Особенности восприятия и передачи в рисунках пространственных отношений детьми с нарушением интеллектуального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия и передачи в рисунках пространственных отношений детьми с нарушением интеллектуального развития



У большинства у.о. детей отмечаются резкой степени нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Такие нарушения принято квалифицировать как сопутствующие умственной отсталости.

Уровень развития пространственных представлений и пространственной ориентировки является в значительной мере показателем общего уровня познавательной деятельности ребенка.

В процессе занятий рисованием перед учеником встает несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.

Понятие «композиция» обозначает составление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке.

Изобразительные задачи. Связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.

Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения

1) лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются. В таких работах каждый предмет нарисован обособленно, вне связи с другими.

2) Все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе. В рисунках такого рода по нижнему краю листа проводится горизонтальная линия и на ней размещаются в профильном положении изображения предметов. Это так называемое фризовое построение.

3) Лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя вертикальной. Предметы, расположенные на земле, изображаются в нижней части листа, а те, которые находятся на линии горизонта или в воздухе, в верхней. Этот способ построения сюжетного рисунка обеспечивает передачу глубины пространства.

В силу особенностей своего развития учащиеся специальной школы не в состоянии должным образом понимать пространственные ситуации, связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Умение ориентироваься на листе бумаги имеет особое значение, потому что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственный характеристики.

Учащиеся спец школы затрудняются в решении задач, в которых требуется определить правую и левую стороны, вверх низ, середину листа. Ориентировка у.о. д-ов на плоскости листа бумаги находится на низком уровне и следовательно тормозит формирование изобразительных навыков.

Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.

Многие у.о. школьники допускают разнообразные ошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках, выполненных по представлению, но и с натуры. Аналогичные ошибки нередки и в декоративном рисовании, особенно при воспроизведении с образца геометрических орнаментов. Наибольшее число неточностей наблюдается при передачи внутренних линий.

Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий и более простого характера, например при необходимости соединить расставленные в определенном порядке точки-ориентиры. Особенно много ошибок возникает в тех случаях когда задание имеет несколько абстрактное содержание. В этом случае дети, пренебрегая указаниями, не соотносят свои действия с образцом, теряют ориентиры, а иногда и вовсе их игнорируют.

Это свидетельствует о наличии у у.о. школьников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации, что проявляется в процессе изобразительной деятельности

Дети не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: «справа», «слева, «вверху», «внизу», «над», «около»

Передача в рисунке расположения предметов в пространстве.

Слабое умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, проявляются в графических работах учащихся. Это выражается в том, что реально существующее расположение предметов при передаче в рисунке настолько упрощается, что нередко обнаруживаются всевозможные нелепости и крайний примитивизм

Для работ учащихся коррекционной школы характерно чрезмерное измельчение рисунка. Увеличение изображения отмечается очень редко.

Особенно сложной задачей для у.о. детей является передача расстояния между изображаемыми предметами.

Анализ детских рисунков показывает, что нередко встречаются грубые нарушения соотношения размеров изображаемых предметов: человек выше дома, скворечник больше собачьей будки.

Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятие, учащиеся спец школы плохо разбираются в случаях частичного загораживания одних предметов другими.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги – важное звено в подготовке ребенка к обучению в школе. Овладение этим умением помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся специальной школы при письме

21.

22.

23.

ВОПРОС 24

Эстетическое воспитаниена уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формировании развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности,эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочногоотношения к произведениям изобразительного искусства и

самостоятельно выполненным рисункам.Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических

чувств имеет систематическая демонстрация доступныхдля понимания умственно отсталых детей произведений искусства:картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушеки т.п.На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся силлюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных,нарядных картинок исключительно велико. В известноймере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемыхлитературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова,В.Конашевича, Е.Рачева, В.Сутеева, А.Каневского,А. Пахомова и других художников помогает учителю осуществлятьзадачи эстетического воспитания.Учебная программа предусматривает проведение бесед с учащимисяIV—VI классов по произведениям лучших мастеров отечественногоизобразительного искусства. Учитель направляет усилияпрежде всего на то, чтобы вызвать у учащихся заинтересованноеотношение к картине и обеспечить ее достаточно полноевосприятие.Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса нетолько к содержанию художественного произведения, но и к средствамизображения. Через образы искусства удается показать детямбогатство и разнообразие форм и красок окружающего мира.Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция.Определенным образом расположенные персонажи могутподчеркивать основную идею, что облегчает восприятие ипонимание изображенного.Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которымипользуется художник, тем понятнее для учащихся станетглавная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживанияи чувства.

На уроках рисования часто используются игрушки (цветныекубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которыеслужат учебными* пособиями при обучении детей различению иназыванию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяетсяи как образец для рисования с натуры.Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюрнуюскульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например,работы богородских мастеров ≪Мужик и медведь≫, ≪Клюющиекурочки≫, ≪Козлята≫ и др.), фарфора, камня, пластмассы и пр.Младшим умственно отсталым школьникам наиболее доступныдля восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое-либо действие или передан знакомый им сюжет (например,•.Вершки и корешки≫). Используя на уроках игрушки и скульптуру

малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказыватьне только о том, что изображено, но и как изображено.Значительное место в эстетическом воспитании школьниковзанимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественнаярезьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании.Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетанияцветов.Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусствомрасширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятиепроизведений искусства оказывает влияние на эмоции,повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след

Осознании детей.Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственнаяпрактическая деятельность школьников. Их активныедействия при освоении графических движений, во время формирования

умений передавать цвет, ритм, симметрию, композициюусиливают процесс восприятия прекрасного, способствуютнакоплению эстетических впечатлений. По мере общего развитияи в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемогостановятся для учащихся образцом красивого и привлекательного. Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознаниеребенком того, что он может сам нарисовать интересныйпредмет, выполнить ритмические построения, передать красивыецветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными

элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлениикласса &зсе,это имеет больше преимуществ, нежели простоесозерцание объектов" или образцов.Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленнаяорганизация наблюдений учащихся (на улице, впарке, в лесу, в поле, на стройке и т.д.). В процессе специальныхнаблюдений происходит узнавание*предметов, дети анализируютих форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфическиечерты, сходство и различие. Выявление этих свойстви последующее отражение их в рисунках развивают учащихся винтеллектуальном и эстетическом отношениях. На основе развития мышления и речи создаются предпосылкидля формирования элементарных эстетических суждений. Через

эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитываетсяготовность к эстетической оценке своих рисунков, рисунков товарищей,произведений искусства.Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, со

вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различногорода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выполненныхобразцов) способствуют тому, что даже младшие умственноотсталые школьники спустя некоторое время оказываются в состоянииделать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужныхслов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны,встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства

пробуждает в них эстетические чувства.Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного искусства.Однако характер даваемых детьми оценок очень неоднородени зависит прежде всего от индивидуальных возможностейшкольников и эффективности проводимой с ними работы.Высказывания учащихся младших классов при рассматриваниихудожественной картины обычно носят констатирующий характер.Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметыи называют их, не связывая с содержанием картины в целом.Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей)препятствует установлению правильных связей и отношений междуними, порождает различного рода ошибки при определениитемы художественного произведения, обусловливает неадекватностьэмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьникирадуются понравившейся им картине, снова просят ее показать,а при соответствующих побуждениях могут не только перечислитьизображенные объекты, но и определить их цвет, величину,форму.Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учащихся старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьникиспособны, в частности, определить основную идею художественногопроизведения, разобраться во взаимоотношениях междуперсонажами, описать изображаемое действие. Под руководствомпедагога они могут сопоставить одну картину с другой,провести их сравнительный анализ. Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые изобразительные средства, использованныехудожником. У старшеклассников появляются любимыекартины, которым они отдают предпочтение при рассматриваниии разборе.Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально- эстетического развития учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.016 с.)