Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советы учителю, готовящемуся работать с первым классом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вам надо хорошо знать каждого своего будущего питомца. Что значит знать ребенка? Это, прежде всего, иметь представление о его здоровье. За полтора года до начала работы с детьми передо мной был список будущих учащихся. Опыт убедил в том, что воспитание должно способствовать исцелению человека, избавлению его от недугов, которые чаще всего зарождаются в детстве. Больной ребенок требует особых методов воспитания, нуждается в специальной медицинской педагогике. Я считаю, что очень важно знать, как взаимоотношения в семье способствуют предотвращению недугов и исцелению детского организма, если недуг по той или иной причине уже есть. Особенно зависит от семьи состояние нервной системы и сердца ребенка. Собрать родителей очень важно, чтобы пришли и отцы, и матери и поговорить с ними о взаимоотношениях в семье, способствующих, формированию здоровой нервной системы, а в связи с этим положительных нравственно-психологических качеств. КАК В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИЗУЧАТЬ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ Есть два основных типа человеческого мышления - логико-аналитическое, или математическое, и художественное, или образное. Соберите будущих своих первоклассников в ясный сентябрьский день, пойдите с ними в осенний лес, и вы сразу же увидите детей с этими двумя ярко выраженными типами мышления. Внимательно наблюдайте, и вы увидите два типа восприятия — признак двух типов мышления. Эти два типа мышления существуют объективно, учителю надо знать, какой тип преобладает у каждого ребенка. Это очень важно для правильногопедагогического руководства умственным трудом. Учить мыслить, развивать мышление — значит развивать у каждого ребенка обе мыслительные сферы: образную и логико-аналитическую, не допускать односторонности, но в то же время умело направлять умственное развитие каждого ученика в русло, в наибольшей мере соответствующее его природным задаткам. Мышление детей различается также темпом операций, можно сказать быстротой мысли. Я советую учителю, которому предстоит работа с I классом: в течение года проведите двадцать-тридцать путешествийк истокам мысли — в природу. Введите детей вобстановку, где есть и яркие образы, и причинно-следственные связи между явлениями, где дети восхищаются, переживают чувство изумления перед красотой и в то же время думают, анализируют. КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННЫЕ СИЛЫ ДЕТЕЙ Как показал многолетний опыт, необходимы специальные уроки мышления. Их надо проводить время от времени уже в дошкольный период. С началом занятий в 1 классе уроки мышления становятся частью умственного воспитания. Урок мышления — это и живое, непосредственное восприятие образов, картин, предметов окружающего мира, и логическийанализ, добывание знаний, мыслительные упражнения, нахождениепричин и следствий. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПАМЯТЬ Я твердо убежден, что о воспитании памяти особенно надо заботиться тогда, когда ребенку еще не подошло время заучивать, запоминать ни на уроках, ни дома. Дошкольные годы и обучение в начальной школе — прекрасное время для закладки фундамента прочной памяти. Надо заботиться о том, чтобы важные истины о явлениях и закономерностях окружающего мира были усвоены детьми без специального заучивания и запоминания, т. е. в процессе непосредственных наблюдений. Одна из причин — отсутствие в начальной школе специальной работы, имеющей целью развитие мышления, воспитание умственных сил, закладку фундамента запоминания. В начальной школе надо заложить прочный фундамент памяти, а им являются знания, добытые, приобретенные, усвоенные ребенком в процессе непосредственного познания окружающего мира под руководством учителя. ЩАДИТЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Зубрежка всегда вредна, но особенно недопустима она в отроческом и юношеском возрасте. Изгнать из школы школярство — одна из очень важных воспитательных задач. А сделать это можно единственным путем: установить разумное соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Развитие памяти подростков, юношей и девушек зависит, таким образом, от общей интеллектуальной культуры учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. ВОСПИТЫВАЙТЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ Прямое отношение к развитию умственных сил учащихся имеет вопрос о том, как поставлено рисование в начальной школе, какое место отводит ему учитель в учебно-воспитательном процессе. Воспитывая детей в начальной школе, я увидел в рисовании одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. Я твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира. Без рисования я не представляю уроков географии, истории, литературы, естествознания. КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К БЕГЛОМУ ПИСЬМУ Чтение и письмо — это два самых необходимых школьнику инструмента учения и в то же время два окошка в окружающий мир. Без умения бегло, быстро и сознательно