Диагностика и коррекция межличностного взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и коррекция межличностного взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми



4.1. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ I МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В "ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

 

Общая характеристика развития межличностного взаимо­действия в группе детей дошкольного возраста. Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наибо­лее эффективно развиваются механизмы межличностного вос­приятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), ле­жащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и друже­ской поддержки, умение разделить радость, чувство справедли­вости, честность, порядочность, а также качества, обеспечиваю­щие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребе­нок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на тре­бования группы в виде "ролевых ожидании", т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобре­ние группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.

Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам в первую очередь относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содер­жания оценочных отношений, специфика "общественного мнения", уровень развития совместной деятельности.

Остановимся на возрастной динамике межличностного взаимо­действия в группах дошкольников. В группах младших дошколь­ников часто наблюдается деятельность детей по типу "рядом, но не вместе". Это стадия предсотрудничества со сверстниками в про­цессе предметных отобразительных действий (каждый "водит" свою машинку, "укачивает" свою куклу). Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетно-отобразительной игры. Но порой проявляет так называемый "предметный фетишизм", когда малыш овладевает способами игровых действий и не замечает сверстника. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных" избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть а "гараж"?»). У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, без которого "играть неинтересно". Интенсивно развивается осознание ребен­ком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентиро­ваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интере­сов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стрем­ление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Хотя порой части общего дела выполняются индиви­дуально, дети предпринимают попытки к координации действий, их согласованию. В целом же, в этом возрасте идет только освое­ние такой формы организации деятельности, как сотрудничество.

Наиболее высокого уровня достигает освоение игрового сотруд­ничества. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (94 % по матери­алам исследований Т. А. Репиной). По численному составу объе­динения невелики: преобладают диады, реже - триады; практиче­ски отсутствуют объединения по 4 человека и более. По полово­му составу преобладают "чистые" микрообъединения - 92 %, т. е наблюдается жесткая поляризация объединений младших до­школьников: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. У девочек численный состав объединений бывает несколько боль­ше, чем у мальчиков.

Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед при­нятием его в совместную игру, является владение игровыми опе­рациями. Неуспех ребенка в выполнении этого требования детер­минирует его "напряжение" в игровых микрообъединениях. По­этому, несмотря на стремление ребенка к обществу сверстников, ему не всегда удается наладить благоприятные отношения. Одни дошкольники становятся активными, уверенными, другие - замкнутыми. Однако взаимоотношения детей в этом возрасте еще неустойчивы, могут часто меняться. Возможно, главной тому причиной являются мотивы этих отношений, которые ограничиваются рамками актуальной ситуации взаимодействия. Ины­ми словами, дети определяют свое отношение к сверстнику ско­рее эмоционально, чем рационально, оценивая не столько лич­ность, сколько конкретные поступки другого: поделился игруш­кой - хороший, не поделился - "жадина". Мотивы межличност­ной привлекательности осознаются детьми на уровне аффекта, недифференцированно.

Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных от­ношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются млад­шие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми: средний показатель устойчивости выборов состав­ляет 43 %. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии. Социометрические обследования групп данного возраста показы­вают, что они уже имеют полную статусную структуру, средние показатели уровня благополучия взаимоотношений (48 %), уровня взаимности (27 %), индекса изолированности (9 %), высокие пока­затели уровня удовлетворенности взаимоотношениями (54 %).

Дети этого возраста относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки. Оценки отли­чаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутст­вием дифференциации между близкими личностными качества­ми. Дети более полно и точно оценивают представителей своего пола. Коэффициент социального воздействия сверстников невы­сок, но имеет тенденцию к повышению к концу 4-го года жизни.

Преобладающей формой общения в начале младшего дошколь­ного возраста выступает эмоционально-практическая. Стремле­ние к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками: основ­ные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, практические реплики свидетельствуют о внимании детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себя. Выраженность потребности в общении со сверстниками (на осно­ве соотношения одиночных и совместных игр) составляет 68 %, т. е. налицо явное преобладание совместных игр детей, хотя мно­гие малыши предпочитают заниматься в одиночку или не воспри­нимаются сверстниками.

