Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования с натуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования с натуры



Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с на­туры трудно переоценить. При определенных условиях в процессе этих занятий удается достаточно эффективно воздействовать на познавательную деятельность умственно отсталого ребенка. Во время занятий осуществляется:

• формирование перцептивных действий, т. е. умений обсле­довать предметы по форме, цвету, величине и определять их по­ложение в пространстве;

• воспитание осмысленного, дифференцированного воспри­ятия предметов и явлений окружающей действительности;

• качественное улучшение зрительных представлений;

• развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, срав­нение, планирование);

• коррекция пространственных представлений;

• развитие речи как регулятора деятельности и средства об­щения;

• воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;

• формирование положительных качеств личности: самостоя­тельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Для того чтобы добиться хороших результатов в общем разви­тии учащихся, учителю коррекционной школы приходится ре­шать ряд непростых задач. Сложность их решения обусловлена пси­хофизическими и возрастными особенностями умственно отста­лых детей.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображе­ния не позволяет учащимся выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочеред­ных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие пред­ставления о наиболее простых по форме предметах, их пропорци­ях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части нату­ры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмыслива­ние наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Ана­лизирующее рассматривание предмета проходит несколько эта­пов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств натуры. Последовательность этапов и конкретные цели опреде­ляет учитель. Итогом такой работы является целостное восприя­тие объекта.

Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части пред­мета?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показы­вают части предмета, перечисляют их свойства.

Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорци­ях и положениях. Поиск, называние и сопоставление ее с изобра­жаемым предметом активизируют умственную деятельность школь­ников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше характер­ных признаков изображаемого предмета, следует привлекать их внимание к другим сходным объектам. Например, для более точ­ного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точнее передать пропор­ции предметов прямоугольной формы (например, папку для тет­радей), рядом следует поместить другой предмет (например, чер­тежную линейку).

Для более точной передачи пропорций изображаемого предме­та можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопоставляется с рядом геометри­ческих форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропор­циями, и только один из них соответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фи­гур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для сравне­ния несколько рисунков изображаемого предмета, один из кото­рых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявлен­ные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один рисунок «пра­вильный», «похож», «как настоящий», другие же обычно вызыва­ют единодушный протест и категорически отвергаются.

Указанные выше способы изучения объектов базируются лишь на зрительном восприятии, что не всегда обеспечивает формиро­вание у детей полноценных представлений. Особенно трудно уча­щимся вычленить контур предмета, который затем должен быть изображен на бумаге. Чтобы помочь им в этом, учитель показыва­ет, как следует обвести рукой очертания предмета. После этого такую же операцию проделывают сами ученики, т.е. используют тактильно-моторный способ обследования изображаемого пред­мета. В данном случае действия учащихся носят ориентировочно-исследовательский, поисковый характер, а это, в свою очередь, значительно улучшает зрительное восприятие объекта.

Объяснить это явление можно тем, что зрительные ощущения дополняются тактильно-моторными; соединенные же вместе, они создают более благоприятную возможность для углубленного ана­лиза предмета и передачи в рисунке относительно сложных форм.

Рассмотрим еще один из способов изучения натурной поста­новки. Ему принадлежит существенная роль в развитии у учащих­ся специальной школы анализирующего восприятия. Этот способ применяется в тех случаях, когда объект (например, постройка из деталей строительного конструктора) состоит из нескольких эле­ментов и их можно легко отделить друг от друга.

Сущность данного способа состоит в действительном расчлене­нии объекта на части и раскладывании этих частей в определенной последовательности — в такой же, как и создание рисунка.

Прежде чем приступить к трудному и сложному процессу изоб­ражения после полученного впечатления от объекта в целом, он подвергается тщательному анализу путем членения его на части. Раскладывание, являющееся промежуточным этапом между вос­приятием и анализом, с одной стороны, и воспроизведением рисунка — с другой, исключает известные трудности и сложно­сти изображения. Так, например, использование строительного материала при рисовании с натуры позволяет учащимся прово­дить такой реальный анализ, в результате которого они четко пред­ставляют каждую выделенную часть. Все это способствует более точному изображению объекта.

