Рисование как средство эмоционально-эстетического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование как средство эмоционально-эстетического воспитания



Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они явля­ются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилиза­ции положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.

Эстетическое воспитание на уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятель­ности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценоч­ного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

Для реализации этих задач учителю приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса воспри­ятия умственно отсталых детей. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмот­реть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенно­стях. У него нет потребности всматриваться, искать, избиратель­но находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется.

Между тем полноценное восприятие окружающего мира необ­ходимо для подготовки человека к жизни, к трудовой обществен­но полезной деятельности.

Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вы­рабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспита­ния даже у нормально развивающихся детей процесс формирова­ния восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые школьники.

Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Речь идет об уровне, на котором ребенок оказывается в состоянии чет­ко представлять объект в целом и мысленно выделять в нем от­дельные свойства. На развитие такого анализирующего восприя­тия и направлены разнообразные упражнения, которые выполня­ются учащимися на уроках рисования. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета — форму, строение, величину деталей, цвет,

 

 

положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному вос­приятию в начальный период обучения привлекаются другие ана­лизаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность.

Осуществление задач, связанных с развитием восприятия, пред­полагает тщательный отбор демонстрируемых объектов и изобра­жений. Важно, чтобы используемые в специальной школе нагляд­ные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выра­жали присущие им особенности. Они должны оказывать на детей воспитательное воздействие, способствовать развитию у них ху­дожественного вкуса.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтере­сованное отношение к работе и тем самым повышает эффектив­ность учебного процесса.

Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает ха­рактер эстетического лишь в тех случаях, когда учащиеся науча­ются радоваться в связи с восприятием художественно выполнен­ного изделия, выразительного рисунка и т.п., испытывают при этом восхищение, удовлетворение.

Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают толь­ко элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьни­ков. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей выраба­тывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.

Наглядность и конкретность учебного материала, представля­ющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоци­ональным характером обучения рисованию, обостряют ощуще­ния умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цвето­вых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно вос­принимать богатство красок в природе, в окружающей действи­тельности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.

Эстетические чувства и переживания становятся более устой­чивыми и содержательными по мере ослабления основного, ин­теллектуального дефекта.

Особое значение для развития эстетического восприятия и эс­тетических чувств имеет систематическая демонстрация доступ­ных для понимания умственно отсталых детей произведений ис­кусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игру­шек и т.п. На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие кра­сочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстриру­емых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Вас­нецова, В.Конашевича, Е.Рачева, В.Сутеева, А.Каневского, А. Пахомова и других художников помогает учителю осуществлять задачи эстетического воспитания.

Учебная программа предусматривает проведение бесед с уча­щимися IV—VI классов по произведениям лучших мастеров оте­чественного изобразительного искусства. Учитель направляет уси­лия прежде всего на то, чтобы вызвать у учащихся заинтересован­ное отношение к картине и обеспечить ее достаточно полное восприятие.

Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к сред­ствам изображения. Через образы искусства удается показать де­тям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет ком­позиция. Определенным образом расположенные персонажи мо­гут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного.

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, кото­рыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их пережива­ния и чувства.

На уроках рисования часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяет­ся и как образец для рисования с натуры.

Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюр­ную скульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например, работы богородских мастеров «Мужик и медведь», «Клюющие курочки», «Козлята» и др.), фарфора, камня, пластмассы и пр.

Младшим умственно отсталым школьникам наиболее доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано ка­кое-либо действие или передан знакомый им сюжет (например, «Вершки и корешки»). Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказы­вать не только о том, что изображено, но и как изображено.

Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художе­ственная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисова­нии". Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочета­ния цветов.

Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Вос­приятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей.

Для эстетического воспитания большое значение имеет непо­средственная практическая деятельность школьников. Их актив­ные действия при освоении графических движений, во время фор­мирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, компози­цию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изоб­ражаемого становятся для учащихся образцом красивого и при­влекательного.

Включение детей в управляемую учителем деятельность, осо­знание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать краси­вые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформле­нии класса — все это имеет больше преимуществ, нежели про­стое созерцание объектов или образцов.

Особое коррекционно-развивающее значение приобретает це­ленаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу, в поле, на стройке и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют спе­цифические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.

На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитывается готовность к эстетической оценке своих рисунков, рисунков то­варищей, произведений искусства.

Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, со вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различно­го рода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выпол­ненных образцов) способствуют тому, что даже младшие умственно отсталые школьники спустя некоторое время оказываются в со­стоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нуж­ных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отры­вочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искус­ства пробуждает в них эстетические чувства. Это проявляется в адекватных положительно-эмоциональных реакциях, в желании потрогать предмет или поиграть им, поставить к себе на парту, показать товарищам.

Учащиеся старших классов под влиянием коррекционно-воспитательной работы способны дать достаточно полную характе­ристику изображаемым объектам, подчеркнуть их привлекатель­ность, выделить в них такие элементы, которые действительно вызывают эстетическое чувство (например, ритм и цвет в орна­ментальной композиции). Такое чувство нередко оказывается на­столько развитым, что учащиеся проявляют повышенный инте­рес к демонстрируемым предметам, стремятся получше рассмот­реть их, обнаруживают нетерпение в ожидании начала работы над рисунком (иногда торопят учителя, приступают к работе, не до­жидаясь разрешения).

Под направляющим педагогическим воздействием у умственно отсталых школьников формируется также оценочное отношение к результатам своего труда. Это выражается прежде всего в умении критично анализировать собственные рисунки и рисунки своих товарищей. Младшие школьники осуществляют такую работу на элементарном уровне, да и то только при условии, что им помога­ет учитель. С его помощью они способны отметить, что красиво в том или ином рисунке, что в нем интересно и привлекательно. Старшеклассники могут дать более или менее правильную оценку изображениям самостоятельно, если перед ними такая задача по­ставлена. При этом их суждения касаются как содержания работы, так и техники исполнения. Большое внимание учащиеся обращают на аккуратность, тщательность и точность выполнения задания.

Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного ис­кусства. Однако характер даваемых детьми оценок очень неодно­роден и зависит прежде всего от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проводимой с ними работы.

Высказывания учащихся младших классов при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий харак­тер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предме­ты и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений меж­ду ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекват­ность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьни­ки радуются понравившейся им картине, снова просят ее пока­зать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечис­лить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму.

Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учащихся старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьни­ки способны, в частности, определить основную идею художе­ственного произведения, разобраться во взаимоотношениях меж­ду персонажами, описать изображаемое действие. Под руковод­ством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ. Учащиеся оказываются в со­стоянии выделить и некоторые изобразительные средства, исполь­зованные художником. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассматрива­нии и разборе.

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обу­чения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоцио­нально-эстетического развития учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.012 с.)