Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и коррекция межличностного взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми
4.1. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ I МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В "ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ"
Общая характеристика развития межличностного взаимодействия в группе детей дошкольного возраста. Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде "ролевых ожидании", т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия. Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам в первую очередь относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика "общественного мнения", уровень развития совместной деятельности. Остановимся на возрастной динамике межличностного взаимодействия в группах дошкольников. В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу "рядом, но не вместе". Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый "водит" свою машинку, "укачивает" свою куклу). Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетно-отобразительной игры. Но порой проявляет так называемый "предметный фетишизм", когда малыш овладевает способами игровых действий и не замечает сверстника. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных" избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть а "гараж"?»). У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, без которого "играть неинтересно". Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Хотя порой части общего дела выполняются индивидуально, дети предпринимают попытки к координации действий, их согласованию. В целом же, в этом возрасте идет только освоение такой формы организации деятельности, как сотрудничество.
Наиболее высокого уровня достигает освоение игрового сотрудничества. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (94 % по материалам исследований Т. А. Репиной). По численному составу объединения невелики: преобладают диады, реже - триады; практически отсутствуют объединения по 4 человека и более. По половому составу преобладают "чистые" микрообъединения - 92 %, т. е наблюдается жесткая поляризация объединений младших дошкольников: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. У девочек численный состав объединений бывает несколько больше, чем у мальчиков. Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Неуспех ребенка в выполнении этого требования детерминирует его "напряжение" в игровых микрообъединениях. Поэтому, несмотря на стремление ребенка к обществу сверстников, ему не всегда удается наладить благоприятные отношения. Одни дошкольники становятся активными, уверенными, другие - замкнутыми. Однако взаимоотношения детей в этом возрасте еще неустойчивы, могут часто меняться. Возможно, главной тому причиной являются мотивы этих отношений, которые ограничиваются рамками актуальной ситуации взаимодействия. Иными словами, дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая не столько личность, сколько конкретные поступки другого: поделился игрушкой - хороший, не поделился - "жадина". Мотивы межличностной привлекательности осознаются детьми на уровне аффекта, недифференцированно.
Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми: средний показатель устойчивости выборов составляет 43 %. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии. Социометрические обследования групп данного возраста показывают, что они уже имеют полную статусную структуру, средние показатели уровня благополучия взаимоотношений (48 %), уровня взаимности (27 %), индекса изолированности (9 %), высокие показатели уровня удовлетворенности взаимоотношениями (54 %). Дети этого возраста относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки. Оценки отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Дети более полно и точно оценивают представителей своего пола. Коэффициент социального воздействия сверстников невысок, но имеет тенденцию к повышению к концу 4-го года жизни. Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая. Стремление к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками: основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, практические реплики свидетельствуют о внимании детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себя. Выраженность потребности в общении со сверстниками (на основе соотношения одиночных и совместных игр) составляет 68 %, т. е. налицо явное преобладание совместных игр детей, хотя многие малыши предпочитают заниматься в одиночку или не воспринимаются сверстниками. Широта круга общения в этом возрасте невысокая (64 %), т. е. многие дети независимо от пола в течение дня не имеют контактов со сверстниками. Невысока и интенсивность общения: (хотя у девочек несколько выше, чем у мальчиков) примерно 13 контактов в течение дня. Однако уже заметна избирательность общения. Причем именно в ней наиболее отчетливо проявляется половая консолидация, хотя она и менее контрастна, чем в следующих возрастах. - В старшем дошкольном возрасте (5-6-й годы жизни) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу "совместно - дружно - вместе", а не по типу "рядом, но не вместе", складываются отношения взаимной ответственности, зависимости н помощи - основа коллективизма и товарищества.
В зарождающейся трудовой, учебной, художественной и других видах деятельности дошкольник имеет возможность более полно осознать себя, свои умения, потенциальные способности. Разница в количестве совместных и одиночных игр у девочек и мальчиков 5-го года жизни несущественна. Средняя величина игровых объединений девочек несколько меньше (3), чем мальчиков (3-4), но по сравнению с младшими дошкольниками эти объединения более крупны. Преобладают в данном возрасте устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В группах 5-го года жизни преобладают "чистые" по полу объединения детей (94 %). Консолидация мальчиков с мальчиками, девочек с девочками несколько уменьшается, видимо, в связи с появлением общих, сходных интересов к деятельности, особенно ее продуктивным видам, значительность которых все острее начинает осознаваться к концу дошкольного детства. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет - 43 %, 6 лет - 58 %, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа "звезд" и "непринятых". Значимыми характеристиками "звезд" в этом возрасте выступают умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. "Непринятых" детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений. В взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются главным образом наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы: дети 6-го года предпочитают сверстников, исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения с ними. У них наблюдается стремление к дифференцированным характеристикам партнеров.
Уровень благополучия взаимоотношений в группах детей высок: 5 лет - 57 %, 6 лет - 80 %; взаимность выборов соответственно: 24 %, 28 %; уровень удовлетворенности отношениями: 45 %, 54 °/с. При этом наиболее удовлетворены отношениями "звезды", наименее - "принятые". Однако наряду с повышением сплоченности групп увеличивается число "непринятых": 9,5 - 10 % детей, которые находятся в неблагоприятном эмоционально-психологическом климате и требуют особого внимания и заботы. В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются "оценочные звезды", отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях. На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением но типу "сейчас" и "здесь". Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным "признакам" отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен "невидимого зеркала": в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно-положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже, прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается. У некоторых детей 6-7-го года жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Появляются существенные отличия по половому признаку, но на 7-м году жизни эти отличия опять нивелируются. У мальчиков 5-го года жизни шпрота круга общения выше, чем у девочек. Резко возрастает, особенно у мальчиков, и интенсивность общения. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнера своего пола. Возрастает избирательность общения, особенно на 6-м году жизни (до 80 %), т. е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. Эти показатели у девочек в 2 раза больше; чем у мальчиков. Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.01 с.) |