ТОП 10:

Пропедевтический период обучения рисованию



Система уроков рисования, как и любого другого школьного предмета, должна быть продумана и специально подготовлена, без чего невозможно рациональное построение учебного процесса.

Обеспечить правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству можно только в том случае, если учитель знает особенности деятельности конк­ретного ученика и имеет представление о его готовности к обуче­нию. Поэтому первоочередная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого учащегося. Пути и средства такого изучения описаны в главе I (см. §3, с. 14-17).

Непосредственное обучение рисованию в пропедевтический период представляет трудную и довольно сложную методическую задачу. Это обусловлено тем, что у умственно отсталых школьни­ков наблюдается комплексное нарушение развития. Подготови­тельный этап предполагает многоплановую работу. Главная цель этого этапа — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой познавательной деятельности учащихся.

Значение сенсорного воспитания в младшем школьном возра­сте трудно переоценить, тем более что многие умственно отста­лые дети до поступления в школу не посещают детский сад и, следовательно, пробелы в сенсорном развитии выступают особенно рельефно. Так, например, отсутствие умения правильно и быстро воспринимать форму, величину, пространственные отношения предметов препятствует усвоению учебного материала по геометрии, черчению, географии, тормозит развитие умений и навыков по рисованию, ручному и профессиональному труду, недостатки фонематического слуха затрудняют овладение родным языком и грамотой. Правильно поставленное сенсорное воспита­ние способствует более полному отражению действительности в процессе игры, труда и повседневной жизни. Задача сенсорного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у детей наиболее обобщенные знания и умения, обеспечивающие широкую ориентировку в воспринимаемом мире.

Владеть обобщенными знаниями и умениями — это значит понимать и правильно использовать имеющиеся способы обсле­дования предметов. К ним прежде всего относятся сенсорные дей­ствия, т.е. действия рассматривания, выслушивания, ощупыва­ния, которые получают наибольшее развитие в процессе про­дуктивной деятельности. К этому виду деятельности относится и рисование.

Было бы неправильно, однако, полагать, что любая графиче­ская деятельность может дать положительные результаты в отно­шении развития сенсорных процессов. Более того, прежде чем приступить к рисованию даже самых простых по форме предме­тов, необходимо предварительно провести соответствующую ра­боту по формированию у детей внимания, а также зрительного, тактильного и двигательного восприятия. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность и речь учащихся были тесно связаны между собой, так как слово при наглядном ознакомлении с предметом имеет существенное значение.

Занимательные упражнения игрового характера с использова­нием натуральных предметов или их изображений, отвечающих эстетическим требованиям, обеспечивают многократную упражняемость чувственного познания учащихся. Коррекционно-воспитательным целям служат разнообразные дидактические игрушки (сборно-разборные пирамидки, башенки, матрешки, шары, гриб­ки и т.п.), строительные конструкторы с комплектом цветных деталей разной формы и величины, наборы печатных дидакти­ческих игр («Геометрическое лото», «Подбери по цвету» и др.), плоские и объемные геометрические формы, наиболее простые варианты цветных мозаик. Помимо специальных дидактических пособий, которые при работе с умственно отсталыми детьми тре­буют соответствующей адаптации (упрощения), целесообразно ис­пользовать обычные игрушки и предметы (флажки, кольца, ово­щи, фрукты, грибы, цветы, шишки, желуди, наборы цветных палочек, шариков, брусков и т.п.), а также картинки с их изображением.

Много ценных для развития сенсорики ребенка дидактических игр и упражнений, а также методических рекомендаций по их использованию можно почерпнуть из имеющихся работ. Учителю коррекционной школы важно отобрать такие материалы, кото­рые соответствовали бы возможностям умственно отсталых детей. Необходимо также проявить творческий подход, чтобы, упростив некоторые упражнения и игры, приспособить их к работе в усло­виях специального обучения.

Дидактические игры и упражнения, предваряющие рисование, позволяют школьникам развивать известную самостоятельность. Этому, во-первых, способствует форма организации занятий. Обычно, чтобы внести в игру элементы соревнования, класс де­лят на команды (как правило, по рядам — I, II, III ряд). Предста­вители каждой команды по очереди получают индивидуальные задания, за выполнением которых следит весь класс. Допущенные ошибки фиксируются на классной доске. Во-вторых, развитию у учащихся самостоятельности содействует конструкция многих дидактических материалов. Она предусматривает не только поста­новку задачи (например, различать форму), но и определенным образом направляет деятельность ученика, помогает ему контро­лировать себя (в частности, во время игры «Почтовый ящик» надо сравнивать детали, подбирать фигурки в соответствии с формой прорези).

