Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ученики и учителя подростковых классов.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИИ, ОПЫТА, СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ. В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”. С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы “один на один”, в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования. Мой опыт образования охватывает 17 лет стажа и все три образовательных уровня. Последние 5 лет я потратил на то, чтобы привести его в соответствие с НЛП. Для этого мы организовали большую группу учителей, наблюдали за работой друг друга, помогали советами и замечаниями, а если это было уместно, то и демонстрацией своих методов обучения. Побывав в 100 различных классах, я имел возможность наблюдать паттерны (установившиеся правила, шаблоны поведения - прим. перев.), приносящие успех учителя в классе или группе. Часть этих паттернов представлена в этой книге и является результатом продолжающихся исследований. Поскольку читатель знает, что названия - это просто “полезные соглашения”, операционные определения реальности, давайте договоримся о названиях в этой книге. Например, термины “визуальный ученик”, “аудиальный ученик”, “кинестетический ученик” используются в книге так, как если бы на самом деле ученик мог быть описан только в этих категориях. Однако читатель никогда не найдет ученика, имеющего только одну модальность. ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная -несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории: начальные(третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование. УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников. УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...). УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ. По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков. УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ. Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле. Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... -все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе. Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая. УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников. КОНВЕЙЕР И КОРИДОР. Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программами и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание. Когда акцент делается на содержании, учитель должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвейерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.
Какова связь между коридором конвейером в вашей школе? Как вы можете повлиять на нее? НАБЛЮДЕНИЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ. Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Попробуйте с добровольного согласия коллег понаблюдать на их уроках, как это происходит. Опишите впечатления: Какие сенсорные каналы предпочитались учителем? Использовались ли соответствующие предикаты? Какая категория учеников справлялась легко? испытывала затруднения? Сколько учеников используют один, два, три сенсорных канала? Какие отличия вы заметили от вашего стиля обучения? Заметили ли вы, как “трансляторы” теряют временами внимание на трансляцию? Если вы затрудняетесь в проведении такого рода наблюдении, внимательно проработайте следующий раздел книги. ИНДИКАТОРЫ. Имеются внешние индикаторы (признаки), указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинестетическую -использует ученик. Они приведены ниже в таблице.
Нейрологические индикаторы.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ (по Свассинг)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА) Пользуясь приведенными выше таблицами, сделайте описание трех учеников разных модальностей: преимущественно визуального, преимущественно кинестетика, преимущественно аудиального. Это могут быть ученики вашего класса или класса вашего коллеги. Примеры: Визуальная ученица. Инициалы М.И. Всегда смотрит вверх, когда я говорю, будто видит то, что я рассказываю. Когда я читаю учебник, М.И. всегда читает сама, не полагаясь на мое чтение. Ее тетрадь по английскому языку - самая аккуратная во всем классе.' Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. Аудиальный ученик. Инициалы И.С. Когда И.С. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. И.С. - прекрасный имитатор. Он способен повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет. Кинестетический ученик. Инициалы К.П. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям ручки. Когда я хожу по классу, помогая ученикам, К.П. никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается дотянуться до меня, схватить за запястье, рубашку. Когда я читаю инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить грамматическое правило, пока я не придумаю для него “игру”, где он может участвовать вместе с товарищами и изображать связь между словами, частями речи. