Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика семейной микросреды дошкольника
Оптимизацию межличностных отношений детей со сверстниками трудно осуществить без знания их семейной микросреды. Для изучения ее широко используются наблюдение, прожективные методики, опросы, анализ детского рисунка... "'•Ценную информацию о семейной микросреде можно получить с помощью рисовальных проб "Моя семья", "Кинетический рисунок семьи" (КРС). Используя их, не будем забывать, что детский рисунок - продукт творческой деятельности, в нем ребенок отражает не только свое восприятие, представление о семье, настоящее и прошлое, но и будущее. Рисование позволяет ему переосмыслить семейные отношения, решить ряд важных для него семейных проблем. И этим следует воспользоваться - педагог (психолог) может помочь ребенку понять свою ситуацию, вместе с ним поискать пути, средства решения волнующих ребенка проблем, связанных с оптимизацией его семейной микросреды. Остановимся подробнее на тесте "Кинетический рисунок семьи". Обычно испытуемому предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Р. Ф. Беляускайте предлагает несколько иную инструкцию: "Нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-либо заняты". Думается, в таком варианте есть свои преимущества. После завершения рисунка с ребенком проводится беседа, в ходе которой педагог (психолог) уточняет, кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работают (учатся) члены семьи, как в ней распределяются домашние обязанности, каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. Анализируют КРС, опираясь на систему интерпретации, предложенную Р. Бэнсом и С. Кауфманом, на каталог интерпретаций Р. Рейнольдо, Г.Т. Хоментаускас, Р.Ф. Беляускайте. При интерпретации самого рисунка особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи - сравнивается состав реальной и нарисованной семьи, расположение, взаимодействия членов семьи на рисунке. Далеко не всегда дошкольник рисует всех членов семьи. Как правило, он не изображает тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Так, 6-летняя Юля не нарисовала отца, который ей уделял мало внимания, был груб с ней и матерью; его отсутствие на рисунке объяснила тем, что "он уехал в командировку". Вместе с тем есть случаи, когда ребенок "вносит" в рисунок людей,,не входящих реально в его семью. Так, Толя (5 лет) изобразил рядом с собой отца, который после развода не живет в семье уже более двух лет, Света (6 лет) изобразила возле мамы кроме себя маленькую девочку - сестричку (в семье Света единственный ребенок, мечтающий о сестричке или братике). Иногда отдельных членов семьи, как правило, тех, к кому испытывают негативное отношение, дети рисуют на обратной стороне листа.
Следует обратить внимание и на расположение членов семьи на рисунке - оно информирует о взаимоотношениях между членами семейного коллектива. Важным показателем психологическойблизости, как мы отмечали, является реальное расстояние между изображенными членами семьи. Анализируется и деятельность изображенных людей. Общая деятельность чаще всего свидетельствует о благоприятных отношениях в семье. Иногда общей деятельностью заняты несколько членов семьи, что можно интерпретировать как наличие в ней внутренних группировок. Величина изображенных фигур - также важная информация, которые дети, изображая свою семью, все фигуры рисуют маленькими и располагают их на нижней части листа, что может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о переживаемом им чувстве неполноценности в семье. Иногда в рисунках на заданную тему преобладают вещи (чаще - мебель), а не люди. Психологи интерпретируют это как отражение эмоциональной озабоченности, тревоги ребенка по поводу его семейной микросреды. Он как бы откладывает рисование членов семьи и рисует предметы, не обладающие для него столь сильной эмоциональной значимостью. Немаловажное значение для диагностики КРС имеет и адекватность величины изображенных фигур. Так, Нелла (6 лег) изобразила себя и маму в центре рисунка одинакового роста. Девочка растет без отца, в неполной семье, она любимица, "купается" во внимании и заботе со стороны матери и бабушки. Иногда ребенок рисует младших по возрасту братьев (сестер) выше, крупнее не только себя, но и родителей, что может свидетельствовать об исключительном внимании, оказываемом самым младшим со стороны членов семьи, о неравномерности распределения родительского тепла между детьми.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.143 (0.006 с.) |