Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение рисования в общей системеСтр 1 из 25Следующая ⇒
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с. ПРЕДИСЛОВИЕ «Изобразительная деятельность с методикой преподавания» — одна из дисциплин, предусмотренных учебным планом дефектологических факультетов педагогических вузов, готовящих учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей). Эта дисциплина входит в коррекционный блок учебных предметов и включает значительный по объему теоретический курс, обеспечивающий профессиональную подготовку дефектологов. Внимание студентов концентрируется на особых задачах изобразительной деятельности в условиях специальных коррекционно-образовательных учреждений. Успешному решению таких задач благоприятствует сама природа изобразительной деятельности, поскольку затрагивает сложный комплекс умений, навыков, интеллектуальных операций аномального ребенка. При изучении курса будущий специалист должен овладеть приемами и методами педагогической работы, направленной прежде всего на устранение или ослабление у детей с нарушением умственного развития психофизических недостатков, формирование у них положительных личностных качеств. В этой связи большое место в пособии занимают вопросы использования изобразительной деятельности в дидактических целях, т. е. в целях исправления недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развития у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок. Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
В главе I раскрывается значение изобразительной деятельности в общей системе педагогического изучения, обучения и воспитания учащихся специальной школы. В частности показано, что детский рисунок и процесс его создания выступают в качестве одного из способов диагностики интеллектуального развития ребенка. Кроме того, рисование рассматривается как метод обучения, а также как надежное средство преодоления отклонений в развитии, как средство эмоционально-эстетического воспитания школьников. В главе II освещаются особенности изобразительной деятельности учащихся коррекционной школы. Например, анализируются вопросы зрительно-двигательной готовности к изобразительной деятельности, своеобразие восприятия и передачи формы и цвета изображаемых предметов, специфический характер отражения в рисунках пространственных отношений между ними. В главе III подробно излагаются вопросы коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства в ходе различных видов занятий (рисование с натуры, декоративное, тематическое). Характеризуются возможности речи (учителя и ребенка) в реализации приоритетных задач каждого урока. Важное место отводится пропедевтике обучения рисованию первоклассников, т. е. периоду, наиболее благоприятному для сенсорного развития детей, составляющего основу их умственной деятельности. В главе IV рассматривается урок рисования как основная форма коррекционно-воспитательной работы в школе для умственно отсталых детей. В связи с этим раскрывается структура урока изобразительного искусства, дается его анализ, указываются дидактические пути повышения эффективности занятий. Особо подчеркивается роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроке. В главе V освещаются некоторые вопросы воспитания и развития умственно отсталых дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью.
После каждого раздела книги сформулированы контрольные вопросы. К большинству глав даны задания. В конце глав приводятся списки рекомендуемой литературы, которая может быть использована студентами при написании курсовых и дипломных работ в соответствии с избранной темой. В приложении даны краткий словарь терминов изобразительного искусства и конспекты уроков рисования, которые окажут студентам существенную помощь при прохождении педагогической практики. Учебное пособие может быть использовано учителями и воспитателями специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, а также работниками дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Глава I УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учащихся Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и деятельности ребенка. Благоприятные условия для получения таких данных предоставляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными. В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции. В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности умственно отсталых школьников. Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в рисунке, способствует повышению их речевой активности. Диагностика учащихся в процессе изобразительной деятельности, а также анализ результатов этой деятельности (рисунков) дают возможность существенно дополнить данные, полученные учителем во время занятий по другим учебным дисциплинам. Наиболее отчетливо индивидуальные особенности школьников выявляются при выполнении ими конкретных графических заданий. Изучению подлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, целенаправленно ли действует ученик во время выполнения задания, на что конкретно направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются случаи их неадекватного использования. Наблюдения за ребенком в процессе рисования позволяют установить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниями учителя или «соскальзывает» на другой, более простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания. Не менее важно установить отношение ребенка к изобразительной деятельности: проявляет ли он интерес к рисованию и в чем это выражается, насколько этот интерес продолжителен и на что направлен. Необходимо проследить, замечает ли ученик просчеты в своих графических действиях, исправляет ли допущенные ошибки и какими способами это осуществляет (вносит в рисунок изменения, прорисовывая линии, пользуется резинкой, начинает рисунок заново).