Особый, коррекционный смысл игровых упражнений заклю­чается в том, что умственно отсталый ребенок имеет возможность действовать самостоятельно, а в наиболее трудные моменты по­лучать рациональную помощь со стороны учителя.

Разнообразные практические действия с использованием ди­дактических материалов перед началом рисования дают учащимся возможность возвращаться к повторному рассматриванию объек­тов, уточнять их характерные особенности. Дети сравнивают ре­альные свойства предметов с имеющимися мерками — эталонами (например, форму предметов сравнивают с геометрическими фор­мами), группируют их по общим признакам.

В процессе развития сенсорного опыта учащихся вспомогатель­ной школы решаются разнообразные задачи. Естественно, что на уроках рисования на первый план выступают те, от которых зави­сит формирование способности к изображению. Одна из важней­ших задач — формирование умения воспринимать и различать ве­личину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а также умение владеть техникой рисования.

Организуемые в пропедевтический период игры и упражне­ния, в зависимости от дидактической задачи, можно разделить на следующие группы:

1) игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;

2) игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;

3) игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета;

4) игры и упражнения на формирование представлений о про­странственных признаках и отношениях.

Следует выделить еще одну, особую группу, без которой не­возможна изобразительная деятельность, — это специальные гра­фические упражнения для формирования технических умений и навыков. Существенное значение имеют также гимнастические упражнения для развития движений руки.

В качестве иллюстрации даем описание некоторых игр и уп­ражнений, которые рекомендуется проводить с учащимися спе­циальной школы.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине

1. На столе у учителя — наборы плоских и объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квад­раты и т. п. Действия учащихся должны быть направлены на под­бор, расстановку и раскладывание предметов или их частей.

Даются задания.

• Покажите самый большой кубик.

• Покажите самый маленький шар.

• Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

• Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

• Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

• Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

2. На столе — три набора трехсоставных матрешек в разобран­ном виде. Учитель вызывает трех учеников и предлагает им сло­жить матрешки, а затем поставить их в ряд, начиная с самой боль­шой. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

3. К доске вызывают 5—6 учеников. Каждому из них учитель дает в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним — большой, другим — чуть поменьше. Потом ставит перед ними задачу разде­литься на две группы с учетом величины геометрических фигур.

4. К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены 8—10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Учитель вызывает двух учеников. Один из них получает задание отобрать большие кольца и надеть их на гвоздики. Такая же задача стоит и перед другим учеником, но он должен отобрать кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.

5. В крышке коробки прорезано три круглых отверстия (боль­шое, поменьше, маленькое). Перед ребенком лежат три шара, размеры каждого из которых соответствуют размерам отверстия.

Ученик получает по очереди шары и показывает, в какое от­верстие следует бросить шар. Если ребенок зрительно соотносит данные величины, ему разрешается бросить шар в коробку. За выполнение задания ученик получает соответствующую оценку.

6. На большом листе бумаги нарисованы (или наклеены) 3 — 4 одноцветных круга (квадрата, треугольника) разной величины. Отличие в диаметрах составляет 2 — 3 см. Выполняющий задание ученик имеет у себя вырезанные из плотного картона аналогич­ные фигуры. Перед детьми ставится задача — установить на осно­ве зрительного восприятия, какой круг (квадрат, треугольник) по своим размерам соответствует нарисованному на листе кругу (квадрату, треугольнику) (на каждой из нарисованных форм име­ется цифра или цветная метка, на которую указывает ученик).

7. К доске прикреплены рисунки предметов разной величины или сами предметы. Учитель по очереди вызывает учащихся и от­рабатывает с ними следующие понятия: «большой — маленький» (шар, мяч), «высокий — низкий» (забор, столб), «длинный —ко­роткий» (карандаш, веревка), «широкий — узкий» (ремень, лен­та), «толстый —тонкий» (альбом, дерево). Учащиеся рисуют ме­лом на доске предметы соответствующей величины.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме

1. На столе учителя лежат кубики и шарики. Дается задание положить кубики в коробку слева, а шарики — в коробку справа.

2. Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги и квадраты). Дается задание разложить их на две группы.

3. Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники). Дается задание разложить их на три группы.

4. Ученики получают конверты с фигурками разной формы. Дается задание разложить в разные кучки одинаковые по форме фигуры.

