Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования и развития абсолютного слуха как музыкальной способности
В основе образования абсолютного слуха лежат сенсорные мнемические действия, направленные на восприятие, запоминание, узнавание звуковысотных эталонов, выделенных из музыкального материала. Музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного музыкального слуха предшествует формированию абсолютного. Психологическим механизмом формирования абсолютного слуха является процесс усвоения в музыкальной деятельности системы звуковысотных эталонов - звуков темперированного строя октавного хроматического звукоряда. Этот процесс основан на вычленении эталонов из созвучий - предэталонов, имеющих определенную структуру и данных в мелодическом или гармоническом изложении. Структура каждого звуковысотного предэталона включает три существенных признака: искомый звук, константный признак (во избежание транспозиции) и контурный признак (во избежание опознавательных иллюзий). Искомым тоном (или доминирующим признаком) в структуре каждого звуковысотного предэталона является тоника тональности. Главное условие развития абсолютного слуха - объединения звуковысотностей в продуктивной музыкальной деятельности по представленным абсолютным звуковым эталонам. Вначале у детей (от 3 лет и выше) определяется уровень развития относительного слуха (по показателю интонационного слуха мелодического в широком значении). В зависимости от этого уровня детей делят на две группы - сильную и слабую. Затем проводятся занятия 2 раза в неделю по 30 минут каждое. На 1-м занятии сообщают название песни, разъясняют, о чем в ней поется, показывают картинку, соответствующую ее литературному тексту. После этого проигрывается мелодия песни сначала в своей, а затем (с соответствующими образными пояснениями) - в различных октавах. На 2-м занятии повторяется материал предыдущего. Детям объясняют и иллюстрируют на музыкальном инструменте ладовые признаки мелодии: устойчивость - неустойчивость, опорность - неопорность. Эти признаки анализируются наряду с метроритмическими. Анализируется также построение мелодии в целом. На основе моделирования движением руки мелодической линии песни у детей вырабатывается обобщенное представление о рисунке мелодии.
На 3-м занятии повторяется материал предыдущего, а затем мелодия песни обогащается гармонией. Мелодико-гармонический строй песни связывается с восприятием эмоционального тона точности. Подробно анализируется общий характер музыки, средства ее выразительности, в особенности гармоническая окрашенность мелодии. На 4-м занятии повторяется материал 3-го занятия, анализируется гармоническая окрашенность мелодии. Это подводит детей к пониманию устойчивости, центральности тонической гармонии и выделению основного тона тональности. Гармонизованная тональность предъявляется для восприятия в 2-3 октавах. На занятиях устраиваются опознавательные пробы - "игра в ''Дайку". Дается звук на опознание. Если ребенок затрудняется в ответе, ему предъявляют подсказки до тех пор, пока он не ответит правильно. Эти "подсказки" - один из путей усвоения сенсорных признаков окраски эталонов. Постепенно названия песен заменяются названиями звуков (до, ре, ми и т. д.). Дети учатся опознавать отдельные звуки белых и черных клавиш фортепиано от большой октавы до третьей. Последовательность предъявления звуков (рис. 5): Затем детей обучают объединению тонов по представляемым и воспроизводимым голосом абсолютным звуковым эталонам. У детей сильной группы после этого формируется истинный абсолютный слух, у детей слабой группы - абсолютный слух начинает складываться как относительный.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.) |