Занятия рисованием позволяют довольно быстро определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество. В процессе изобразительной деятельности создаются особенно благоприятные условия для выявления способности различать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов. С помощью графических заданий нетрудно установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка — круг, салфетка — квадрат, рамка — прямоугольник и т.п.). На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине два-три предмета и передать величинные соотношения в рисунке. Проверяется также способность ребенка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Важно установить, знает ли ученик промежуточные цвета (голубой, светло-зеленый и т.д.) и правильно ли использует их в своих рисунках. Необходимо также фиксировать, соответствует ли окраска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера. Изобразительная деятельность создает благоприятные условия для изучения специфических особенностей умственно отсталых школьников в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. Кроме того, проверяется, как ученик, анализируя объект изображения, называет его части и словесно обозначает взаимное расположение этих частей. Педагогическая диагностика учащихся предполагает разностороннюю проверку их графической подготовленности, т.е. проверку того, как ребенок владеет карандашом при проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутые линии. Определяется, умеет ли ученик регулировать совершаемые во время рисования движения, т.е. ослаблять или усиливать нажим на карандаш, изменять амплитуду движений, ускорять или замедлять их темп. Устанавливается также способность ученика выполнять карандашом ритмические движения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно. Наблюдения за ребенком во время изобразительной деятельности позволяют выявить его речевую активность, способность передавать в речи свой прежний опыт и сопровождать рисование речью (оречевление выполняемых действий).
Существенным моментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога в учебном процессе. Формы этой помощи могут быть различны: привлечение внимания ученика к объекту или способу изображения («Раскрась получше»; «Смотри, как я делаю»); наводящие вопросы, касающиеся формы, строения или расположения объекта; совет, как лучше продолжить рисунок; прямой показ отдельного приема изображения; демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие; длительное обучение тому, как надо выполнять задание. Оказывая помощь, необходимо проследить, в какой мере ученик ее принимает и использует (исправляет ли ошибки или механически продолжает воспроизводить то или иное изображение). Характеристика умственно отсталого ребенка дополняется важными сведениями о состоянии его эмоционально-волевой сферы во время изобразительной деятельности и в промежутках между занятиями. Учет особенностей ребенка (ответное действие на предложение нарисовать что-нибудь, отношение к встречающимся трудностям, эмоциональная реакция на неудачу и т.п.) позволяет предпринять меры педагогического воздействия прямого или опосредствованного характера на эмоциональную сферу с целью ее развития и коррекции. Наблюдения за ребенком в процессе продуктивной деятельности помогают накопить данные, вскрывающие особенности личности и деятельности ученика. Знание этих особенностей существенно дополняет педагогическую характеристику ребенка и позволяет более точно планировать коррекционно-воспитательную работу на всех уроках и во внеклассное время. Литература Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. — М., 1997. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М.Лифанова. — М., 1995. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М., 1983. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в вспомогательной школе: Кн. для учителя. — М., 1993. Грошенков И.А. Коррекционно-развивающая направленность обучения рисованию во вспомогательной школе: Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. — М., 1980. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. Миловская С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы //Дефектология. — 1980. — №4. -С. 55-62. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и ср. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000. О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1953. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М., 1968. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.
