Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольника



 

2.4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях (чувство любви к ребенку может переживаться и как эмоция радости за него ("сделал сам первый шаг"), гордости за успехи ("победил в соревнованиях"), стыда (в случаях, если он совершил недостойный поступок), тревоги, если ребенку что-то угрожает (например, в период болезни и др.).

Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оце­нивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека

В настоящее время отсутствует единая общепринятая класси­фикация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предло­женная К. Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К первым относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) пре­зрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуж­дение.

Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них - амбивалентны, двой­ственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового обще­ния и часто ведет к негативным последствиям в личностном разви­тии ребенка.

Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего - эмоциональной впечатлительностью (что во мно­гом связано с темпераментом) и устойчивостью. Есть эмоциональ­но развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональ­ной тупостью, глухотой.

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство - осо­бый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господст­вуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он нахо­дится как бы в их плену.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устой­чивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).

Ребенок оказывается способным проявить не только симпа­тию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, неж­ность, любовь к близким, чувство гордости и стыда... Если 2-3-летний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (уме­ние самостоятельно умываться, одеваться, "читать" стихи, выгова­ривать "трудные" звуки речи, стрелять из игрушечного ружья и т. д.), то на 4-5-м году жизни чувство гордости вызывают у него уже качественные показатели достижений в разных видах деятель­ности ("хорошо рисую", "быстро бегаю", "правильно считаю", "красиво танцую" и т. п.).

Чем гордится ребенок, чего он стыдится - решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь - родители, воспи­татели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошколь­ник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора... В дошкольный период развиваются и познавательные чувства - ребенок прояв­ляет не только любопытство, но и любознательность, стремле­ние утвердиться в истине...

Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мо­тивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализациядетских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры дет­вой деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и внд01 меняется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность - эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характерным для высших, специфических человеческих чувств.

Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, - детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья (отсутствием чуткости и поддержки детей, применением насилия по отношению к ним и т. п.). Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением, воспитание эмпатии, использование в руководстве детьми гуманистических методов и приемов и др.)

В своевременном распознавании и коррекции нуждаются и других эмоциональных состояний и чувств, испытываемых дошкольниками (депрессия, конфликтность, тревожность, чувство враждебности, неполноценности и др.).

Чаще всего основной причиной этих состояний является депривация потребности ребенка в общении со стороны родных в семье и сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.).

Вот почему педагогу важно изучить не только саму эмоциональную сферу ребенка, но и семейную микросреду, "детское общество", место ребенка в нем, отношение его к детскому саду, школе.

Нельзя упускать из поля педагогического зрения и проявление эмпатии, товарищества, альтруизма. Следует обращать внимание и на эмоциональную отзывчивость детей при восприятии ими художественных произведений. Если, слушая сказку, как справедливо замечал В. А. Сухомлинский, ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо прило­жить, чтобы выпрямить детскую душу.

Предлагаем общую схему эмоционального реагирования детей 4-6 лет (Н. А. Цыркун) (рис. 1). В этой схеме раскрыва­ются внутренние причины внешнего выражения, проявления определенных эмоций. Например, воспитатель или родители жалуются на конфликтность ребенка. Однако следует, прежде всего, корректировать не конфликтность, а внутренние причины конфликтности.

 

Рис. 1 Общая схема эмоционального реагирования

 

2.4.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ РЕБЕНКА

 

Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забы­вать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.

На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают проте­кать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетворенности, выражаясь через улыбку или беспокойство.

Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слит-1ость, многообразие, подвижность, вызывают определенную трудность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется 3Учать в деятельности или через деятельность, в ходе исследования познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.

Напомним нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев - тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев - положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримаса страх, слезы); 1-1,2 года - дифференцированно относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать нормы через "можно" и "нельзя", радуется, произнося слова.

Характерная особенность эмоций детей этого возраста - легкая "заражаемость чувствами" других людей на этой основе формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии, отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения впоступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих, этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического - в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывают поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых
служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувств юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными в физиологическом плане, определяются преобладанием возбуждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых - радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю). Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций возможность говорить о сложности и трудности диагностики облегчает решение диагностических задач ориентация на определенные показатели:

1)эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;

2)Неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

3)тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве. боязливости;

4)направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

5)глубина переживаний.

Для изучения эмоциональной сферы детей используются разные методы.

Приглядимся к своим воспитанникам повнимательнее, понаблюдаем за ними. Какое состояние преобладает у каждого из них? Устойчиво ли оно? Боязлив ли ребенок? Обидчив ли? А может быть сам, нередко впадая в агрессивное состояние, обижает сверстников? Что в эмоциональной жизни Саши, Тани настораживает, требует внимания в первую очередь? Результаты неоднократных наблюдений целесообразнопредставить в оценочной шкале. По вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребенка, по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них.

