Диагностика межличностных отношений детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика межличностных отношений детей



 

Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объ­ективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессо­ром Я. Л. Коломинским {"Выбор в действии"), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который ус­ловно назван "У кого больше?". Экспериментальная процедура со­стоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, "присвоенный" каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: "Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает.


Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне
можешь не говорить, если не хочешь". Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей (табл. 6).

 

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), "присваиваются" им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например, Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую – Олю Л. в третью - Костю Т. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (1). Если среди тех, кто выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии ("Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?" (Я. Л. Коломинский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам - одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижнем -ожидаемый (табл.7).

Эксперимент "У кого больше?" может проводиться с детьми с 4-летнего возраста 2 раза в год.

Для младших дошкольников эксперимент с вариантом аутосоциометрии может иметь другую форму. Готовятся фотогра­фии детей всей группы; макеты или рисунки 4 строений, разных по привлекательности: сказочного дворца, обычного дома, бревен­чатой избы, ветхой избушки "на курьих ножках". Индивидуально даем ребенку инструкцию: "Перед тобой красивый сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба и ветхая, в паути­не, избушка на курьих ножках. А вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, которых, как тебе кажется, любят все или очень многие, - во дворец; тех, кого лю­бит меньшее число детей, - в дом; тех, кого любят немногие,- в избу, а кого никто не любит - в ветхую избушку. Не забудь и свою фотографию положить". Результаты действий ребенка наиболее Удачно могут быть зафиксированы в виде круговой диаграммы, где каждая окружность соответствует 4 видам строений.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т. А. Репиной "Секрет" 2 раза в год (в октябре - ноябре " в апреле - мае). Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положе­нии его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые полу­чили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи реша­ется путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации ("Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?").

Для проведения экспериментальной игры "Секрет" нужно под­топить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе.

В раздевалке, где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: "Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется "Секрет". По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки". Чтобы ребенок мог легче принять дачу - подарить другим то, что нравится самому, его заверяют. "Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе". Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: "Ты можешь их подарить детям, которым захочешь, только каждому по одной. Ее хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют), последняя фраза произносится быстро, чтобы дети не в принимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет. "Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть". После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: "Почему ты в первую очередь решил подарить картинку...?" Далее ребят спрашивают: "Если бы у тебя было много картинок и только трем детям группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку и почему?" Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя "подарки". Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом "Игра в почтальона" (Л. Кантат). Идентичен игре "Секрет", но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика "Краски в подарок на день рождения", разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (или карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, тем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: "У каждого человека раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?" Все выборы ребенка фиксируются и социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета "подаренного" фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес - с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношений (KB - коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношений; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - "цвет" предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования - социометрический выбор - (фиксируется в процессе самого исследования (см. табл. 7). Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: "число полученных выборов", "число взаимных выборов", "число ожидаемых выборов", "число оправдавшихся выборов" (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии). Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности - разделить их пополам вертикальной линией. Справа расположить номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности - дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1 -выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность (рис. 10).

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (KB); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; ч) половая дифференциация взаимоотношений: и) "цветовая палитра" социометрических выборов (в варианте "Краски в подарок на день рождения").

 

Остановимся на описании этих социометрических показа­телей межличностных отношении и дошкольной группе.

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к од­ной из четырех статусных категорий: I- "звезды" (5 и более выборов); II- "предпочитаемые" (3-4 выбора); III- "принятые'' (1-2 выбора); IV- "непринятые" (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий "Кому бы ты не стал давать картинку?" ('"Секрет"), появляется статусная категория "отверженных". Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру -I и II статусные группы являются благоприятными, III и неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами - насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или отчуждающий.

Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УЬВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (KB).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к этому следует относиться внимательно. По величине показателя можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I-КВ= 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (сред-, III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше - сверхвысокий).

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ), определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно наоснове сравнения с нормативными показателями: I - КУ =33% и ниже, II - КУ = 34-49%, 111 - КУ = 50-65%, 1V - КУ = 66% и выше.

Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае оп­ределяется как процентное отношение числа сверстников, с кото­рыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четы­рех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Такое условное распределение детей на группы имеет реаль­ный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, ко­торого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоцио­нального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

Д. Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 % и менее - благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя:

1) количество сохранившихся выборов,

2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор;

3) устойчивость социометрического статуса;

4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте.

Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

Ж. Мотивация социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить, на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему ("он хороший", "нравится!"); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности ("интересно втроем", "строим вместе гаражи и дом", я c ним смешусь"): а) ребенок в центре совместной деятельности б) партнер в центре совместной деятельности, в) "мы"; к IV типу - дружеские отношения ("он мой друг", "она самая хорошая подруга").

