Диагностика семейной микросреды дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика семейной микросреды дошкольника



 

Оптимизацию межличностных отношений детей со сверстни­ками трудно осуществить без знания их семейной микросреды. Для изучения ее широко используются наблюдение, прожективные методики, опросы, анализ детского рисунка...

"'•Ценную информацию о семейной микросреде можно полу­чить с помощью рисовальных проб "Моя семья", "Кинетиче­ский рисунок семьи" (КРС). Используя их, не будем забывать, что детский рисунок - продукт творческой деятельности, в нем ребенок отражает не только свое восприятие, представление о семье, настоящее и прошлое, но и будущее. Рисование позво­ляет ему переосмыслить семейные отношения, решить ряд важных для него семейных проблем. И этим следует восполь­зоваться - педагог (психолог) может помочь ребенку понять свою ситуацию, вместе с ним поискать пути, средства решения волнующих ребенка проблем, связанных с оптимизацией его семейной микросреды.

Остановимся подробнее на тесте "Кинетический рисунок се­мьи". Обычно испытуемому предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Р. Ф. Беляускайте предлагает несколько иную инструкцию: "Нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-либо заняты". Дума­ется, в таком варианте есть свои преимущества. После заверше­ния рисунка с ребенком проводится беседа, в ходе которой педагог (психолог) уточняет, кто нарисован на рисунке, что делает каж­дый член семьи, где работают (учатся) члены семьи, как в ней распределяются домашние обязанности, каковы взаимоотноше­ния ребенка с остальными членами семьи.

Анализируют КРС, опираясь на систему интерпретации, предложенную Р. Бэнсом и С. Кауфманом, на каталог интерпретаций Р. Рейнольдо, Г.Т. Хоментаускас, Р.Ф. Беляускайте. При интерпретации самого рисунка особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи - сравнивается состав реальной и нарисованной семьи, расположение, взаимодействия членов семьи на рисунке. Далеко не всегда дошкольник рисует всех членов семьи. Как правило, он не изображает тех, с кем находится в конфликтных отношениях.

Так, 6-летняя Юля не нарисовала отца, который ей уделял мало внимания, был груб с ней и матерью; его отсутствие на рисунке объяснила тем, что "он уехал в командировку". Вместе с тем есть случаи, когда ребенок "вносит" в рисунок людей,,не входящих реально в его семью. Так, Толя (5 лет) изобразил рядом с собой отца, который после развода не живет в семье уже более двух лет, Света (6 лет) изобразила возле мамы кроме себя маленькую девочку - сестричку (в семье Света единственный ребенок, мечтающий о сестричке или братике). Иногда отдельных членов семьи, как правило, тех, к кому испытывают негативное отношение, дети рисуют на обратной стороне листа.

Следует обратить внимание и на расположение членов семьи на рисунке - оно информирует о взаимоотношениях между членами семейного коллектива. Важным показателем психологическойблизости, как мы отмечали, является реальное расстояние между изображенными членами семьи. Анализируется и деятельность изображенных людей. Общая деятельность чаще всего свидетельствует о благоприятных отношениях в семье. Иногда общей деятельностью заняты несколько членов семьи, что можно интерпретировать как наличие в ней внутренних группировок. Величина изображенных фигур - также важная информация, которые дети, изображая свою семью, все фигуры рисуют маленькими и располагают их на нижней части листа, что может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о переживаемом им чувстве неполноценности в семье.

Иногда в рисунках на заданную тему преобладают вещи (чаще - мебель), а не люди. Психологи интерпретируют это как отражение эмоциональной озабоченности, тревоги ребенка по поводу его семейной микросреды. Он как бы откладывает рисование членов семьи и рисует предметы, не обладающие для него столь сильной эмоциональной значимостью.

Немаловажное значение для диагностики КРС имеет и адекватность величины изображенных фигур. Так, Нелла (6 лег) изобразила себя и маму в центре рисунка одинакового роста. Девочка растет без отца, в неполной семье, она любимица, "купается" во внимании и заботе со стороны матери и бабушки. Иногда ребенок рисует младших по возрасту братьев (сестер) выше, крупнее не только себя, но и родителей, что может свидетельствовать об ис­ключительном внимании, оказываемом самым младшим со стороны членов семьи, о неравномерности распределения родитель­ского тепла между детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.143 (0.006 с.)