В итоге создается как бы профиль чувственных проявлений конкретного ребенка (рис. 2).Чешский психолог Й. Шванцара рекомендует, в частности, подвергнутьособому вниманию такие эмоциональные проявления детей, как сверхчувствительность, возбуждаемость, боязливость, плаксивость, злобность, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, ласковость и т.д.

С помощью систематически, регулярно проводимых наблюдений можно своевременно выявить также признаки психического напряжения и невротические тенденции. Облегчить эту диагностическую работу может специальная программа наблюдения [80].

 

Признаки психического напряжения и невротических тенденций

1.Грызет ногти?

2.Сосет палец?

3.Отсутствие аппетита?

4.Разборчив в еде?

5.Засыпает медленно и с трудом?

6.Спит спокойно?

7.Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на головные боли?

9.Жалуется на боли в животе?

10.Бывает часто рвота?

11. Часто бывает головокружение?

12.Заикается?

13.Чрезмерно потеет?

14.Краснеет, бледнеет?

15.Легко пугается?

16.Часто дрожит от возбуждения или волнения?

17.Часто плачет.?

18.Часто моргает?

19.Дергает рукой, плечом и т. п.?

20.Недержание мочи (днем или ночью)?

21.Недержание стула (днем или ночью)?

22.Бывают припадки злости?

23.Играет с какой-либо частью тела?

24.Боится за свое здоровье?

25.Бывает побуждение постоянно и церемонно что-либо делать?

26.Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко?

27.Не умеет сосредоточиться - на чем?

28.Имеются у него заботы? Какие?

29.Очень тревожен?

30.Старается быть всегда тихим?

31.Боится темноты?

32.Часто видит фантастические предметы?

33.Боится одиночества?

34.Боится животных? Каких?

35.Боится чужих людей?

36.Боится шума?

37.Боится неудачи? В чем?

38.Бывает чувство стыда, позора или вины?

39.Испытывает ли чувство неполноценности?

Среди диагностических методов для изучения эмоциональной сферы широкое применение получили прожективные тесты. В числе таковых прожективный тест школьной тревожности Амена. Суть его заключается в следующем. Ребенку последовательно предлага­лся 10 картинок, на которых изображен его сверстник (пол которого соответствует полу испытуемого) в разных ситуациях, связанных с учебой (на занятии, во время общения со взрослыми в школе). Лицо главного героя дано в контурах. Испытуемый должен ответить, какое лицо у ребенка на картинке (веселое, грустное) и почему.

Вывод о наличии у ребенка "школьной тревожности" делаете* на основе подсчета "тревожных" ответов, т. е., когда ребенок гово­рит, что лицо героя грустное ("он плачет, потому что получил двойку"). Если будет не менее 70 % таких ответов, значит, в наличии "школьная тревожность". Противоположные результат будут свидетельствовать о позитивном отношении испытуемого к школе, желании стать ее учеником, отсутствии "школьной тревожности".

Эмоциональная сфера дошкольника изучается и с помощью экспериментальных методов. Так, для изучения отношения детей к героям художественных произведений и влияния этого отношения на восприятие комического Е. А. Бондаренко была разработана экспериментальная методика "Подмена героя". Суть ее заключается в следующем.

Для рассмотрения, последующего сравнения и выбора самого смешного сюжета детям предлагались юмористические картинки и экспериментальные варианты к каждой из них. В экспериментальных картинках, при сохранении в целом характера ситуации заменялись один или несколько героев, к которым у детей на основе предшествующего знакомства сложились определенные отношения.

В подавляющем большинстве дети отдавали предпочтение том варианту картинки, где изобретательность и находчивость проявлял герой, к которому у них ранее сложилось положительное отношение.

Так, например, к рассказу в картинках "Дорогому другу окажу услугу", где змея, проявляя доброту и находчивость, достает кустик земляники, растущий у основания скалы, своему другу обезьянке, был создан экспериментальный вариант, в котором
змея была заменена добродушным слоненком, доставшим хоботом землянику обезьянке. Последнему варианту при рассматривании отдали свое предпочтение ("самая смешная", "сама веселая", "больше нравится") 86 % детей старшей группы, 93 средней, 100 %- младшей.

Ребенку небезразлично, по отношению к кому проявляются хитрость и обман. Эта особенность заметна не только при восприятии сказки, но и при восприятии самостоятельной, не связанной с каким-то определенным литературным произведением, картинки.

Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние школьники животных, сказочных человечков, детей-ровестников; старшие - чаще просто наиболее занимательных и находчивых; наиболее веселых персонажей.

Изучить эмоциональную сферу ребенка позволяют и методики, опирающиеся на семантику цвета. В их числе и диагностический цветовой тест М. Люшера и его модификации. Выполняя тестовые задания, предусмотренные этими методиками, дети располагают стандартизированные цвета и их оттенки в зависимости от своего отношения к задаваемой ситуации (общение с взрослым, сверстником, разные виды деятельности и т, д.), что позволяет оценить эмоциональное состоя­ние ребенка, его динамику.