При использовании указанного способа необходимо учитывать следующее обстоятельство. Безусловно, чем резче расчленен пред­мет, тем лучше учащиеся коррекционной школы выделяют свой­ства, характеризующие его части. Однако в таких условиях при­знаки предмета в целом устанавливаются значительно хуже. В свя­зи с этим учителю надо побуждать учащихся к изучению не только отдельных элементов, но и конструкции в целом.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динами­ку графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыс­лительных операций в процессе рисования с натуры важно под­бирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.п.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выполне­ния рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же порядке, в каком составляется модель. Кроме того, дети могут восприни­мать части модели отдельно друг от друга, что позволяет им луч­ше понимать назначение этих частей и, следовательно, избегать ошибок в изображении.

Указание учителя на функцию той или иной детали также спо­собствует предупреждению или исправлению неточностей в ри­сунке. Приведем пример. Несмотря на то что на модели крыша домика выступала над стеной, это не нашло отражения в боль­шинстве рисунков учащихся III класса. Но достаточно было спро­сить их, указав на объект, куда потечет вода с крыши, если пой­дет дождь, допущенные ошибки тут же исправлялись.

Рисование с натуры невозможно без мыслительной операции сравнения, с помощью которой познаются тождество, сходство и различие между предметами и рисунками.

Отмечая достоинство разборных моделей, используемых в ка­честве натуры, необходимо подчеркнуть, что они позволяют уче­никам сравнивать составные части, непосредственно приблизив их друг к другу. Так, например, учащиеся имеют возможность от­четливо видеть, что большая башня в два раза выше, чем малень­кие. И это легко проверить практически: если поставить малень­кие башенки друг на друга, то их общая высота будет равна высо­те большой башни.

Предварительная работа по сопоставлению величин изобража­емых предметов опытным путем (например, дети устанавливают, что высота постройки укладывается ровно три раза по ее длине) является существенным коррекционным средством, так как под­водит учащихся к самостоятельному выводу о том, что больше и на сколько. Осознание такого факта помогает им избежать грубых ошибок при передаче соотношения основных размеров объектов изображения.

В старших классах условия сравнения предметов или их частей по величине усложняются. Ученикам предлагается проводить та­кую работу путем наблюдения, т.е. зрительно. Это, естественно, не исключает возможности осуществлять в трудных случаях изу­чение объекта с помощью соответствующих измерений.

Данный способ, однако, является недоступным для умственно отсталых первоклассников. В своих рисунках они не могут точно передать отношения высоты и ширины предмета. В связи с этим приходится использовать некоторые вспомогательные средства, главным образом заранее расставленные опорные точки, лежа­щие на контуре изображаемого предмета, или предварительно обозначить границы рисунка.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета. Рассматривание наглядного пособия помогает уча­щимся лучше понять строение предмета, соотношение его час­тей по величине и расположению в пространстве, характер направления линий и т.д. Однако постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры сильно тормозит разви­тие самостоятельности учащихся, порождает у них неуверен­ность в себе. В этом случае они оказываются беспомощными даже тогда, когда требуется нарисовать с натуры очень несложный предмет.

Построение любого рисунка требует соблюдения определен­ной последовательности. Между тем, как уже отмечалось ранее, способность к планированию изобразительной деятельности у умственно отсталых детей находится на очень низком уровне и формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим большое внима­ние на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения задания.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы ра­боты, так и последовательность построения рисунка. Использова­ние такого рисунка в первоначальный период обучения во мно­гом упрощает задачу планирования. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют, подражая учителю, в соответствии с его указаниями.

Однако по мере усложнения структуры объектов учитель дол­жен сначала полностью показать весь процесс создания рисунка, а затем, «раздробив» его на этапы, проработать с учащимися каж­дый этап. В противном случае неизбежно «соскальзывание» с пра­вильного пути, нарушение логики построения изображения.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения дей­ствий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к рисованию.

Приступая к работе, ученик решает, как правильно положить лист бумаги. Если высота предмета больше, чем его ширина, лист кладется вертикально, если же ширина больше высоты — гори­зонтально. Систематический контроль за соблюдением этого пра­вила дает хорошие результаты и учащиеся усваивают его доста­точно быстро.