читать, бегло, быстро, полуавтоматически писать ребенок остается как бы полуслепым. Я вижу очень важную задачу в том, чтобы уже в третьем, а в четвертом классе уже наверняка — ученик писал длинное слово не отрывая пера от бумаги, чтобы он мог написать слово — (и даже маленькое предложение), оторвав взгляд от тетради. Все это — быстрота написания букв и слов, постепенное приобретение полуавтоматизма в отношении орфограмм, одновременное написание и осмысливание — должно идти рядом. Выработка беглого письма, прежде всего, требует определенного количества тренировочных упражнений малых мышц руки. Я имею в виду тонкие трудовые движения рук — и правой, и левой. За год до начала обучения в школе детям надо давать такие виды труда, как вырезание из картона и бумаги ножиком (резцом) и ножницами, резьба по дереву, плетение, конструирование и изготовление маленьких моделей из дерева. Тонкие трудовые движения вырабатывают необходимые соразмерность и ритм движения пальцев, формируют их чуткость, чувство миниатюрного рисунка, каким в сущности и является буква. УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАБОТАТЬ И ПРАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ Мой многолетний опыт убеждает, что если самые тонкие, самые умные трудовые движения становятся достоянием не только правой, но и левой руки, количество этих связей растет, от рук к мозгу идет мудрый опыт, выражающий взаимодействие и взаимоотношение предметов, вещей, процессов, состояний. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ В БОЛЬШОЙ ШКОЛЕ Я бы советовал вначале просмотреть тетради всех коллег по работе в начальных классах. Ученические тетради — зеркало всей воспитательной работы. Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа. Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рождаться собственные педагогические идеи. Изучая, например, связи между тем, что делается, и тем, что получается в результате, вы приходите к выводу: от зерна, посаженного в прекрасно обработанную почву сегодня, далеко не всегда можно ждать ростка уже завтра. То, что делается сегодня, во многих случаях можно оценить лишь через несколько лет. Это одна из очень важных закономерностей педагогического труда. Она заставляет всегда думать о перспективе. 47. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ 0ДН0К0МПЛЕКТН0Й ШКОЛЫ
КАКИЕ ПЛАНЫ ПИСАТЬ УЧИТЕЛЮ Для учителя начальных классов очень важно составить перспективный план, рассчитанный на несколько лет. 1. Список художественных произведений, которые дети должны прочитать за годы обучения в начальной школе. Этот пункт плана станет реальностью, конечно, только тогда, когда в школьной библиотеке будут необходимые детские книги. 2. Музыкальные произведения, которые дети будут прослушивать в школе (желательно, чтобы в школе была музыкальная комната). 3. Произведения живописи, по которым будут проведены беседы. 4. Тексты — отрывки из художественных произведений, которые надо заучить наизусть. 5. Орфографический минимум — т. о. словарь орфограмм, написание которых в начальной школе должно быть твердо, навсегда сохранено в памяти. 6. Список научно-популярных книг и брошюр, чтение которых способствует расширению кругозора школьников. Особо надо выделить книги и брошюры, предназначенные для трудных детей — детей со сниженной подвижностью мыслительных процессов. 7. Тематика уроков мышления — путешествий к источникам мысли и родной речи. 8. Тематика сочинений, которые дети напишут за годы обученияв начальных классах. 9. Примерный перечень наглядных пособий, которые сделают учитель и дети. 10. Экскурсии, которые будут проведены и начальной школе. Такой же перспективныйплан я советую составлять и преподавателям предметов в средних и старших классах. Учитывается, конечно, специфика предмета. Например, преподаватель биологии включает в перспективный план систему наблюдений в природе с целью формирования у учеников необходимых представлений. Преподаватель географии включает терминологию, обязательную для запоминания. Учитель физики предусматривает в своем плане наблюдение труда в промышленности и сельском хозяйстве. Перспективный план — это очень важный ориентир, по которому учитель ежегодно, читая и продумывая программу, как бы проверяет сам себя — что уже сделано и что нужно сделать. По выполнению перспективного плана можно судить о качество знаний учащихся. Каждому учителю надо такжесоставлять тематическийили поурочный план. Тематический план — это дидактическое предвидение и обоснование, а не развернутый конспект. Тексты заданий и упражнений, как правило, в план не включаются (у учителя они обычно выписаны на специальных карточках или в тетрадях). В тетради, где пишутся тематические планы, необходимо отвести чистое место (поле)— для того, чтобы в случае непредвиденных отклонений отнамеченного пути внести в план соответствующие изменения. Некоторые учителя предпочитают тематическому плану поурочный. Главное — ориентироваться на перспективный план, не забывать о конечной цели, время от времени продумывать программу и объяснительную записку к ней, сопоставлять ее с перспективным планом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.009 с.) |