Интерес к рисованию и тематика рисунков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерес к рисованию и тематика рисунков



Подавляющее большинство учащихся специальной школы, осо­бенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликают­ся на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием при­нимаются за работу. Для младших школьников рисование пред­ставляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках ри­сования, так и во время внеклассной работы по изобразительной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: «Я не знаю, что рисовать».

Особую активность учащиеся проявляют во время «свободно­го» рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета. Ра­дуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы.

Если учащимся дать конкретную тему для рисования или пред­ложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Заметное снижение интереса к изобразительной деятельности иногда появляется у старшеклассников. Это можно объяснить не­сколькими причинами.

Во-первых, с возрастом умственно отсталые школьники начи­нают более критично относиться к своим работам, а слабые гра­фические умения не позволяют достаточно точно передавать об­раз того или иного предмета.

Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться «интеллектуальная пассивность» (Л.С.Славина), обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учеб­ной работе, в частности к занятиям рисованием.

В-третьих, учащиеся старших классов, как и младшие школьни­ки, могут быть равнодушны, безразличны к выполнению зада­ния, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувства, не вызывает никаких переживаний.

Пониженный интерес к изобразительной деятельности отри­цательно сказывается не только на качественной стороне рисун­ков, но и на их тематике, которая оказывается крайне ограничен­ной. Это характерно как для младших, так и для старших школь­ников.

В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что умеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.п.), которые повторяются из рисунка в рисунок с не­большими изменениями и дополнениями. При этом, как прави­ло, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохра­няется несоответствие между объектом и его изображением. На­пример, рисуя дом в несколько этажей, ученик изображает в нем одну дверь, размер которой равен его высоте.

Характерно, что школьники могут заполнить лист бумаги изоб­ражением двух-трех предметов, ничем не связанных между собой. Детей не интересует содержание — их более всего занимает сам процесс воспроизведения формы, которой они овладели.

Многие учащиеся не могут осуществить в рисунке свой пред­варительный замысел. В процессе выполнения он обычно меня­ется. Приведем пример.

Ученица II класса Наташа с большим желанием приступила к рабо­те. «Я нарисую девочку», — сказала она. Затем нарисовала голову, гла­за, нос и рот. Посмотрела внимательно на нарисованное и сказала: «Это мальчишка». Учитель задал вопрос: «Почему?» Девочка ответила так: «Потому что у него... Нет, это девочка. Это бантик желтенький... вот такой. Теперь еще что? Зубы надо». Затем взяла из коробки красный карандаш, посмотрела на рисунок и сказала: «Нет. У нее еще нет зубов». После этого положила карандаш обратно в коробку и сказала: «Нари­сую собачку...» Долго думала, показала на рисунок и сказала: «Это мама. А сейчас будет маленький ребенок. Он шарик держит... Вот...»

Некоторые дети склонны к тому, чтобы рисовать буквы и циф­ры, которые они выучили. Такие рисунки занимают иногда всю страницу и напоминают работы из тетрадей по письму или мате­матике.

Иногда рисунки детей состоят из одних и тех же повторяю­щихся фигур. Чаще всего это квадраты, треугольники или круги неправильной формы.

Характерно, что изображение одного и того же предмета мо­жет повторяться бессчетно. Это могут быть снежинки в виде крес­тиков или точек, звезды на небе, птицы, капли дождя и т.д. «При­липчивость» к одному роду действий, «графическое пережевыва­ние» одной и той же формы — черта, присущая умственно отсталым школьника.

Ограниченность тематики рисунков проявляется еще и в том, что учащиеся очень часто пользуются так называемыми графиче­скими штампами, т.е. заученным воспроизведением какой-либо картины. Чаще всего таким «штампом» является изображение дома, из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходя­щимися лучами.

Стереотипность усвоенного примитивного способа передачи изображения без каких-либо вариантов и изменений сохраняется в изобразительной деятельности умственно отсталых детей долгое время.

Однако тематика рисунков учащихся старших классов несколь­ко шире. Наряду с традиционными рисунками встречаются ра­боты, рассказывающие о школьной жизни. Кроме того, учащие­ся пытаются отразить события, происходящие в стране.

Необходимо особо подчеркнуть, что независимо от темы, на которую выполнен рисунок, уровень изобразительных средств даже у старшеклассников остается очень низким.

Нам уже приходилось говорить о копировании рисунков. Уча­щиеся специальной школы любят срисовывать готовые изображения. Однако такое копирование часто приводит к сильному иска­жению оригинала. Некоторые рисунки только отдаленно напоми­нают изображаемый предмет. Отдельные элементы перерисован­ного изображения зачастую передаются без осмысления и превра­щаются в этих случаях в бесформенную массу.

В специальных школах иногда можно встретить учащихся, ко­торые производят впечатление настоящих художников. Их ри­сунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполне­ния — уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов.

В результате детального изучения изобразительной деятельно­сти этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит о хорошей зрительной и моторной памяти этих рисовальщиков. Однако сознательного построе­ния рисунка и тем более проявления творчества в их работе не наблюдается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.005 с.)