Рисование в Средние века, 2 часть



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование в Средние века, 2 часть



Неправильно было бы думать, что художники средневековья вообще избегали натуры и никогда не пытались точно передать ее. Известно значительное число скульптурных произведений, где не только ярко переданы реальные черты людей, но и вдохновенно (порой натуралистически) исполнены портреты современников. Однако эти скульптуры не могут быть поставлены рядом с замечательными творениями ваятелей Древней Греции и тем более эпохи Возрождения.

В чем же отличие? Может быть, художники средневековья не обладали достаточным талантом, чтобы создавать реалистические полотна и скульптуры? Нет, до нас дошло много прекрасных произведений искусства этого времени, где талант автора выражен достаточно ярко. Дело в другом. Произведения античности и эпохи Возрождения говорят о большой художественной культуре, о серьезной теоретической подготовке авторов. Это и позволяло им убедительно передавать натуру. Когда же мы рассматриваем работы художников средневековья — здесь налицо только внимательный и талантливый глаз художника.

Одна из попыток теоретически обосновать закономерности построения в рисунке различных форм предметов принадлежит Виллару де Оннекуру (рис. 38-40). Однако здесь мы видим, что художник идет не от закономерностей строения форм природы к рисунку, а наоборот, от рисунка к отвлеченным математическим расчетам. В данном случае Виллара де Оннекура интересовал не сам рисунок как таковой и правила его построения, а специфические задачи архитектора-строителя.

Рис. 38, 39, 40. Виллар де Оннекур. Рисунки из записной книжки, XIII век.

М. В. Алпатов пишет: «В построении каждой готической статуи, витражной композиции, рельефа неизменно проскальзывает забота о том, чтобы они были связаны с тем стройным целым, которое образует готический собор. В записных книжках Виллара де Оннекура эта мысль ясно проглядывает в настойчивости, с которой он пытается обрисовать различные предметы — фигуру и лицо человека или очертаний животных строго геометрическими формами. В некоторых случаях это ему удавалось лучше, в других случаях приходилось насиловать природу. Возможно, что готических мастеров вдохновляло на эти поиски геометрической закономерности кабалистика чисел, вера в таинственное значение треугольника и круга».

Если во времена античности и в эпоху Ренессанса почти каждый художник считал своим долгом делать обобщения, давать научное обоснование каждому положению своего искусства, то большинство художников средневековья не задумывались над подобными проблемами. Кроме того, средневековое искусство и не требовало единых канонизированных норм.

По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения. «Чтобы обеспечить стабильность иконографии, средневековое искусство как на Востоке, так и на Западе создало свою особую методику художественного труда. Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). Образцы, обычно сшивавшиеся в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи, они содействовали тому, о чем так беспокоился Семеон Солунский, когда он писал: „Изображай красками согласно преданию. Это есть живопись истинная, как писание в книгах..." Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств. И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции».

Ни одно подобное руководство для молодых художников того времени не сохранилось. Об их характере мы можем получить представление по более поздним источникам: «Ерминия» (или «Иерусалимская рукопись», после 1566 года) и «Ерминия, или Наставление в живописном искусстве», составленная афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнаграфиотом) между 1701 и 1745 годами.

Хотя «Наставление...» Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую практику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии. Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без труда найдет в „Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца. Здесь и наставления о том, как делать копию, и рецепты приготовления углей, кистей, клея, гипса для грунтовки, и подробные разъяснения, о способе писания ликов и одежд, и рассуждения о пропорциях человеческой фигуры, и ценные указания фрескистам об изготовлении извести, и многое другое».

▲ Алексей Кондратьевич Саврасов «Зимний пейзаж» 1873 год — смотреть полностью

Меню:

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Скачать всю книгу

Содержание:

  • От автора
  • Введение, 1 часть
  • 2 часть
  • Методы обучения рисунку в Древнем Египте, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • Методы преподавания рисования в Древней Греции, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • 7 часть
  • Рисование в Средние века, 1 часть
  • 2 часть
  • → 3 часть
  • Рисование в эпоху Возрождения, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • 7 часть
  • 8 часть
  • Становление академической системы художественного образования и эстетического воспитания, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • 7 часть
  • 8 часть
  • 9 часть
  • 10 часть
  • 11 часть
  • 12 часть
  • Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке, 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть
  • 4 часть
  • 5 часть
  • 6 часть
  • 7 часть
  • 8 часть


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)