Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь терминов изобразительного искусства⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Акварель — водяные краски, красящие вещества с добавлением для связи растительного клея, меда, сахара и глицерина. Акварель бывает твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых или металлических чашечках-корытцах и мягкая — в тюбиках. Важнейшее свойство акварельной живописи — прозрачность красочного слоя. Акварельными красками обычно рисуют на бумаге, разводят их водой; инструментами служат круглые кисти с мягким и упругим волосом. Аппликация — орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или на ткань) кусочков цветной бумаги (или ткани) определенной формы. Бордюр — кромка или полоска, составленная из декоративных элементов (узоров). Применяется в декоративно-оформительской работе и служит для обрамления рисунка или какого-либо текста. Глазурь — тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия, увеличивая его прочность. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и матовой. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Гуашь — водяная краска, применяемая для выполнения живописных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов. Примесь некоторого количества белил обеспечивает плотность и непрозрачность красочного слоя. Плотность частиц гуаши дает возможность перекрывать темные краски светлыми, что существенно отличает ее от акварели. Окрашенная гуашевыми красками поверхность матовая и всегда в различной степени белесоватая по тону. Чаще всего гуашью работают на бумаге, растворяя краску водой. Инструментом для работы служат круглые и плоские кисти, как жесткие (щетинные), так и мягкие (беличьи и колонковые). Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т.д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий.
Дизайн — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий. Дизайнер — художник-конструктор, специалист по дизайну. Живопись — один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле — художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов. Изразец — керамическая плитка, применяемая для облицовки стен или печей. Плитка может быть белой, цветной или орнаментально-росписной. Лицевая сторона плитки покрывается глазурью. Интерьер (в декоративно-прикладном искусстве) — отделка, оформление внутреннего помещения в здании. Картина — художественное произведение, передающее творческий замысел с помощью красок. Относится к типу так называемого станкового искусства. Керамика — различные художественно-декоративные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления. Керамика находит широкое применение в строительстве (наружная облицовка зданий, стен, печей) и в быту (глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, различные статуэтки и игрушки). Колорит — общий характер соотношения красок в картине (цветном рисунке) по тону, насыщенности цвета. Композиция — в переводе с латинского означает «сочинение, составление, расположение». Композиция — это структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит его смысл. Контур — внешние очертания какого-либо предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет. Лепка — одна из основных разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала — специальных сортов глины, воска, пластилина. Мозаика — особая разновидность техники, применяемая в изобразительном искусстве, основанная на применении кусочков разноцветных твердых веществ, например цветных камней, окрашенного стекла и т.д. Кусочки твердого материала, плотно пригнанные друг к другу, укрепляются при помощи цемента, воска, специальной мастики, клея. Мольберт — станок, подставка (чаще треножная), на которой помещается на нужной высоте и с соответствующим наклоном холст на подрамнике, картон, доска и пр.
Мотив (в декоративно-прикладном искусстве) — расположенный определенным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орнамента). Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником. Народные художественные промыслы — местные отрасли художественного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прославленным народно-художественным промыслам России относятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское кружево. Эти изделия широко распространены в быту и способствуют формированию эстетического вкуса. Натура (в практике изобразительного искусства) — предметы (существа, явления), которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы. Рисовать с натуры — рисовать непосредственно с действительности, с оригинала, а не с изображения. Натюрморт — («мертвая натура») — род живописи, изображающей предметы обихода, снедь (овощи, фрукты, битая дичь и т.п.), цветы. Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, бордюры, окаймления), розеты (орнамент, вписанный в круг), сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором). Палитра — 1) тонкая дощечка четырехугольной или овальной формы с отверстием для надевания на большой палец левой руки, предназначенная для разведения или смешивания красок; 2) подбор цветов, характерный для данной картины. Панно — часть стены (потолка), обрамленная лепниной или орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением декоративного назначения. Папье-маше — бумажная масса с добавлением гипса, клея и крахмала. Для изготовления предметов из папье-маше сначала делают форму из гипса, дерева, металла и т.п., в которую вдавливают мягкую бумажную массу. Последняя после высыхания и затвердевания подвергается соответствующей отделке, окраске, лакировке. Паспарту — картонная рамка или подклейка для рисунков или фотографий. Перспектива — один из способов изображения пространственных форм. Различают три вида перспективы. Линейная перспектива — способ изображения, при котором предметы передаются на плоскости тем меньшими, чем дальше они находятся от зрителя. Например, дорога, уходящая вдаль, изображается линиями, сходящимися в одной точке, там, где условно проводится линия горизонта. Воздушная перспектива — способ изображения предметов на плоскости со всеми переменами света, тени и красок по мере удаления изображаемых предметов от зрителя. Воздушная перспектива последовательно смягчает контуры отдаленных предметов, тона делает менее яркими, тени — менее густыми. Обратная перспектива — способ изображения, при котором предметы уменьшаются по мере их приближения к зрителю. Ею пользовались восточная живопись, русская иконопись и др. Пластилин — пластическая масса, применяемая для скульптурной лепки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с примесью воска и красящих веществ.
