Краткий словарь терминов изобразительного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий словарь терминов изобразительного искусства



Акварель — водяные краски, красящие вещества с добавлением для связи растительного клея, меда, сахара и глицерина. Акварель бывает твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых или металлических чашечках-корытцах и мягкая — в тюбиках.

Важнейшее свойство акварельной живописи — прозрачность красоч­ного слоя. Акварельными красками обычно рисуют на бумаге, разводят их водой; инструментами служат круглые кисти с мягким и упругим во­лосом.

Аппликация — орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или на ткань) кусочков цветной бу­маги (или ткани) определенной формы.

Бордюр — кромка или полоска, составленная из декоративных эле­ментов (узоров). Применяется в декоративно-оформительской работе и служит для обрамления рисунка или какого-либо текста.

Глазурь — тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия, увеличивая его прочность. Глазурь бывает цвет­ной и бесцветной, прозрачной и матовой. Кристаллическая глазурь от­личается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле.

Гуашь — водяная краска, применяемая для выполнения живопис­ных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов. Примесь некоторого количества белил обеспечивает плотность и непрозрачность красочного слоя. Плотность частиц гуаши дает возможность перекрывать темные краски светлыми, что существенно отличает ее от акварели. Ок­рашенная гуашевыми красками поверхность матовая и всегда в различ­ной степени белесоватая по тону. Чаще всего гуашью работают на бума­ге, растворяя краску водой. Инструментом для работы служат круглые и плоские кисти, как жесткие (щетинные), так и мягкие (беличьи и ко­лонковые).

Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовления быто­вых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т.д. К произведе­ниям декоративно-прикладного искусства относятся художественно вы­полненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изде­лия, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декора­тивная отделка интерьеров и фасадов зданий.

Дизайн — художественное конструирование предметов; проектирова­ние эстетического облика промышленных изделий.

Дизайнер — художник-конструктор, специалист по дизайну.

Живопись — один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле — художественное изображение предметного мира на плос­кости посредством цветных материалов.

Изразец — керамическая плитка, применяемая для облицовки стен или печей. Плитка может быть белой, цветной или орнаментально-росписной. Лицевая сторона плитки покрывается глазурью.

Интерьер (в декоративно-прикладном искусстве) — отделка, оформ­ление внутреннего помещения в здании.

Картина — художественное произведение, передающее творческий замысел с помощью красок. Относится к типу так называемого станко­вого искусства.

Керамика — различные художественно-декоративные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления. Керамика на­ходит широкое применение в строительстве (наружная облицовка зда­ний, стен, печей) и в быту (глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, различные статуэтки и игрушки).

Колорит — общий характер соотношения красок в картине (цветном рисунке) по тону, насыщенности цвета.

Композиция — в переводе с латинского означает «сочинение, состав­ление, расположение». Композиция — это структура, взаимосвязь важ­нейших элементов художественного произведения, от которой зависит его смысл.

Контур — внешние очертания какого-либо предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет.

Лепка — одна из основных разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала — специальных сортов гли­ны, воска, пластилина.

Мозаика — особая разновидность техники, применяемая в изобрази­тельном искусстве, основанная на применении кусочков разноцветных твердых веществ, например цветных камней, окрашенного стекла и т.д. Кусочки твердого материала, плотно пригнанные друг к другу, укрепля­ются при помощи цемента, воска, специальной мастики, клея.

Мольберт — станок, подставка (чаще треножная), на которой поме­щается на нужной высоте и с соответствующим наклоном холст на под­рамнике, картон, доска и пр.

Мотив (в декоративно-прикладном искусстве) — расположенный определенным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орнамента).

Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.

Народные художественные промыслы — местные отрасли художествен­ного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прослав­ленным народно-художественным промыслам России относятся: палех­ские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское кружево. Эти из­делия широко распространены в быту и способствуют формированию эстетического вкуса.

Натура (в практике изобразительного искусства) — предметы (суще­ства, явления), которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы.

Рисовать с натуры — рисовать непосредственно с действительности, с оригинала, а не с изображения.

Натюрморт — («мертвая натура») — род живописи, изображающей предметы обихода, снедь (овощи, фрукты, битая дичь и т.п.), цветы.

Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и соче­тании геометрических или изобразительных элементов. По закономерно­стям построения обычно выделяют три широко распространенные раз­новидности орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, бордюры, окаймления), розеты (орнамент, вписанный в круг), сетчатые орнамен­ты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Палитра — 1) тонкая дощечка четырехугольной или овальной формы с отверстием для надевания на большой палец левой руки, предназна­ченная для разведения или смешивания красок; 2) подбор цветов, ха­рактерный для данной картины.

