Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 25 речевое развитие детей на уроках изоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление,воображение и т.д.), без которых не может развиватьсяизобразительная деятельность, оказывает положительное влияниена развитие личности ребенка.мышление школьника, помогает ему устанавливать смысловые связимежду частями воспринимаемого материала и определять порядокнеобходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительногопобуждения к деятельности. Вместе с тем она служитсредством преодоления тенденции к образованию стереотипных,шаблонных, малоподвижных навыков.Речь способствует формированию графических умений и навыков.В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованиемпредставляют сильное средство развития речи учащихся.Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельностиосуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходитобогащение словаря школьников терминами, которые первоначальноиспользуются ими, как правило, на уроках рисования, азатем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых,осуществляется становление и развитие речи как средства общения;в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи,содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.На уроках рисования у учащихся формируются понятия, которые связаны с процессом изображения (≪узор≫, ≪линия≫, ≪полоса≫, ≪контур≫, ≪симметрия≫ и т.д.), происходит активное накоплениеслов, характеризующих признаки предмета или его частей(≪большой≫, ≪длинный≫, ≪прямоугольный≫, ≪синий≫ и т.д.), действия(≪провести≫, ≪разделить≫, ≪соединить≫, ≪раскрасить≫ и т.д.), пространственные отношения (≪посередине≫, ≪вверху≫, ≪слева≫,≪ближе≫ и т.д.).Помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов,признаки, действия, пространственные отношения, школьникиусваивают и такие понятия, как ≪форма≫, ≪величина≫, ≪цвет≫,≪расположение≫ и т.д.Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомлениес основными геометрическими формами и их характернымиособенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваиватьсловесные обозначения этих форм.Работа по обогащению словаря умственно отсталых школьниковв ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть,что словарный запас, которым они обладают, слишком беден.У учащихся младших классов специальной школы полностью отсутствуютмногие понятия. Дети не знают названий некоторыхпредметов, несмотря на то что они им хорошо знакомы. Еще меньшимзапасом слов учащиеся располагают для характеристики признаковобъекта. Совсем ограниченный круг слов они используютдля обозначения действия.Овладение речью имеет исключительно важное значение дляосмысленного восприятия и понимания окружающего.Включение речи может существенно перестроить течение процессаизображения: ребенок начинает анализировать свой собственныйрисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо,над чем еще необходимо продолжить работу.Слово помогает осмысливанию процесса изображения — в процессесоздания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойстваизображаемых предметов. При изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаютсяв дополнительных побуждениях. В начальной стадии обследованияпредмета достаточны побуждения типа: ≪Рассмотриполучше! Что еще можно сказать? Дальше!≫ и т. п. Однако целесообразностьих применения слишком кратковременна. Чтобы вербализоватьнужные для рисования признаки предмета, необходимоболее определенно организовать восприятия ученика. При этомперед ним надо поставить ясные задачи. Отмечая, что речь учителя выполняет роль регулятора изобразительнойдеятельности учащихся, нельзя не сказать о тех случаях,когда она может оказаться своеобразным тормозом на путипреодоления возникающих у детей затруднений.В качестве педагогических средств усиления речевой активностишкольников в процессе изобразительной деятельности можноиспользовать различные приемы. К ним относятся: побуждениеребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с цельюсоздания эмоционального отношения к рисованию; анализобъекта изображения (определение основных признаков, описаниеструктуры); побуждение учащихся к называнию и словеснойхарактеристике свойств объектов, включаемых в тематическийрисунок; установление последовательности работы над рисунком(планирование); решение задач композиционного характера;сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображениямежду собой в процессе выполнения задания; анализрезультатов изобразительной деятельности в конце каждого урока;обсуждение и Отбор рисунков на классную или школьнуювыставку и т. п.Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самихучеников позволяет использовать занятия рисованием в качествемощного источника1 развития познавательной деятельности умственноотсталых школьников.
Общая организационная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде: Декоративное рисование. Орнамент (геометрический,растительный,зооморфный,антропоморфный,комбинированный) Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов. Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный. Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями. Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов. Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш. Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов. Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов. Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров. Урок рисования с натуры. Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во время занятий осуществляется: • формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; • воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; • качественное улучшение зрительных представлений; • развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); • коррекция пространственных представлений; • развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; • воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; • формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др. Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия. Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является - Целостное восприятие объекта. 1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета?» Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях. Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор. Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета. Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования. Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета. Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?» Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи. Следующий этап обучения детей планированию работы — совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.015 с.) |