Пропорции — определенные соотношения форм (частей) предмета по величине. Понятие «пропорция» применимо как к изображению, так и к самой натуре. Репродукция — воспроизведение картины, рисунка (оригинала) типографским способом или средствами фотографии. Ритм (в декоративно-прикладном искусстве) — строгая повторяемость или чередование элементов узора. Роспись (в прикладном искусстве) — сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специальным инструментом. Например, хохломская роспись по дереву, палехская роспись по папье-маше и др. Сангина — материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато-коричневого цвета; техника рисунка, выполненного таким материалом. Симметрия — соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие по величине, форме и расположению одной половины целого другой половине. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, у которой крылья симметричны относительно тельца, являющегося осью этой симметрии. Примером центральной симметрии может быть цветок ромашки, лепестки которого симметричны относительно центра цветка. Скульптура — художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки. Материалом для скульптуры может быть: глина, воск, пластилин (мягкие вещества), дерево и камень (твердые вещества), расплавленная бронза, чугун, гипс, бетон (затвердевающие жидкие вещества) и др. Стилизация (в декоративно-прикладном искусстве) — декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема. Сюжет — совокупность действий, событий, явлений, которые составляют основное содержание художественного произведения. Трафарет — пластина (из бумаги, картона, пластмассы, дерева и пр.) с отверстиями в виде определенной формы, рисунка или надписи; служит для многократного воспроизведения этих изображений и ускорения графических работ, а также для дидактических целей. Уголь — материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформированных из специальной угольной массы; техника рисунка, выполненного таким материалом. Рисунки обыкновенным древесным углем обладают бархатным тоном.
Фломастер — предмет для письма и рисования в виде карандаша (авторучки), в котором пишущим узлом является пористый или волокнистый стержень (из лавсана, тефлона и др.), пропитанный специальным красителем — особыми водными чернилами, которые не закупоривают капилляры пишущего стержня; широко применяется для выполнения декоративно-оформительских работ. Фон (в живописи) — основной цвет, тон, на котором пишется картина или создается узор. Фриз — изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены. Шаблон — образец плоской фигуры, вырезанной по контуру из бумаги, картона, пластмассы и других материалов; используется в дидактических целях, а также для воспроизведения повторяющихся изображений. Шрифт — определенный рисунок букв, цифр и других знаков, имеющий общие черты композиционного построения. Штрих — линия, выполняемая одним движением руки. Основной простейший элемент техники рисования. Эмблема — условное обозначение какой-либо идеи или понятия с помощью наглядного изображения или условного знака. Эскиз — предварительный беглый набросок рисунка, картины. Эстамп — печатный оттиск на бумаге с изображения, сделанного художником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне. Тираж эстампа делается специалистом-печатником под наблюдением автора по авторскому образцу и подвергается авторской корректуре. Каждый оттиск художник подписывает своим именем. Этюд (в живописи) — произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие....................................................................................................... 1
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.02 с.) |