5. У каждого ученика — набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). Учитель называет форму — учащиеся должны поднять соответствующую фигуру.

6. К доске прикреплены круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник (все одного цвета). У учащихся — картинки с разно­цветными предметами разной формы: круглые — мяч, яблоко, воздушный шар, апельсин; квадратные — платок, кубик, ков­рик, шахматная доска; овальные — яйцо, огурец, слива, жук; прямоугольные — конверт, альбом, книга, портфель; треуголь­ные — флажок, дорожный знак, палатка, крыша дома.

Учитель уточняет понятие «геометрическая форма», обращает внимание детей на то, что определенные предметы имеют сход­ство с определенной формой.

Дидактическая задача — упражнять школьников в умении груп­пировать предметы по форме, закреплять представление о гео­метрических фигурах как эталонах, воспроизводить на доске и в тетрадях образ того или иного предмета.

7. К доске прикреплены рисунки предметов, вырезанных по контуру: арбуз, колесо; носовой платок, шахматная доска; дыня, маска; альбом, портфель; дорожный знак, палатка (треугольной формы). В оборудование занятия входят также геометрические формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); вели­чина их равна величине рисунков на доске.

Перед учащимися стоит задача: по указанию учителя назвать геометрическую фигуру, а затем наложить на предмет, который соответствует ей по форме (круг — на арбуз, квадрат — на шах­матную доску, овал — на дыню и т.д.).

8. Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами: луком, огурцами, морковью, репой, капустой; лимонами, ябло­ками, апельсинами, грушами (вырезаны из плотной бумаги или картона).

Дидактическая задача — совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представления о форме разных овощей и фруктов.

Игра «Наш огород». Учитель говорит: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.

Игра «Наш сад». На доске нарисованы контуры фруктовых де­ревьев. На каждом дереве растут свои фрукты. Учитель прикреп­ляет к каждому дереву по одному лимону, яблоку и т.д. Задача игры — вырастить хороший урожай фруктов. Для этого надо, что­бы на каждом дереве было много плодов. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше — лимоны и т.д. Задания можно усложнять, например, учитель го­ворит: «Сладкий, оранжевый... Что это? Какая у него форма?» Или: «Желтый, кислый... Как называется. Опишите его форму» и т.д.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета

1. У каждого ученика — наборы мелких предметов или геомет­рических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. (Сначала берется минимальное количество цветов — два, затем три и т.д.)

Аналогичную работу проделывает вызванный к доске ученик.

2. На столе учителя построена дорожка из брусков двух цве­тов — синих (С) и желтых (Ж). Требуется закончить строитель­ство дорожки по образцу, начатому учителем: а) СЖСЖСЖ... б) СЖЖСЖЖСЖЖ...

3. Каждый ученик имеет набор цветных карточек (красная, желтая, синяя, зеленая, черная, белая). Учитель называет или по­казывает изображение какого-либо хорошо известного детям пред­мета. Учащиеся должны поднять карточку того цвета, в который должен быть окрашен этот предмет, например: репа — ученики поднимают желтые карточки, огурец — зеленые и т.д. Для выпол­нения этого задания можно вызвать отдельных учеников; за дей­ствиями вызванных учеников следит весь класс.

4. Учащиеся получают по одному флажку красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого цвета. Флажки аналогичных цветов имеются у учителя.

1-й вариант игры. Учитель показывает флажок того или иного цвета, а учащиеся вслед за ним поднимают свои флажки. Учени­кам предлагается назвать этот цвет.

2-й вариант игры. Учитель называет тот или иной цвет, а уча­щиеся поднимают соответствующие флажки.

5. Каждый ученик получает три картонных кружка, окрашен­ных в зеленый, желтый и красный цвет. Учитель читает стихотво­рение о трех сигналах светофора, а каждый ученик в нужный мо­мент поднимает кружок соответствующего цвета, например:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь —

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик — светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный свет.

Если он горит:

— Стой!

Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт. Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет:

-Жди!

Увидишь скоро желтый в середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди, Скажет он:

— Препятствий нет, Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

(А. Северный)

 

6. Учитель раздает детям разноцветные кружки и говорит: «Сей­час будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: "Зажглись желтые фонарики", поднимут свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А ког­да скажу: "Загораются зеленые фонарики", поднимут фонарики те, у кого они зеленого цвета, и т.д.».

Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

1. На доске большой лист бумаги. С целью развития умения ори­ентироваться на плоскости учащимся даются задания:

Покажите верхний край листа.

Покажите нижний край листа.

Покажите, где левая (правая) сторона?

Покажите середину листа.

Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа. Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его (ученик рисует гриб). Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет. Внизу, по самому низу листа — зеленая травка. Высоко вверху, посередине, нари­суйте яркое солнце.

Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в тетрадях.

2. Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учи­тель вызывает учащихся к доске, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия «высоко — низко», «выше —ниже», «вверху — внизу», «справа —слева», «пра­вее—левее», «близко —далеко», «ближе —дальше», «спереди — сза­ди» и т.д.

3. На таблице нарисованы цветные геометрические фигуры в несложных комбинациях. Учащиеся рассматривают их, а затем составляют такие же композиции из имеющихся у них фигурок меньшего размера.

4. У учащихся — конверты с цветными гранеными палочками. Дается задание сложить из них фигуры, глядя на образец.

5. Упражнение на дифференцировку и использование словес­ного обозначения пространственных отношений между предмета­ми. Оборудование: магнитная доска и набор плоских моделей для оформления «комнаты»: журнальный столик, два кресла, светиль­ник, картина, торшер, напольная ваза с цветами.

После того как учащиеся познакомятся с предметами, им пред­лагается разместить их следующим образом: «Посередине ком­наты — журнальный столик. Слева от него — одно кресло, спра­ва — другое. В центре, над столиком, — светильник. Немного левее светильника — картина. Слева, у самой стены, — торшер, а справа, тоже у самой стены, — напольная ваза с цветами. За­кончив оформление «интерьера», учащиеся делают зарисовки у себя в тетрадях.

Графические упражнения для формирования технических умений и навыков

Рисунок может быть создан только в том случае, если у уча­щихся имеется четкое представление об изображаемых предметах или явлениях.

«Создать изображение, — пишет Н.П.Сакулина, — ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, ко­торые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Дви­жения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может полу­чить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет пред­ставления о том, что должно получиться. Следовательно, крите­рием сенсорной оценки создаваемого служит представление пред­полагаемого результата — изображения».

В связи с этим очень важно, чтобы у умственно отсталых школь­ников имелись конкретные представления о тех объектах, кото­рые будут изображаться. Не менее важно следить за тем, как ребе­нок держит карандаш, и при необходимости исправлять непра­вильное положение. Особое внимание следует уделять показу способов выполнения того или иного движения. Нужно, чтобы ученик не только зрительно воспринял действия учителя, но и понял их смысл, а затем обязательно повторил мелом на доске или карандашом на листе бумаги.

Графические навыки рисования относятся к сложным двига­тельным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под вли­янием обучения и путем многократных специально организован­ных упражнений, требующих длительного времени. Вот некото­рые из них:

• рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик»;

• рисование от руки прямых горизонтальных линий: «прово­да», «дорожки», «цветные веревочки»;

• рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «ка­чели»;

• рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пио­нерские палатки»;

• рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтан­чик», «салют»;

• рисование замкнутых круговых линий: «воздушные шари­ки», «разные колечки», «бублики», «разноцветные колеса», «мя­чики большие и маленькие», «арбуз, апельсин, яблоко, орех».

Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркнем, что умственно отсталому школьни­ку, а тем более первокласснику для образования надлежащих на­выков требуется большое количество повторений.

Отмечая определенные достоинства метода подражания при обучении графическим движениям, следует отметить, что в ряде случаев этот метод не приносит должного результата — ни сло­весные указания, ни прямой показ способа выполнения того или иного действия не способствуют тому, чтобы ученик воспроизвел нужное движение.

Принимая во внимание это обстоятельство, многие учителя вспомогательных школ используют в младших классах способ «ме­ханического руководства», т.е. сами направляют руку ребенка. Нельзя отрицать важности использования этого опыта. Более того, в случаях тяжелой степени умственной отсталости он является ос­новополагающим в развитии у детей соответствующих рисоваль­ных движений. Начиная обучение, учитель движет рукой ребенка, который при этом, казалось бы, остается пассивен. Однако уже после нескольких совместных упражнений многие первоклассни­ки способны самостоятельно воспроизвести более или менее пра­вильное движение.

Разумеется, что применение способа пассивных движений должно быть индивидуализировано и соответствовать возможно­стям умственно отсталого ребенка. В случае успешного выполне­ния задания следует сразу переходить к обучению на основе под­ражания, не забывая при этом о развитии самостоятельности учащихся.