Широта круга общения в этом возрасте невысокая (64 %), т. е. многие дети независимо от пола в течение дня не имеют контак­тов со сверстниками. Невысока и интенсивность общения: (хотя у девочек несколько выше, чем у мальчиков) примерно 13 контак­тов в течение дня. Однако уже заметна избирательность общения.

Причем именно в ней наиболее отчетливо проявляется половая консолидация, хотя она и менее контрастна, чем в следующих возрастах.

- В старшем дошкольном возрасте (5-6-й годы жизни) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень постро­ения игры становится достаточно высоким. В игровых объедине­ниях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения диф­ференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувст­во товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конст­руировании, труде. В деятельности, построенной по типу "совмес­тно - дружно - вместе", а не по типу "рядом, но не вместе", скла­дываются отношения взаимной ответственности, зависимости н помощи - основа коллективизма и товарищества.

В зарождающейся трудовой, учебной, художественной и других видах деятельности дошкольник имеет возможность более пол­но осознать себя, свои умения, потенциальные способности. Раз­ница в количестве совместных и одиночных игр у девочек и маль­чиков 5-го года жизни несущественна. Средняя величина игровых объединений девочек несколько меньше (3), чем мальчиков (3-4), но по сравнению с младшими дошкольниками эти объединения более крупны. Преобладают в данном возрасте устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В группах 5-го года жизни преобладают "чистые" по полу объединения детей (94 %). Консолидация мальчиков с мальчиками, девочек с девочками несколько уменьшается, видимо, в связи с по­явлением общих, сходных интересов к деятельности, особенно ее продуктивным видам, значительность которых все острее начинает осознаваться к концу дошкольного детства.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже мо­жет дифференцировать свои личностные отношения. Межлично­стные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчи­вости статусной структуры группы: в 5 лет - 43 %, 6 лет - 58 %, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа "звезд" и "непринятых". Значимыми характеристиками "звезд" в этом возрасте выступают умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекатель­ность, широта кругозора. "Непринятых" детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлека­тельность. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой сте­пени ребенок соответствует социальному эталону, сформирован­ному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотноше­ний. В взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определя­ются главным образом наличием или отсутствием у ребенка нрав­ственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы: дети 6-го года предпочитают сверстников, исходя, глав­ным образом, из осмысления дружеского отношения с ними. У них наблюдается стремление к дифференцированным характери­стикам партнеров.

Уровень благополучия взаимоотношений в группах детей высок: 5 лет - 57 %, 6 лет - 80 %; взаимность выборов соответственно: 24 %, 28 %; уровень удовлетворенности отношениями: 45 %, 54 °/с. При этом наиболее удовлетворены отношениями "звезды", наименее - "принятые". Однако наряду с повышением сплоченности групп увеличивается число "непринятых": 9,5 - 10 % детей, которые находятся в неблагоприятном эмоционально-пси­хологическом климате и требуют особого внимания и заботы.

В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются "оценочные звезды", отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтны­ми выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимо­действуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях.

На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра ста­новится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не спра­виться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением но типу "сейчас" и "здесь". Ребенок стремится привлечь к себе вни­мание. Он особенно чувствителен к разным "признакам" отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен "невидимого зеркала": в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно-положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже, прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.

Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается.

У некоторых детей 6-7-го года жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети
способны к сравнению разных позиций..

Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Появляются существенные отличия по половому признаку, но на 7-м году жизни эти отличия опять нивелируются. У мальчиков 5-го года жизни шпрота круга общения выше, чем у девочек. Резко возрастает, особенно у мальчиков, и интенсивность общения. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнера своего пола. Возрастает избирательность общения, особенно на 6-м году жизни (до 80 %), т. е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. Эти показатели у девочек в 2 раза больше; чем у мальчиков.

Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.01 с.)