Стратегия извлечения последовательности модальностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия извлечения последовательности модальностей.



Следующий подход известен как “стратегия извлечения” - и пол­езен, когда при работе с учениками, родителями, коллегами, ин­структорами вам необходимо знать, в какой последовательности (с точки зрения использования модальностей) представить информа­цию.

1. Установить в процессе предварительного разговора раппорт с собеседником (“присоединение” к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения:

- отражать 100 % тона, высоты, скорости голоса другого человека, если вы члены одной культуры;

- отражать на 75 % выражение его лица;

- отражать на 50 % движения и положения тела;

- отражать 100 % жестов;

"••- Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам, и соответственно -большее оживление индикаторов. В результате раппорта вы сможете определить индикаторы, а люди смогут более успешно развивать свои мозги.

Начинайте с общих вводных предложений: “Босс, прекрасно, что вы заглянули ко мне во время подготовки, чтобы обсудить идею о том, как...” " или что-то другое. Предложите вопрос с “недоступной” информацией. Пауза перед началом ответа будет включать один или несколько нейрологических индикаторов. Последовательность их проявления указывает на действительную последовательность из­влечения информации. Например, начальник смотрит вверх, а затем произносит: “Гм, так”. Эта последовательность - визуально-аудиаль-ная. Напротив, человек, двигающийся и раздумывающий перед началом разговора, выказывает кинестетически-визуальную после­довательность.

Уже имея представление о последовательности репрезентаций человека, сделайте утверждение, включающее предикаты аналогич­ных модальностей и в аналогичной последовательности. Например:

“Если я вас правильно понял, лучший способ обсуждения данной идеи в том, что вы представите мне картину (В) и Затем мы обсудим ее (А)”. Цель такого утверждения - увидеть, насколько точно ваше определение процесса (последовательности модальностей). Точ­ность определяется конгруэнтностью ответа человека сразу после вашего предложения. (Конгруэнтность - соответствие внутреннего и внешнего состояний человека). Например, увеличение наклона голо­вы и спокойное дыхание указывают на конгруэнтное согласие; сдерживание дыхания или сморщивание лба укажут на недостаток вашей точности в определении последовательности модальностей.

ДЕТИ РИСКА.

Исследования по образованию показывают, что мы тратим почти половину времени на базовые навыки. Ясно, что выход не в том, чтобы не работать, а в том, чтобы работать эффективнее. Показатель будет только увеличиваться, если система поощрения и поддержки станет более чувствительной к “детям риска”. “Дети риска” - это ярлык, прикрывающий детей двух групп: тех, кто квалифицируется по психологическим причинам, и тех, кто квалифицируется в связи с трудностями научения, соответствующими преимущественно визу­альной модальности, правополушарному мышлению. Сложности с “детьми риска” можно существенно облегчить.

О важности визуализации и необходимости индивидуального пере­обучения мы уже говорили. Кроме того, надо обратить внимание на:

1) специальное обучение правого полушария, 2) использование невербальной коммуникации и установление раппорта для успешно­го научения и дисциплинирования.

Раппорт можно определить как присоединение человека к миру другого. Учителя старших классов - наиболее левополушарные из всех уровней школьного конвейера, но в работе с правополушарны-ми учениками нам нужно войти в их правополушарный мир (присо­единиться). Затем учитель может использовать установленный рап­порт, чтобы повести ученика в высокоструктурированную, последо­вательную и логическую левополушарную атмосферу школы.

Оставшаяся часть главы посв.ящена тому, как глубже понять правополушарных учеников и развить свою гибкость посредством раппорта и сенситивности (чувствительности).

ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ РАППОРТ С ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫМИ УЧЕНИКАМИ.

1. Выявите учеников более или менее неуправляемых стандартной системой дисциплины (обычно это правополушарные ученики).

2. Опишите поведение учеников этой категории.

3. Действуя в неавторитарной ситуации (в холле, во время отдыха), найдите 2-3 позитивные темы, интересные для учеников. Запишите их. '

4. В ситуации обучения и переобучения “приправляйте” свою речь словами, фразами из интересных для учеников областей, чтобы сохранить их внимание. Выпишите примеры, как вы это сделали.

5. Запишите, возрастало ли внимание учеников.

Поскольку невербальный уровень наиболее эффективен, проил­люстрируем как вербальное, так и невербальное присоединение. Качественное присоединение характеризуется тем, что ученик не осознает, что вы отражаете его психологию и поведение.

Выберите трудноуправляемого ученика и проведите присоедине­ние:

1. Найдите интересную для него тему.

2. Определите модальности и их последовательность при обсужде­нии интересующей его темы. (За помощью вернитесь назад к “Стратегии извлечения”.)

3. Отклонитесь от интервьюирования и поболтайте, используя аналогичную последовательность модальностей. (Наблюдайте нейрологические индикаторы.) Запишите использованные вами пред­ложения.

4. Убедитесь, что вы постепенно и качественно отражали тело другого человека. Запишите, какие аспекты невербального поведе­ния вы отражали.

5. Опишите развитие раппорта.

ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.