Глава II Предметов У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкой степени нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Такие нарушения принято квалифицировать как сопутствующие умственной отсталости. Уровень развития пространственных представлений и пространственной ориентировки является в значительной мере показателем общего уровня познавательной деятельности ребенка. Эта закономерность широко используется специалистами в диагностических целях при отборе детей в специальные школы и другие специальные учреждения. Названные недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности. В процессе занятий рисованием перед учеником встает несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка. Понятие «композиция» обозначает составление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях. Пространственные представления формируются и развиваются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных отношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки предмета, например его форму. По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их общим сюжетом, создавая тем самым несложные композиции. Во время рисования нормально развивающийся ребенок раннего возраста заполняет разнородными изображениями весь лист бумаги. С возрастом и под влиянием обучения композиция рисунков начинает существенно изменяться. Дети применяют разные способы размещения частей рисунка. Вопрос передачи в рисунке реальных пространственных отношений между предметами занимал многих исследователей детского рисунка. Так, например, А. В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения. На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются. В таких работах каждый предмет нарисован обособленно, вне связи с другими. На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе. В рисунках такого рода по нижнему краю листа проводится горизонтальная линия и на ней размещаются в профильном положении изображения предметов. Это так называемое фризовое построение1. На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя — вертикальной. Предметы, расположенные на земле, изображаются в нижней части листа, а те, которые находятся на линии горизонта или в воздухе, — в верхней. Этот способ построения сюжетного рисунка обеспечивает передачу глубины пространства. По мнению Н.П.Сакулиной, способ заполнения листа бумаги различными изображениями всецело зависит от содержания рисунка. В одних случаях устанавливается точка зрения сверху («вид с вертолета»), и тогда плоскость представляется горизонтальной (рисунки футбольного поля, арены цирка и т.п.). При этом плоскость земли показывается на большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В других случаях точка зрения устанавливается сбоку, т.е. с уровня человека, стоящего на земле. При таком способе намечается линия, обозначающая «границу» земли и неба. В нижней части размещаются дома, деревья, цветы и т.д., а в верхней — солнце, облака, птицы, самолеты и т.д. В силу особенностей своего развития учащиеся специальной школы не в состоянии должным образом понимать пространственные ситуации, связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Этот вид ориентировки является принципиально важным, так как основная часть работ выполняется учащимися на бумаге определенного формата. От того, насколько хорошо дети осмысливают пространство, ограниченное плоскостью листа, на котором выполняется работа, зависит композиция рисунка. Умение ориентироваться на листе бумаги имеет особое значение еще и потому, что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики. Наблюдения показывают, что учащиеся специальной школы затрудняются в решении задач, в которых требуется определить правую и левую стороны, верх, низ, середину листа. Особенно много ошибок допускают учащиеся I класса. Вместе с тем наблюдается стойкая тенденция к улучшению выполнения заданий от младших классов к старшим. В то же время зафиксировано немало случаев, когда ученики I—II классов справляются с заданием лучше, чем некоторые ученики III—IV классов. Учащиеся с более высоким интеллектом довольно легко решают однокомпонентные задачи (например, «расположи слева», «посередине», «вверху» и т.д.). Однако задания, содержащие два и более условия (например, «в верхнем левом углу», «внизу справа», «слева у самого края» и т.д.), в значительной мере затрудняют действия учащихся, и они делают ошибки. Анализ этих ошибок показывает, что школьники учитывают лишь одну часть инструкции и опускают другую. Несмотря на оказываемую помощь, учащиеся младших классов свои ошибки не находят и не исправляют. Кроме того, они не могут дать точное словесное обозначение пространственного расположения объекта и ограничиваются общими, неспецифическими наречиями типа: «здесь», «там», «около», «туда», «сюда» и др. Таким образом, ориентировка умственно отсталых школьников на плоскости листа бумаги находится на низком уровне и, следовательно, тормозит формирование изобразительных навыков. Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов. Ученикам III —IV классов специальной школы был прочитан такой рассказ: «Охотник вышел на опушку леса и увидел посреди поляны маленькую избушку лесника. Справа и слева от избушки возвышались холмы. На холме, который был справа, росли ели и березы. На холме, который был слева, возвышалась мачта линии электропередачи. Перед избушкой, чуть левее, был колодец». Учащимся предлагалось передать в рисунке, в соответствии с содержанием рассказа, расположенные определенным образом объекты (посередине, слева, справа, перед, чуть левее). После двукратного прослушивания рассказа школьники приступили к выполнению задания. В результате были получены рисунки, которые свидетельствуют о бедности зрительных и весьма неточных пространственных представлениях умственно отсталых школьников. В большинстве работ пространственные отношения, в которых находились объекты, передавались с грубыми ошибками. Так, например, ели и березы изображались на холме слева, а мачта — справа, расположение колодца определялось произвольно. Многие ученики не смогли разметить изображение избушки посередине (она была нарисована в левой или в правой части). Это обусловило общее нарушение композиции рисунка, в связи с чем объекты воспроизводились без всякой взаимосвязи. Некоторые ученики располагали их в один ряд по нижнему краю листа бумаги как простое «перечисление» (избушка, холм, ель, береза, мачта, колодец), что не соответствовало содержанию рассказа. В отдельных рисунках часть объектов вовсе не воспроизводилась, в других, наоборот, появлялись дополнительные предметы, которых не было в рассказе (грибы, цветы, ягоды, пеньки и др.). Многие умственно отсталые школьники допускают разнообразные ошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках, выполненных по представлению, но и с натуры. Зафиксировано, например, немало случаев, когда дети в процессе рисования перемещают объект с одного места на другое или меняют местами два объекта. Так, например, они располагают крылечко с правой стороны от дома, хотя в действительности оно находится с левой от него стороны. На рисунке оказались переставленными (поменялись местами) елочка и автомобиль. Аналогичные ошибки нередки и в декоративном рисовании, особенно при воспроизведении с образца геометрических орнаментов. Наибольшее число неточностей наблюдается при передаче внутренних линий. В этих случаях школьники «теряют» направление и часто меняют его на противоположное. Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий и более простого характера, например при необходимости соединить расставленные в определенном порядке точки-ориентиры. Особенно много ошибок возникает в тех случаях, когда задание имеет несколько абстрактное содержание. В этом случае дети, пренебрегая указаниями, не соотносят свои действия с образцом, теряют ориентиры, а иногда и вовсе их игнорируют. Так, при воспроизведении по опорным точкам ломаной линии из 8 — 10 звеньев почти все рисунки учащихся I класса не соответствуют образцу, а в V классе таких рисунков насчитывается до 20 %. Все это свидетельствует о наличии у многих умственно отсталых школьников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации, что проявляется в процессе изобразительной деятельности. Работа по исправлению этих недостатков осложнена тем, что учащиеся редко могут правильно объяснить свои действия в процессе ориентировки на плоскости листа бумаги. Они не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: «справа», «слева», «вверху», «внизу», «над», «около» и т.д. Передача в рисунке расположения предметов в пространстве. Слабое умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, безусловно, проявляются в графических работах учащихся. Это выражается в том, что реально существующее расположение предметов при передаче в рисунке настолько упрощается, что нередко обнаруживаются всевозможные нелепости и крайний примитивизм. В рисунках некоторых нормально развивающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста (I—II классов) встречаются несообразности. В рисунках умственно отсталых школьников они распространены в относительно большей степени. Кроме того, в их рисунках они встречаются дольше, чем у их нормально развивающихся сверстников. У некоторых учащихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью своеобразие расположения предметов в рисунке не исчезает даже к моменту окончания школы. В чем состоит это своеобразие? В работах учащихся младших классов, выполненных на «свободную» тему, часто встречаются отдельные изображения, не связанные общим замыслом. В работах отсутствует какая-либо пространственная организация; изображенные объекты оказываются «разбросанными» по бумаге. Иную ступень представляют работы, в которых изображения располагаются по нижнему краю листа. Такие одноплановые («фризовые») рисунки у умственно отсталых детей встречаются значительно чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Этот элементарный способ размещения изображений нередко используется и старшеклассниками специальной школы. Схематизм и упрощенность в передаче пространственных отношений предметов выражается также в двухплановом построении рисунка, когда изображения «выстраиваются» по двум горизонтальным линиям, как правило, в нижней и средней части листа. Одно из главных правил рисования — размещение изображения по осевой линии. Это требование предусматривает и учебная программа. Однако при самостоятельном выполнении задания часто наблюдаются значительные смещения изображения (особенно у учащихся младших классов) вверх, вниз, влево или вправо, иногда вплоть до самых краев листа. Важное значение для композиции рисунка имеет и величина изображения как один из пространственных признаков объекта. Между тем для работ учащихся коррекционной школы характерно чрезмерное измельчение рисунка. Согласно литературным источникам умственно отсталые дети после рассматривания объектов воспроизводят их в рисунке, как правило, значительно уменьшенными. Увеличение изображения отмечается очень редко. Так, например, по данным М.М.Нудельмана, несмотря на то, что детей просили точно изобразить величину воспринятых объектов, большинство испытуемых рисовали их уменьшенными на 20%, а иногда и на 60 % (по площади). Столь больших отличий в рисунках учащихся массовой школы не наблюдается. Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является передача расстояний между изображаемыми предметами, С точки зрения школьников, этот момент не имеет существенного значения для рисования, поэтому они концентрируют свое внимание в основном на форме, строении, цвете и других особенностях натуры. Изменение условий работы, например рисование на бумаге непривычного для детей формата, вызывает у них дополнительные трудности пространственного характера, если это касается рисования с натуры. В то же время декоративное рисование на бумаге в виде полосы или какой-либо иной готовой формы (круг, квадрат) дает в целом неплохие результаты. Анализ детских рисунков показывает, что нередко встречаются грубые нарушения соотношения размеров изображаемых предметов: человек выше дома, скворечник больше собачьей будки, колодец больше избушки и т.д. Особенно отчетливо проявляется своеобразие при передаче пространственных отношений между предметами и их частями. В этом отношении примечательны рисунки, на которых изображены часы с расположением цифр в направлении, обратном движению стрелок. Важно подчеркнуть, что эти рисунки принадлежат ученикам V класса, т.е. детям в возрасте 12 лет. Аналогичные случаи описаны в специальной литературе, однако там речь идет об учениках I класса специальной школы. Следовательно, наши данные говорят о том, что умственно отсталые дети могут терять пространственную ориентировку и допускать подобные ошибки и в более старшем возрасте. Недостаточная осмысленность, слабое понимание пространственных отношений как связи реальных частей предметов особенно свойственны учащимся младших классов. Только этим можно объяснить тот факт, что на рисунке многоэтажного дома изображена одна дверь высотой в пять этажей, а на рисунках постройки из разноцветных кубиков, сделанных с натуры, все элементы воспроизведены изолированно друг от друга. В литературе, посвященной детскому рисунку, неоднократно говорилось о том, что иногда предметы изображаются «развернутыми» или «прозрачными» (например, забор, окружающий дом, изображается на рисунке лежащим на земле; сквозь нарисованные детьми стены школьного здания оказываются видны сидящие за партами ученики и т.д.). Такого рода рисунки чаще встречаются там, где нет систематического обучения рисованию. Нормально развивающиеся дети благодаря педагогическому воздействию быстро усваивают приемы реалистического изображения предметов и явлений. Учащиеся же специальной школы в силу особенностей своего развития долгое время не могут избежать логических ошибок. Например, ученик I класса Андрей К. нарисовал круглый стол в «развернутом» виде. Таким же образом ученик IV класса Коля С. передает объемную форму коробки. Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятием, учащиеся специальной школы плохо разбираются в случаях частичного загораживания одних предметов другими. По этой причине два предмета, один из которых (больший по величине) частично загораживается другим, в большинстве случаев изображаются как рядом стоящие, на некотором расстоянии друг от друга. По имеющимся данным, так выполняют задание 60 % учеников I —II классов. Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-воспитательной работы. Во время проведения такой работы необходимо формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и осуществлять всесторонний анализ пространственных отношений изображаемых предметов и их деталей. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги — важное звено в подготовке ребенка к обучению в школе. Овладение этим умением помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся специальной школы при письме (различение линеек и строк, письмо слева направо, начертание букв и цифр в определенной последовательности, размещение слов на строке, элементов текста на странице и т.п.). Умение ориентироваться в пространстве, ограниченном плоскостью листа бумаги, является необходимым условием для развития изобразительной деятельности. Не менее важно это и для того, чтобы «читать» чертежи, географические карты, схемы, таблицы и т.д. Своевременное решение данной задачи способствует более быстрому переходу к занятиям, связанным с анализом пространственных отношений между предметами. Это позволяет успешнее корригировать недостатки предметных действий, что особенно продуктивно осуществляется в ходе обучения детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию, черчению. Значение работы по развитию пространственного анализа особенно велико для профессионально-трудовой подготовки учащихся специальной школы. Глава III Глава IV УРОК РИСОВАНИЯ КАК ФОРМА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Структура урока рисования Общее развитие ребенка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития», — подчеркивает Л. В. Занков. Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке. Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых решаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и используются своеобразно, с учетом познавательной деятельности умственно отсталых детей. Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип — принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием в специальной школе состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере. Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование) на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (звенья). Общая организационная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде: I. Подготовительная часть 1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей). 2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников). П.Основная часть 1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). 2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности). 3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок). 4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.). III. Заключительная часть
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.086 с.) |