Панно — часть стены (потолка), обрамленная лепниной или орна­ментом и украшенная живописным или скульптурным изображением декоративного назначения.

Папье-маше — бумажная масса с добавлением гипса, клея и крахма­ла. Для изготовления предметов из папье-маше сначала делают форму из гипса, дерева, металла и т.п., в которую вдавливают мягкую бумажную массу. Последняя после высыхания и затвердевания подвергается соот­ветствующей отделке, окраске, лакировке.

Паспарту — картонная рамка или подклейка для рисунков или фото­графий.

Перспектива — один из способов изображения пространственных форм. Различают три вида перспективы. Линейная перспектива — способ изо­бражения, при котором предметы передаются на плоскости тем мень­шими, чем дальше они находятся от зрителя. Например, дорога, уходя­щая вдаль, изображается линиями, сходящимися в одной точке, там, где условно проводится линия горизонта. Воздушная перспектива — спо­соб изображения предметов на плоскости со всеми переменами света, тени и красок по мере удаления изображаемых предметов от зрителя. Воздушная перспектива последовательно смягчает контуры отдаленных предметов, тона делает менее яркими, тени — менее густыми. Обратная перспектива — способ изображения, при котором предметы уменьша­ются по мере их приближения к зрителю. Ею пользовались восточная живопись, русская иконопись и др.

Пластилин — пластическая масса, применяемая для скульптурной леп­ки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с примесью воска и красящих веществ.

Пропорции — определенные соотношения форм (частей) предмета по величине. Понятие «пропорция» применимо как к изображению, так и к самой натуре.

Репродукция — воспроизведение картины, рисунка (оригинала) ти­пографским способом или средствами фотографии.

Ритм (в декоративно-прикладном искусстве) — строгая повторяемость или чередование элементов узора.

Роспись (в прикладном искусстве) — сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специаль­ным инструментом. Например, хохломская роспись по дереву, палех­ская роспись по папье-маше и др.

Сангина — материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато-коричневого цвета; техника рисунка, выполненного таким материалом.

Симметрия — соразмерность в расположении частей целого в про­странстве, полное соответствие по величине, форме и расположению одной половины целого другой половине. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, у которой крылья симметричны относительно тельца, являющегося осью этой симметрии. Примером цент­ральной симметрии может быть цветок ромашки, лепестки которого симметричны относительно центра цветка.

Скульптура — художественное произведение, созданное путем резь­бы, лепки или отливки.

Материалом для скульптуры может быть: глина, воск, пластилин (мяг­кие вещества), дерево и камень (твердые вещества), расплавленная брон­за, чугун, гипс, бетон (затвердевающие жидкие вещества) и др.

Стилизация (в декоративно-прикладном искусстве) — декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема.

Сюжет — совокупность действий, событий, явлений, которые со­ставляют основное содержание художественного произведения.

Трафарет — пластина (из бумаги, картона, пластмассы, дерева и пр.) с отверстиями в виде определенной формы, рисунка или надписи; слу­жит для многократного воспроизведения этих изображений и ускорения графических работ, а также для дидактических целей.

Уголь — материал для рисования в виде тонких палочек, приготов­ленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформирован­ных из специальной угольной массы; техника рисунка, выполненного таким материалом. Рисунки обыкновенным древесным углем обладают бархатным тоном.

Фломастер — предмет для письма и рисования в виде карандаша (ав­торучки), в котором пишущим узлом является пористый или волокни­стый стержень (из лавсана, тефлона и др.), пропитанный специальным красителем — особыми водными чернилами, которые не закупоривают капилляры пишущего стержня; широко применяется для выполнения декоративно-оформительских работ.

Фон (в живописи) — основной цвет, тон, на котором пишется кар­тина или создается узор.

Фриз — изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены.

Шаблон — образец плоской фигуры, вырезанной по контуру из бума­ги, картона, пластмассы и других материалов; используется в дидактиче­ских целях, а также для воспроизведения повторяющихся изображений.

Шрифт — определенный рисунок букв, цифр и других знаков, имею­щий общие черты композиционного построения.

Штрих — линия, выполняемая одним движением руки. Основной простейший элемент техники рисования.

Эмблема — условное обозначение какой-либо идеи или понятия с помощью наглядного изображения или условного знака.

Эскиз — предварительный беглый набросок рисунка, картины.

Эстамп — печатный оттиск на бумаге с изображения, сделанного художником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне. Ти­раж эстампа делается специалистом-печатником под наблюдением ав­тора по авторскому образцу и подвергается авторской корректуре. Каждый оттиск художник подписывает своим именем.

Этюд (в живописи) — произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие....................................................................................................... 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.02 с.)