Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 8 частьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Академическая система обучения во многом способствовала и развитию методов преподавания рисунка. С конца XVII века и до второй половины XIX века методике рисования уделяется большое внимание. В этот период издается большое число различных методических пособий по рисунку — руководств, учебников, самоучителей. Многие пособия составлены с глубоким знанием дела, в них содержится немало оригинальных методических находок, интересных и продуманных приемов, убедительно раскрывающих отдельные положения академического рисунка. Ряд изданий привлекает внимание высокой техникой рисунка, виртуозным художественным мастерством. Большинство авторов пособий по рисунку того времени с большой ответственностью и старательностью относились к выполнению иллюстративною материала, И это не случайно. Эти рисунки носят сугубо методический характер и указывают ученику пути и методы овладения искусством рисунка. Каждая схема, каждая зарисовка детали формы используются методистом для того, чтобы ясно и наглядно раскрыть метод анализа и построения изображения. Ученик внимательно следит за каждой линией, за каждым штрихом рисунка. Кроме того, эти методические рисунки играют не только образовательную, но и воспитательную роль. Каждая схема построения формы, каждый рисунок детали выполнены аккуратно и красиво (рис. 82-85). Среди методических пособий по рисованию обращает на себя внимание целый ряд работ, познакомиться с которыми было бы интересно каждому методисту. Мы остановим внимание читателя только на некоторых из них. В пособии Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754) анализируются приемы перспективного построения изображения. Книга хорошо иллюстрирована, каждая таблица наглядно раскрывает закономерность строения формы натуры и методическую последовательность работы над рисунками (рис. 86-88). На высоком профессиональном уровне в таблицах решаются задачи лепки формы светотенью. Необходимо отметить и недостатки пособия. Придавая слишком большое значение точному перспективному изображению, Жомбер предлагает метод рисования с натуры при помощи камеры обскура. Он подробно описывает различные конструкции камер и указывает на способы работы с приборами. Хотя Жомбер и предупреждает рисовальщика, что этот метод работы требует знания анатомии, перспективы и пропорций, все же такой метод рисования нельзя признать положительным, так как он толкает начинающего на механическое копирование. Несколько своеобразно построено и методическое пособие Ж. Б. Пьяцетты «Упражнения по рисунку» (1764). Видимо, это пособие предназначалось для копирования, так как автор не дает методические указания, как анализировать форму, как начинать построение изображения. Каждая таблица посвящена рисунку какой-либо одной детали — частей липа, кистей рук, ступней ног. Эти детали изображены в самых различных положениях (рис. 89, 90). Рис. 84. Таблица из старинного пособия. Рис. 85. Таблица из старинного пособия. Весьма оригинально построено пособие по рисованию «Наставления по рисованию фигуры человека» (1815). В основу метода об учения положен линейно-контурный рисунок. Линейно-контурному рисунку в то время уделялось большое внимание. Многие художники-педагоги считали, что если контур (силуэт) схвачен верно, то выявлять внутреннее строение формы и не требуется. Эта методическая установка была характерной для многих преподавателей академий художеств в русской Академии художеств любили говорить: «Главное — дать верный линейный рисунок, а там хоть соломой набей». Рис. 86. Таблица из пособия Ш. Жом-Бера. Рис. 87. Таблица из пособия Ш. Жом-Бера. Обучение контурному рисунку начиналось с копирования образцов, где учителя раскрывали и методическую последовательность построения изображения. В данном случае автор ограничивается наглядным иллюстративным показом и не дает конкретных словесных методических рекомендаций. Ознакомление с учебным материалом в этом пособии начинается не с деталей, как в большинстве пособий, а с изучения фигуры человека (рис. 91, 92). Автор знакомит с закономерностью членения фигуры на части — пропорции, затем показывает принцип линейного рисования. От фигуры человека он переходит к рисунку головы, вначале знакомя с пропорциями, а затем с конструктивной закономерностью строения формы. После этого идут рисунки кисти рук и ступней ног. В своем пособии автор показывает, как следует пользоваться линией: в свету и сверху формы дается очень тонкая, легкая в тени линия, внизу формы она утолщается и уплотняется путем нажима карандаша на бумагу. Таким образом, рисовальщик должен подчеркивать пластику формы и передавать светотень. Большой интерес с методической точки зрения представляет пособие Ж. Тибо «Применение линейной перспективы в рисунке». Рис. 88. Таблица из пособия Ш. Жом-бера. Рис. 89. Титульный лист пособия Ж. Б. Пьяцетты. В этом пособии в ясной и наглядной форме раскрываются сложнейшие законы перспективного построения изображения интерьера и экстерьера. Вначале Тибо знакомит ученика с правилами перспективного изображения плоских фигур и несложных предметов, затем архитектурных объектов и, наконец, пейзажа. Чтобы начинающий рисовальщик мог хорошо представлять ход работы, Тибо каждую таблицу делит на две части, верхняя часть которой наглядно показывает ученику, как надо строить перспективное изображение, соблюдая основные правила и законы линейной перспективы; на нижней части дается конечный результат (рис. 93, 94). Чтобы ученику наглядно было видно, как строится перспектива уходящих в глубину поверхностей формы предметов, на таблице воспроизведены все вспомогательные линии (линии горизонта, линии уходящих в глубину лучей зрения и т. д.). Направление лучей света также обозначено линиями, что дает возможность рисовальщику правильно изображать падающие тени от предметов. Рис. 91 и 92. Таблицы из пособия «Наставлению по рисованию фигуры человека». Высокая техника рисунка отличает методическое пособие по рисованию пейзажа А. Каламма. Обучение у Каламма начинается со знакомства с правилами и законами перспективы на примере рисунка простых геометрических тел, затем следуют архитектурные детали, пейзажные фрагменты, после чего ученик приступает к рисунку пейзажа. Рис. 93, 94. Таблицы из пособия Ж. Тибо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.009 с.) |