Рисование как средство педагогической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование как средство педагогической диагностики



Учащихся

Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и деятельности ребенка.

Благоприятные условия для получения таких данных предо­ставляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисо­вания позволяют обнаружить у них черты, которые на других уро­ках могут остаться незамеченными.

В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рас­сматривают и изучают особенности реальных предметов, осмыс­ливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.

В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности умственно отста­лых школьников.

Деятельность учащихся, направленная на выявление и запо­минание того, что затем должно быть передано в рисунке, спо­собствует повышению их речевой активности.

Диагностика учащихся в процессе изобразительной деятельно­сти, а также анализ результатов этой деятельности (рисунков) дают возможность существенно дополнить данные, полученные учителем во время занятий по другим учебным дисциплинам. Наи­более отчетливо индивидуальные особенности школьников выяв­ляются при выполнении ими конкретных графических заданий.

Изучению подлежат основные черты деятельности школьни­ков (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, целенаправленно ли действует ученик во время выполнения задания, на что конкрет­но направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются случаи их неадекватного использования.

Наблюдения за ребенком в процессе рисования позволяют уста­новить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниями учителя или «соскаль­зывает» на другой, более простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.

Не менее важно установить отношение ребенка к изобрази­тельной деятельности: проявляет ли он интерес к рисованию и в чем это выражается, насколько этот интерес продолжителен и на что направлен. Необходимо проследить, замечает ли ученик про­счеты в своих графических действиях, исправляет ли допущенные ошибки и какими способами это осуществляет (вносит в рисунок изменения, прорисовывая линии, пользуется резинкой, начина­ет рисунок заново).

Занятия рисованием позволяют довольно быстро определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество.

В процессе изобразительной деятельности создаются особен­но благоприятные условия для выявления способности разли­чать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов. С помощью графических за­даний нетрудно установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, нахо­дит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка — круг, салфетка — квадрат, рамка — прямо­угольник и т.п.).

На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), нарисовать пред­меты разной величины, способен ли он сравнить по величине два-три предмета и передать величинные соотношения в рисун­ке. Проверяется также способность ребенка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Важ­но установить, знает ли ученик промежуточные цвета (голубой, светло-зеленый и т.д.) и правильно ли использует их в своих рисунках. Необходимо также фиксировать, соответствует ли ок­раска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдает­ся ли цветовая последовательность в рисунках декоративного ха­рактера.

Изобразительная деятельность создает благоприятные усло­вия для изучения специфических особенностей умственно от­сталых школьников в плане ориентировки в пространстве и уме­ния располагать объекты на плоскости листа бумаги. Кроме того, проверяется, как ученик, анализируя объект изображения, на­зывает его части и словесно обозначает взаимное расположение этих частей.

Педагогическая диагностика учащихся предполагает разносто­роннюю проверку их графической подготовленности, т.е. провер­ку того, как ребенок владеет карандашом при проведении верти­кальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизво­дит замкнутые линии. Определяется, умеет ли ученик регулировать совершаемые во время рисования движения, т.е. ослаблять или усиливать нажим на карандаш, изменять амплитуду движений, ускорять или замедлять их темп. Устанавливается также способ­ность ученика выполнять карандашом ритмические движения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно. Наблюдения за ребенком во время изобразительной деятельности позволяют выявить его речевую активность, способность переда­вать в речи свой прежний опыт и сопровождать рисование речью (оречевление выполняемых действий).

Существенным моментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога в учебном процессе. Формы этой по­мощи могут быть различны:

привлечение внимания ученика к объекту или способу изобра­жения («Раскрась получше»; «Смотри, как я делаю»);

наводящие вопросы, касающиеся формы, строения или рас­положения объекта;

совет, как лучше продолжить рисунок;

прямой показ отдельного приема изображения;

демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

длительное обучение тому, как надо выполнять задание.

Оказывая помощь, необходимо проследить, в какой мере уче­ник ее принимает и использует (исправляет ли ошибки или меха­нически продолжает воспроизводить то или иное изображение).

Характеристика умственно отсталого ребенка дополняется важ­ными сведениями о состоянии его эмоционально-волевой сферы во время изобразительной деятельности и в промежутках между занятиями. Учет особенностей ребенка (ответное действие на пред­ложение нарисовать что-нибудь, отношение к встречающимся трудностям, эмоциональная реакция на неудачу и т.п.) позволя­ет предпринять меры педагогического воздействия прямого или опосредствованного характера на эмоциональную сферу с целью ее развития и коррекции.

Наблюдения за ребенком в процессе продуктивной деятельно­сти помогают накопить данные, вскрывающие особенности лич­ности и деятельности ученика. Знание этих особенностей суще­ственно дополняет педагогическую характеристику ребенка и по­зволяет более точно планировать коррекционно-воспитательную работу на всех уроках и во внеклассное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.005 с.)