Учитывая определенные сложности в формировании представ­лений и двигательных навыков, в первоначальный период обуче­ния целесообразно придерживаться следующей системы:

• зрительное и двигательно-осязательное формирование об­раза предмета;

• составление контура этого предмета из палочек или спичек;

• построение заданной формы с помощью шаблона (для уча­щихся с грубыми нарушениями моторики);

• передача формы предмета с помощью готового контура (тра­фарета);

• рисование этой формы в воздухе;

• рисование по уже готовым контурным линиям (светлый кон­тур обводят более темным карандашом);

• рисование предмета с использованием опорных (вспомога­тельных) точек;

• штриховка и раскраска контурных изображений;

• рисование на бумаге в клетку;

• рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.

Так, например, учитель может предусмотреть серию уроков, где наряду с другими коррекционно-воспитательными упражне­ниями будет проведена работа по совершенствованию у детей вос­приятия предмета квадратной формы и умения воспроизводить эту форму в рисунке.

Сначала учащиеся рассматривают предмет и обводят его по контуру указательным пальцем. После этого они составляют квад­рат из цветных палочек у себя на парте. Затем, получив готовый шаблон (в плотном листе картона вырезано отверстие в виде квад­рата), дети накладывают его на лист бумаги, воспроизводят за­данную форму и раскрашивают ее цветным карандашом; при этом они не должны выходить за пределы контура.

На другом уроке ученики рисуют форму предмета, пользуясь трафаретом, т.е. квадратом, вырезанным из картона, плексигласа или другого материала. При этом надо учитывать, что в случае использования трафарета рука ребенка испытывает большую на­грузку, чем тогда, когда употребляется шаблон. В зависимости от степени подготовленности школьников следует применять то или иное средство обучения.

Работой с трафаретами необходимо руководить. Для этого учи­тель объясняет и показывает на доске последовательность обведения по контуру фигур больших размеров, а учащиеся повторяют необходимые действия в своих тетрадях.

На последующих уроках образ предмета квадратной формы за­крепляется. Школьники упражняются в воображаемом «рисова­нии», для чего проделывают соответствующие движения в возду­хе. Эти упражнения проводятся в медленном темпе, чтобы каж­дый ученик научился точно выполнять их и лучше запомнил. После этого дети обводят простым карандашом контурное (обозначен­ное светлым цветом) или пунктирное изображение квадрата, за­ранее выполненное учителем.

Следующий этап выполнения задания — рисование предмета с использованием ориентиров, т.е. опорных точек, заблаговремен­но поставленных в рабочих тетрадях школьников.

На заключительном этапе учащиеся рисуют также сначала на бумаге в клетку, а затем на совершенно чистых листах.

Гимнастические упражнения для развития движений руки

При обучении детей, у которых моторика характеризуется зна­чительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцирован­ных движений пальцев и кисти руки, рекомендуется системати­чески перед началом рисования проводить гимнастические уп­ражнения.

Отдельные движения для правой руки (под счет):

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

постучать согнутыми пальцами по парте;

провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте;

погладить поверхность парты;

сжать руку в кулак, разжать ее;

согнуть пальцы одновременно и по очереди;

поочередно противопоставить большому пальцу все осталь­ные.

Упражнения с предметами:

составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);

вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указатель­ный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной цветной палочке; сложить их обратно в коробку;

сжимать маленький мячик (комочек ваты);

раскатывать на доске указательным и средним пальцами одно­временно и по очереди шарики из пластилина;

прокатывать цветную палочку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и средним.

В период пропедевтического обучения учащиеся постепенно ов­ладевают умением целенаправленно наблюдать предназначенные для рисования натуральные предметы и образцы. Они начинают понимать и правильно соотносить величину, форму, цвет и дру­гие свойства объектов с их изображением. Выполняя различные упражнения для рук, дети развивают моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями. При работе с цветными карандашами у них совершенствуются движения, которые осуще­ствляются с нужной амплитудой, в определенном направлении, темпе, ритме. Эти движения постепенно становятся более силь­ными, ловкими, уверенными и координированными. Учащиеся привыкают выполнять указания и инструкции учителя, соблю­дать правила поведения, адекватно пользоваться учебными при­надлежностями. Их деятельность становится более организован­ной. Это позволяет перейти к систематическим занятиям по деко­ративному рисованию, а также к рисованию с натуры и на темы.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.028 с.)