При наличии такой информации педагогу легче оказывать на­правленные воздействия на детей с целью оптимизации эмоцио­нальной сферы своих воспитанников, грамотнее корректиро­вать ее.

Прекрасным средством познания чувственного мира ребенка являются рисовальные тесты (пробы).

Рисунок дает ребенку возможность создать систему информа­ции с использованием графических знаков в период, когда устная речь предоставляет ему гораздо более бедные коммуникативные средства. В силу этого именно посредством детского рисунка мож­но узнать о внутреннем мире ребенка то, что трудно, практически невозможно, постичь другими способами.

Рисунки удобны для организации исследования; весь необхо­димый инструментарий - это лист бумаги и карандаш; ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша движение мысли. Это дает возможность воспитателю-исследователю обращать больше внимания на изменение эмоционального состояния испы­туемого, отмечать особенности самого процесса рисования.

В числе рисовальных проб, которые могут быть использованы для диагностики эмоциональной сферы дошкольников,- рисунки ''Дорога в детский сад" и "Я иду в школу".

Для графического проекционного тестирования необходимы: лист белой бумаги (21X29 см), набор цветных карандашей, резинка, ребенку предлагается нарисовать дорогу в детский сад (школу), не уточняя при этом содержания будущего рисунка.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). Процесс тестирования состоит из двух частей - рисования и беседы. На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать, как емухочется. В протоколе отмечается: отношение к заданию; последовательность рисования предметов, деталей; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После окончания рисования воспитатель задает ряд вопросов о рисунке, например: "Что ты нарисовал? А кто еще идет рядом с тобой? Что делают дети? Им весело или скучно? Почему? и т. д. Нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком, уточнить значение определенных деталей. При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, настороженность ребенка

Интерпретация рисунка. Анализ структуры рисунка содержит учет количества изображенных на рисунке объектов – неживых предметов, так и детей, животных. Очень важно изучить расположение их по отношению друг к другу, поскольку рисунок может отражать реальные события воспринимаемые, желаемые, или то, чего ребенок боится, избегает. Близость ребенка к зданию или к другу, когда дети изображены, взявшись за руки, показывает эмоциональное благополучие, если же ребенок помещает себя в отдалении от группы детей, здания детского сада, это свидетельствует об отдаленности, отчуждении себя от других, чувстве тревожности по отношению к детскому саду.

Анализ особенностей нарисованных фигур, предметов. Эмоциональное отношение ребенка к другим детям и детскому саду в целом выражается прежде всего в:

1)количестве изображаемых деталей: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, лоб, шея, плечи, руки, пальцы, ступни и т. д. у человека; полностью ли изображено здание - стены, крыша, двери, окна (открыты ли они), крыльцо, занавески, ручки дверей, дорога - булыжник или асфальт, тропинка, посыпанная песком, и т.д.;

2)декорировании - детали одежды и украшения: шапка, воротник, банты, портфель, ремень, пуговицы, цветы на окнах, вдоль дороги - цветы, колючки и т.п.

Самых значимых и близких людей ребенок, как правило, изображает большими по величине. Иногда крупная фигура воспитателя, расположенная в центре на листе бумаги, может говорить о его авторитарности, подавлении других.

Значительно меньшими, чем других взрослых и детей, рисуют себя те, кто неуверен, низко оценивает себя, чувствует свою неумелость и требует внимания, заботы, ласки окружающих.

Информативна и абсолютная величина фигуры. Большие фигуры, здания, занимающие целый лист бумаги, рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Изображение маленьких фигур нередко связано с тревожностью, чувством небезопасности.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на последовательность изображения деталей, людей, предметов, животных; на возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; паузы; спонтанные комментарии; цвет.

Интерпретация процесса рисования требует большого опыта и хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает мать, воспитателя, то они для него особо значимы, эмоционально близки. Если фигура человека декорирована, есть основание полагать, что ребенок хочет быть похож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка. Паузы перед рисованием чаще всего связаны с напряженными, конфликт­ными отношениями и являются внешними проявлениями диссонанса мотивов. Ребенок как бы решает: рисовать ему этого человека, объект, предмет или нет. Стирание изображенного, перерисовка может быть связана с негативными эмоциями к человеку или же, наоборот, с желанием как можно лучше изобразить предмет или человека. Здесь уже педагог (психолог) судит по конечному результату. Комментарии ребенка прояс­няют смысл рисуемого, выдают наиболее эмоционально значимое для него.

Положительное эмоциональное отношение к детскому саду школе, друзьям выражается в ярких чистых тонах рисунка, о негативном отношении ребенка к детскому саду (школе), его отрицательных эмоциях будет свидетельствовать преобладание темных тонов, нелюбимых красок.

Для изучения эмоций и эмоциональных состояний дошкольников часто используют рисуночный тест Бака "Дом. Дерево. Человек"[5].Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.18.209 (0.062 с.)