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок. ДИАГНОСТИКА АКТИВНОСТИ “ВХОД -ВЫХОД” (ПО СВАССИНТ И БАРБ) Существует много учебных ситуаций, где недостаточна ранее рассмотренная модель модальностей стилей научения. Особенно это касается анализа работы детей с ярлыком “неспособные”. Для них необходимо учитывать различие модальностей в системе “вход -выход” или “вход - память - выход”. Цель этого подхода - определить различие в легкости запоминания и восстановления информации в разных модальностях. Имеется 9 возможных комбинаций системы “вход-выход”. У ученика имеются комбинации, которые значительно сильнее/слабее других. (Никакое сравнение интеллектов учащихся здесь не подразумевается). Большинство диагностических тестов основывается на визуальном выходе информации (вы знаете подобные тесты: “Выберите соответствующую фигуру, нарисованную...”). Поэтому то, что обычно расценивается в таких упражнениях 'как слабость, является в действительности неподготовленностью визуального выхода. ^ Потренируйтесь в диагностике модальностей “входа-выхода” со своими коллегами по приведенной ниже инструкции. Модальностью “входа” будем называть сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальность “выхода” - сенсорный канал, по которому демонстрируется запоминание (понимание) данной информации. Пример: В/вход - А/выход. Инструкция: 1. Вместе с партнером выберите предметы, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически (например: монетки, скрепки, пуговицы... каждого по два). 2. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом друг к Другу, поставьте на стол ширму-перегородку (например, большую книгу). 3. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время ширму/перегородку, покажите партнеру свой набор предметов и попросите запомнить их. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите партнера сложить (из своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда партнер закончит, уберите перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом.имитировали ситуацию В/вход -К/выход. Понаблюдайте ключи, указывающие на репрезентативную систему, которую использует партнер во время запоминания информации. Если он справляется слишком легко и вы не успеваете заметить их, усложните ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время, в течение которого предметы можно видеть. 4. Повторите шаг 3, имитируя А/вход - А выход, то есть расскажите партнеру последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности. 5. Теперь имитируйте ситуацию В/вход - А/выход (он смотрит, затем говорит.) 6. А/вход - К/выход (он слушает вас, затем сам складывает). 7. К/вход - А/выход (он ощупывает, затем рассказывает). 8. Наконец, К/вход - К/выход (он ощупывает, не глядя, затем сам складывает). Проанализируйте полученные результаты. Помните, что цель этого упражнения - определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую. Мы только что работали с партнером один на один. А как происходит трансляция от входа к выходу в целом классе, когда они занимаются в одной модальности, а вынуждены демонстрировать запоминание в другой? Большинство учеников могут воспринимать информацию в одном канале (аудиально - слушая то, что говорит учитель) и демонстрировать полученную информацию в другом (визуально и кинестетически -записывая). Понаблюдайте сами на уроках в течение недели и запишите три примера отличающихся модальностей входа-выхода. Кто из учащихся испытывает затруднения? Сравните с этой точки зрения “успевающих и “неуспевающих” учеников. СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ. Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем "глубже мы понимаем качество или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить многосенсорно. Однако бывают случаи, когда мы используем свой предпочитаемый стиль. Зная точно стиль преподавания, можно правильнее заметить, какие ученики из класса испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки. Цель этого раздела - помочь вам заметить мельчайшие намеки на учительский стиль. Ниже приведена сводная таблица описаний внешних и функциональных признаков стиля обучения учителя. Однако в ней нет замечаний о внешнем виде учителя-аудиала. Поскольку такие учителя в школе малочисленны, у автора было мало возможностей наблюдать их. Вероятно, их стиль обучения представляет собой смесь аудиальных и кинестетических характеристик. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ИНФОРМАЦИИ)
