферах деятельности.

Под воздействием занятий рисованием происходят сущест­венные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и це­ленаправленный характер. В известной степени у детей развива­ется самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Сле­довательно, рисование как организующее средство должным об­разом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся.

Получить положительные результаты в развитии и воспитании различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблю­дении соответствующих психолого-педагогических условий. Одним из таких условий является использование рациональной методи­ки и адекватных коррекционных приемов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.005 с.)