Позитивное подкрепление (поощрение, так называемое “поглажи­вание”) часто дает лучший эффект в дисциплинировании, чем негативное подкрепление (выговор). Например, учитель перед про­ектором призывает учеников смотреть на экран. Он благоразумно помещает Сэма (самого кинестетического ученика) впереди, чтобы удержать его в работе, используя различные способы выравнивания его неуместного поведения. Сэм работает примерно 30-40 секунд, и учителю приходится вмешиваться каждые 60-90 секунд для очеред­ного замечания. Если' же учитель дает периодически позитивное подкрепление (жестами, взглядом, прикосновением), продолжитель­ность времени вовлеченности Сэма в работу возрастает. На практике вам помогут следующие упражнения:

1. Опишите ученика, демонстрирующего неуместное поведение.

2. Проведите обычное дисциплинированно.

3. Как долго ученик остается в работе?

4. Выполните шаг 2, а затем похвалите ученика за то, что он работает, не отвлекаясь.

5. Возросла ли продолжительность работы без отвлечения? Запи­шите свои наблюдения.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИСЦИПЛИНИРОВАНИИ.

Почему нам желательно усилить невербальные сообщения при дисциплинировании (когда мы хотим бороться с отвлекающим поведением)? 1. Правое полушарие более чувствительно и быстрее реагирует, чем левое. 2. Чтобы избежать перегрузки аудиального канала учеников.

Потренируйтесь в классе. В течение б дней попробуйте прерывать отвлечение ученика невербально. Причем первые 2 дня используйте визуальные сигналы (без прикасания и издавания звуков). Например, посмотрите с нахмуренными бровями, руки в карманах. Затем 2 дня используйте только кинестетические сигналы, а последние 2 дня -аудиальные сигналы. Это самое трудное, поскольку невербальное аудиальное сообщение передается посредством силы голоса, темб­ра, паузы, - всего, что слышится помимо слов. Запишите все, что вы делали, и результаты этого.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВ ДЛЯ СИМВОЛИ­ЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ..

Мы знаем, что чем младше ребенок, тем он кинестетичнее и лучше научается посредством мышечной памяти. Это позволяет нам исполь­зовать набор жестов учителя и повторение их учениками вместе с усвоением содержания.

Например, учитель обучает класс четным и нечетным числам. Он опускает левую руку вдоль тела и спокойным голосом говорит:

“Один”. Качая правой рукой, он гораздо громче говорит: “Два”. Продолжая так же с другими числами, он обучает учеников исполь­зовать символические жесты.

Подобная методика подходит для младших школьников, а дальше можете переходить к широкому использованию демонстраций.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕД­ИКАТОВ.

Когда ученики слышат используемые учителем кинестетические предикаты (в противоположность визуальным и аудиальным), то их тела активируются. С активированием тела СЛЫШАНИЕ качественно ухудшается. Когда учитель говорит: “Возьмите книгу и откройте ее на странице 33”, - слова “возьмите...” будут побуждать учеников взять с парт свои книги. Но они могут не услышать номер страницы, и учитель будет вынужден повторить. Можно избежать этого. По мере возможности употребляйте кинестетические предикаты в конце предложений: “На странице 33 вашей книги вы найдете задание...”.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ.

Когда мы сообщаем информацию для осмысления, а затем демонстрируем результат, то кинестетики испытывают замешатель­ство, поскольку они не могут “видеть” движение информации от одной части к другой. Информация для них появляется, исчезает и появляется вновь в другом виде. Если убрать эту область исчезнове­ния, то кинестетик в классе испытает облегчение. Лучше покажем это на примерах:

Мы просим ученика определить подлежащее и сказуемое в пред­ложении, выписывая их справа в колонке, соответствующей каждой категории.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ

(исчезновение

Мальчик бежит, информации) мальчик бежит

(появление (появление упорядоченной

информации) информации)

Если ученику предоставить возможность определять подлежащее и сказуемое в активном предложении, использовать при этом пространственные ключи (подлежащее обычно перед сказуемым), он гораздо лучше справится с заданием.

Кинестетические ученики имеют более низкие оценки при работе с тестами, когда на карточке, в вопроснике, на дисплее компьютера нужно (не вдаваясь в процесс “как”) выдать ответ (“да”, “нет”, число или номер ответа). Это для них - максимальное проявление “исчез­новения” информации. Гораздо лучше для кинестетика, если он может описать свой ответ.

Когда мы прерываем читающего вслух ученика, делая коммента­рий, а затем возвращаем его к тексту, кинестетик со слабой способностью к визуализации бывает фрустрирован (испытывает тревогу, замешательство), пытаясь найти место, где его прервали.

Сложно для них превращение дроби в десятичное число:

4/5.........................................0,8

появление ИСЧЕЗНОВЕНИЕ появление в новом виде

Особенно если мы используем только доску или экран. Для кинестетиков желательно манипулировать осязаемыми объектами -карточки с цифрами (на доске это могут быть карточки с магнитика­ми). Кроме того, математические символы могут вызывать фрустрацию, поскольку требуют включения как правого так и левого полушария. В таком случае нужно описывать процесс словами, а над ними писать общепринятые символы: “умножить на” (х), “равняется” (=), и т.д..

Чтобы “видеть движение информации”, часто целесообразно использовать цветовое кодирование, например, в решении уравне­ния:

Х + 4 = 10

Х = 10-4 (“4” слева и справа писать другим цветом)

Можно применить и дополнительное кинестетическое усиление:

писать 4 справа правой рукой, а 4 слева - левой рукой.

Попробуйте все это проделать в своем классе. Запишите ваши действия и решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.049 с.)