Используя характеристики из этих таблиц, выявите в школе трех учителей, демонстрирующих предпочтение одной модальности. Чаще всего учителя проявляют визуальную и кинестетическую модальность одновременно с преобладанием одной из них. ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ. Обучая, мы претендуем на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учеников и позволит им получать информацию, выбрав свой ВХОДНОИ канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, ибо чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников. Закончив обучение и оставшись перед доской/кафедрой для индивидуальной помощи ученикам, мы переходим к переобучению. Прикладные исследования показывают, что 65 % времени переобучения тратится на 4-6 детей “трансляторов”, не располагающих достаточной многосенсорностью, чтобы научиться в процессе нашего ОБУЧЕНИЯ. Им необходима информация, представленная в ИХ входном канале. Очень полезно потренироваться в переобучении со своими коллегами. Предположим, что мы работаем с тремя учениками: первый -только визуальный, второй - только аудиальный, третий - только кинестетик. “Раздайте” своим коллегам роли В, А и К учеников. Подберите известную вам информацию, и “переобучайте” их в течение двух-трех минут. 1. Попробуйте представить эту информацию визуальному ученику, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с характерной для их стиля скоростью. Убедитесь, что когда вы стоите перед ним, ваше тело неподвижно. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Запишите ваши действия. 2. Попробуйте представить ту же самую информацию аудиальному ученику, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту) и предикаты. Отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля. Запишите все ваши действия. 3. Попробуйте представить этот материал кинестетику, используя место, предикаты, жесты, прикосновения и типичную для них скорость. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Проведите их через содержание снова и снова. Чем больше преувеличение, тем это лучше для их запоминания. Позвольте им играть роль различных частей из вашей информации. Все запишите..” ПЕРЕОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ. Сделав предварительно подготовку с коллегами (см. выше), используйте далее навыки- в классе с учениками, имеющими одну модальность. В действительности, вероятно, у переобучаемых вами учеников окажется более одного открытого канала. Запишите ваши действия и наблюдайте эффект. Помните, что переобучение - очень полезный процесс и для вас, так как усилит “блеск” вашего следующего выступления (урока), когда вы будете преподносить эту информацию. ЧТЕНИЕ Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их.Для этих учащихся идеален фонетический/дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части. Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарные. Примеры: Мисс Петти Пар использует в своем классе на уроке чтения смесь левовизуального и правовизуального подходов. Начиная изучать на уроке три новых слова, она заготавливает таблички, где эти слова написаны и нарисованы. Кроме того, когда она переходит к предложению с новыми словами, она разрешает более кинестетичным, правовизуальным ученикам сначала читать “прочерк” на месте нового слова, пытаясь понять контекст (смысл) предложения. Мистер Сэм Снейл в третьем классе, когда учит детей новому слову “урожай”, надевает на шею красный платок, на голову соломенную.. > шляпу, кричит детям: “Несите мне сено!”. Потом берет у них из рук,.^- • это “сено”, складывает на стол, говорит, что это будет амбар для хранения урожая и т.д. Сэм каждый год требует от директора больших ассигнований на экскурсии с учениками, на прокат автомобиля, чтобы дети испытали реальность раньше, чем прочитали о ней. Однажды меня попросили понаблюдать “загадочного” Эрика. Как только я вошел в класс, я увидел его парту, выдвинутую далеко от парт его товарищей. Эрик что-то бормотал про себя, пытаясь использовать колпачок от ручки как плевательную ракетную установку. Его глаза никогда не останавливались на учителе, он не работал в классе. Если Эрика окликали, он часто знал ответ, но иногда вообще не слышал, что его спрашивают. Я сразу спросил у сопровождающего меня директора, как Эрик читает. Читал он выше среднего. Я уже знал к тому времени, что если ученик выказывает правовизуальное предпочтение и при этом хорошо читает (развиты левополушарные способности), перед нами задатки гения или, по крайней мере, талантливый и одаренный ученик (ТиО). Индивидуальное поведение таких детей может резко отличаться от средних учеников. Например, стандартное требование к ученикам - смотреть на лектора - им не подходит. Поскольку ТиО чаще всего многосенсорны, для них оскорбительно использовать визуальные навыки при слушании. Они предпочитают использовать один сенсорный канал, чтобы остальные использовать в другом, что обычно и происходит, когда нужно выполнить упражнение из учебника. Вернемся к Эрику. Как оказалось, отметки Эрика ниже, чем у товарищей в течение недели, но выше к концу недели. То же самое для квартальных и годовых отметок. Эрик настолько умен, что сохраняет все представленные учителем части информации (левополушарный. подход), не обрашая на них внимания, пока не получит к концу этапа обучения целое (правополушарный подход). Несомненно, это “гений”. МАТЕМАТИКА. Подобно чтению, математика - одна из лучших областей для демонстрации различия в обучении правополушарного и левололу-шарного мозга. Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, та правополушарные ученики, склонные к догадкам, имеют больше шансов. Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать., Другой впечатляющий пример из метематики - различие между пониманием алгебры и геометрии. Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария. ТЕСТЫ. Нужно отметить, что большая часть тестов ориентирована на правовизуальную способность. Тестируемому предлагается конфигурация в левом поле и предлагается три выбора в правом, один из которых соответствует левой конфигурации. По мнению автора, обычная школьная подготовка левовизуальна -настолько левовизуальна, что корреляция между продемонстрированной в тестах правовизуальной способностью и успеваемостью в школе может быть очень слабой. ДЕТИ РИСКА. Исследования по образованию показывают, что мы тратим почти половину времени на базовые навыки. Ясно, что выход не в том, чтобы не работать, а в том, чтобы работать эффективнее. Показатель будет только увеличиваться, если система поощрения и поддержки станет более чувствительной к “детям риска”. “Дети риска” - это ярлык, прикрывающий детей двух групп: тех, кто квалифицируется по психологическим причинам, и тех, кто квалифицируется в связи с трудностями научения, соответствующими преимущественно визуальной модальности, правополушарному мышлению. Сложности с “детьми риска” можно существенно облегчить. О важности визуализации и необходимости индивидуального переобучения мы уже говорили. Кроме того, надо обратить внимание на: 1) специальное обучение правого полушария, 2) использование невербальной коммуникации и установление раппорта для успешного научения и дисциплинирования. Раппорт можно определить как присоединение человека к миру другого. Учителя старших классов - наиболее левополушарные из всех уровней школьного конвейера, но в работе с правополушарны-ми учениками нам нужно войти в их правополушарный мир (присоединиться). Затем учитель может использовать установленный раппорт, чтобы повести ученика в высокоструктурированную, последовательную и логическую левополушарную атмосферу школы. Оставшаяся часть главы посв.ящена тому, как глубже понять правополушарных учеников и развить свою гибкость посредством раппорта и сенситивности (чувствительности). ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Позитивное подкрепление (поощрение, так называемое “поглаживание”) часто дает лучший эффект в дисциплинировании, чем негативное подкрепление (выговор). Например, учитель перед проектором призывает учеников смотреть на экран. Он благоразумно помещает Сэма (самого кинестетического ученика) впереди, чтобы удержать его в работе, используя различные способы выравнивания его неуместного поведения. Сэм работает примерно 30-40 секунд, и учителю приходится вмешиваться каждые 60-90 секунд для очередного замечания. Если' же учитель дает периодически позитивное подкрепление (жестами, взглядом, прикосновением), продолжительность времени вовлеченности Сэма в работу возрастает. На практике вам помогут следующие упражнения: 1. Опишите ученика, демонстрирующего неуместное поведение. 2. Проведите обычное дисциплинированно. 3. Как долго ученик остается в работе? 4. Выполните шаг 2, а затем похвалите ученика за то, что он работает, не отвлекаясь. 5. Возросла ли продолжительность работы без отвлечения? Запишите свои наблюдения. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИСЦИПЛИНИРОВАНИИ. Почему нам желательно усилить невербальные сообщения при дисциплинировании (когда мы хотим бороться с отвлекающим поведением)? 1. Правое полушарие более чувствительно и быстрее реагирует, чем левое. 2. Чтобы избежать перегрузки аудиального канала учеников. Потренируйтесь в классе. В течение б дней попробуйте прерывать отвлечение ученика невербально. Причем первые 2 дня используйте визуальные сигналы (без прикасания и издавания звуков). Например, посмотрите с нахмуренными бровями, руки в карманах. Затем 2 дня используйте только кинестетические сигналы, а последние 2 дня -аудиальные сигналы. Это самое трудное, поскольку невербальное аудиальное сообщение передается посредством силы голоса, тембра, паузы, - всего, что слышится помимо слов. Запишите все, что вы делали, и результаты этого. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВ ДЛЯ СИМВОЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ.. Мы знаем, что чем младше ребенок, тем он кинестетичнее и лучше научается посредством мышечной памяти. Это позволяет нам использовать набор жестов учителя и повторение их учениками вместе с усвоением содержания. Например, учитель обучает класс четным и нечетным числам. Он опускает левую руку вдоль тела и спокойным голосом говорит: “Один”. Качая правой рукой, он гораздо громче говорит: “Два”. Продолжая так же с другими числами, он обучает учеников использовать символические жесты. Подобная методика подходит для младших школьников, а дальше можете переходить к широкому использованию демонстраций. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДИКАТОВ. Когда ученики слышат используемые учителем кинестетические предикаты (в противоположность визуальным и аудиальным), то их тела активируются. С активированием тела СЛЫШАНИЕ качественно ухудшается. Когда учитель говорит: “Возьмите книгу и откройте ее на странице 33”, - слова “возьмите...” будут побуждать учеников взять с парт свои книги. Но они могут не услышать номер страницы, и учитель будет вынужден повторить. Можно избежать этого. По мере возможности употребляйте кинестетические предикаты в конце предложений: “На странице 33 вашей книги вы найдете задание...”. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ. Когда мы сообщаем информацию для осмысления, а затем демонстрируем результат, то кинестетики испытывают замешательство, поскольку они не могут “видеть” движение информации от одной части к другой. Информация для них появляется, исчезает и появляется вновь в другом виде. Если убрать эту область исчезновения, то кинестетик в классе испытает облегчение. Лучше покажем это на примерах: Мы просим ученика определить подлежащее и сказуемое в предложении, выписывая их справа в колонке, соответствующей каждой категории.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (исчезновение Мальчик бежит, информации) мальчик бежит (появление (появление упорядоченной информации) информации) Если ученику предоставить возможность определять подлежащее и сказуемое в активном предложении, использовать при этом пространственные ключи (подлежащее обычно перед сказуемым), он гораздо лучше справится с заданием. Кинестетические ученики имеют более низкие оценки при работе с тестами, когда на карточке, в вопроснике, на дисплее компьютера нужно (не вдаваясь в процесс “как”) выдать ответ (“да”, “нет”, число или номер ответа). Это для них - максимальное проявление “исчезновения” информации. Гораздо лучше для кинестетика, если он может описать свой ответ. Когда мы прерываем читающего вслух ученика, делая комментарий, а затем возвращаем его к тексту, кинестетик со слабой способностью к визуализации бывает фрустрирован (испытывает тревогу, замешательство), пытаясь найти место, где его прервали. Сложно для них превращение дроби в десятичное число: 4/5.........................................0,8 появление ИСЧЕЗНОВЕНИЕ появление в новом виде Особенно если мы используем только доску или экран. Для кинестетиков желательно манипулировать осязаемыми объектами -карточки с цифрами (на доске это могут быть карточки с магнитиками). Кроме того, математические символы могут вызывать фрустрацию, поскольку требуют включения как правого так и левого полушария. В таком случае нужно описывать процесс словами, а над ними писать общепринятые символы: “умножить на” (х), “равняется” (=), и т.д.. Чтобы “видеть движение информации”, часто целесообразно использовать цветовое кодирование, например, в решении уравнения: Х + 4 = 10 Х = 10-4 (“4” слева и справа писать другим цветом) Можно применить и дополнительное кинестетическое усиление: писать 4 справа правой рукой, а 4 слева - левой рукой. Попробуйте все это проделать в своем классе. Запишите ваши действия и решения. КАК УЧЕНИКИ ВИДЯТ? Ученики, имеющие сложности с системой образовательного конвейера - это ученики, которые не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию. Самый простой путь - выполнить это посредством записи. Существуют 4 способа врожденной визуализации, от наиболее распространенного до наименее используемого, но самого искусного: 1. Самый распространенный стиль демонстрируется учениками, посещающими лекции и делающими записи того, что слышат. (Внешний аудиальный переход через записи к внутреннему визуальному.) 2. Второй популярный стиль демонстрируется учениками, которые читают книгу, делают записи, затем смотрят на них и воспроизводят картину в мозгу. (Внешний визуальный переход через записи к внутреннему визуальному.) Некоторые ученики могут составлять внутренние визуальные картины без предварительной записи. Эта возможность соединяет еще два вида визуализации. 3. Внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному. 4. Внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному. Ученики, использующие любую из первых трех модальностей памяти, легко учатся в школе по сравнению с теми, кто запоминает информацию в аудиальной модальности. Ученики, которые услышав, могут сразу заполнить визуально, часто воспринимаются как талантливые и одаренные. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ КЛАССА В ВИЗУАЛИЗАЦИЮ. 1. Уч<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.019 с.) |