При установлении очередности этапов работы необходимо со­блюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен в нем определить, — это отношение высоты предмета к его ширине. Данная операция является наибо­лее сложной для умственно отсталых школьников. Однако посто­янное побуждение учащихся к ее выполнению приучает детей соразмерять в предмете высоту и ширину, а затем переносить их на бумагу.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?»

Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в сло­весном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы — совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащих­ся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Существенным моментом правильной организации изобразительной деятельности является то, что учитель стремит­ся к максимальной самостоятельности учащихся и поэтому берет на себя только незначительную часть работы, объясняя и показывая отдельные приемы изображения, а не весь процесс рисования объекта от начала до конца.

Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в пер­вую очередь схематическим рисункам, на которых показаны ос­новные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие уби­рается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания.

Предварительное планирование имеет важное коррекционное значение, поскольку побуждает умственно отсталого ребенка обду­мывать поставленную перед ним задачу и намечать последователь­ность своих действий. Это, разумеется, не значит, что после изу­чения плана работы учащиеся его не нарушают. Более того, ум­ственно отсталые дети в ходе практической деятельности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит со­всем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокраща­ется. В итоге учащиеся становятся более самостоятельными, уве­ренными и могут дать правильную оценку своим рисункам.

При организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования с натуры важное значение имеет подбор объек­тов изображения. В решении этого вопроса необходимо руковод­ствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока и учитывать возрастные особенности и изобразительные возможно­сти школьников. Отбирая модели, необходимо предусмотреть, чтобы они были достаточной величины, имели четкую структуру и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно так­же и то, чтобы предмет изображения был интересным для уча­щихся. В младших классах существенную роль играет цвет состав­ных частей предмета. Цветные детали способствуют лучшему ос­мыслению строения натуры.

В связи с тем что учащиеся коррекционной школы испытыва­ют известные трудности в восприятии предметов, находящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, особый коррекционный смысл имеют упражнения в рисовании простых предметов, предъявляемых в различных положениях.

При подборе объектов изображения не следует забывать и о том, чтобы некоторые из них имели симметричное строение. Это тем более необходимо, что многие умственно отсталые дети не могут без предварительного обучения осуществить симметричное дорисовывание какой-либо одной половины изображения (напри­мер, бабочки, стрекозы, жука и пр.). В то же время практическое значение симметричного построения рисунка (в равной степени, как и изготовление предмета в процессе трудовой деятельности) является бесспорным.

Важно, чтобы изобразительная деятельность осуществлялась в максимально благоприятных условиях. Необходимо, например, обеспечить хорошее освещение и оптимальную удаленность от учащихся изображаемого ими предмета. Необходимо также сле­дить за тем, чтобы фон, на котором находится натура, имел по отношению к ней контрастный характер. В противном случае школь­ники не смогут выделить контур изображаемого предмета и его очертания окажутся «размытыми» и упрощенными.

Ранее уже отмечалось, что умственно отсталые школьники ча­сто нарушают одно из основных требований, предъявляемых к рисунку. Речь идет о нарушении принципа размещения изображе­ния на осевой линии. Для предупреждения ошибок композицион­ного характера рекомендуются разные средства. В частности, на начальной стадии обучения можно использовать контрольные линии или точки (т.е. дополнительные ориентиры); постепенно число таких точек сокращается. Затем детей учат применять сред­нюю линию, используя простейшие измерения.

Для того чтобы школьники быстрее усвоили, как надо разме­щать изображение на листе бумаги и какова должна быть его ве­личина, полезно демонстрировать серию наглядных пособий та­кого типа: «Правильное расположение рисунка», «Неправильное расположение рисунка», «Рисунок слишком мал», «Рисунок слиш­ком велик», «Величина рисунка передана правильно».

Важным условием, при котором усиливается коррекционно-развивающее влияние уроков рисования с натуры, является установ­ление тесной связи с другими учебными дисциплинами, и в пер­вую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисование вылепленного предмета служат своеобраз­ным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного вос­приятия объемного предмета к его плоскостному изображению (на­пример, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, гри­бов). Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования.

В результате установления преемственной связи между урока­ми рисования и ручного труда учащиеся более активно осуществ­ляют анализ и синтез изображаемых предметов.

Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития восприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.08 с.)