3. Половая дифференциация взаимоотношений. Показателем половой дифференциации межличностных отношений дошкольников является соотношение выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.

И. "Цветовая палитра" социометрических выборов.

Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом "подаренной" краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности "звезды"; желтых, сине-зеленых - показателем интереса к взаимодействию; черно-коричневых - стремления избегать контактов.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные в результате использования других, не социометрических методик. В числе таковых Наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора: "Колпачок" (ребенок, выбирая партнера, говорит: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет имя) больше всех!"), "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай", "Колечко, колечко...", "Я садовником родился...", "Ручеек". Нерегламентированный выбор ребенка следует фиксировать, чтобы в дальнейшем сопоставить с результатами социометрии.

Экспериментальные игры "За рулем" (6-7 лет), "Железная дорога" (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам "эгоизм - альтруизм". Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Построение исследования: в группу приносят игру, с которой дети уже учились играть. Экспериментатор обращается к детям: "Перед вами хорошо знакомая игра. Каждый из вас уже учился управлять автомобилем, пультом железной дороги. Договоритесь, друг с другом об очередности ваших действий - кто первый нач­нет, кто второй". Таким образом, детям предоставляется полная свобода действий в игре, инструкция их никак не регламентирует. Экспериментатор наблюдает за играющими, незаметно фиксиру­ет особенности взаимодействия. Диагностическими показателя­ми выступают: симптомы положительных общественных тенден­ций поведения ребенка (уступает место товарищам по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку); симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для "захватывания" роли, произвольное про­дление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа "ты не умеешь", "у тебя не получится", неумение терпеливо дожи­даться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Эгоистическое поведение может быть классифицировано как неавторитарное и авторитарное (открытое или завуалированное). Полученные результаты сопоставляются с индивидуальными со­циометрическими характеристиками детей. Это дает возможность представить более полно картину структурно-динамических тен­денций межличностных отношений.

Целям исследования детских отношений служит и специаль­ный опрос. Он проводится индивидуально с каждым ребенком группы. Получить ценную информацию в изучаемой области по­могут, например, такие вопросы:

1.Кого из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не хотят играть? Почему?

2.Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат? Кто у них бывает главным, командует? Или никто осо­бенно не командует? А есть такие дети, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?

3.Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе в другой детский сад? Кого бы не взял? Почему?

4.С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Поче­му? С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

5.С кем ты хотел бы вместе дежурить?

6.Идти в одной паре на прогулке?

7.Сидеть за одним столом?

8. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости?

Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию "микролидеров" в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно "Осень", "Зоопарк", "Стойкий оловянный солдатик" Т. (А. Репина).

Группе дошкольников предлагается изготовить панно по образцу. Его изготовление включает многие операции (рисование, раскрашивание, аппликация и др.) и предполагает использование различного материала и орудий труда.

Предварительно раскладывается материал на 5 столиках. На большом отдельном столе выкладывается образец и чистый лист.

Группу детей приводят в комнату и говорят: "Посмотрите, дети, это панно "Стойкий оловянный солдатик" (знакомят с ним, образцами материалов, орудиями). Сейчас вы будете делать такое же. А пока послушайте, что написано в сказке Андерсена (чита­лся отрывок). Теперь подумайте, что будет делать каждый из вас: здесь надо резать, здесь - клеить и разрисовывать. На этом столике приготовлено все для дворца, значит, некоторые ребята будут делать дворец; другие будут делать озеро с лебедями; на этом столике - все для изготовления солдатиков; на этом - для деревьев, а этом - для танцовщицы. А вот чистый лист, на котором должно все поместиться. Можно делать точно так же, как здесь (на образце), а можно немного по-другому, как хотите. Теперь договоритесь между собой, кто, чем будет заниматься, и начинайте".

Дети "разбиваются" на группы. Их поведение регистрируется. Если самоорганизация невозможна, включается сам экспериментатор и распределяет детей. Полезны инструкции типа: "Теперь договоритесь сами, что каждый из вас будет делать", "Можно поделиться ножницами и кисточками. Пользуйтесь по очереди".

Анализ протоколов наблюдения позволяет определить наличие группировок, их половой, качественный состав; особенности взаимодействия в них детей, связи микрогруппировок между собой, микролидеров.

Используя экспериментальную ситуацию "Подарок сверстнику", можно выявить направленность личности ребенка: эгоистическая или альтруистическая, его социальные предпочтения.

Ход эксперимента. В группу приносится много открыток, картинок или мелких игрушек. Подзывают ребенка (индивидуально) и говорят ему: "Посмотри, как много здесь игрушек. Можешь взять. Если хочешь, оставь себе несколько, остальные отдай детям".


Экспериментатор незаметно наблюдает за ребенком: экспрессивными проявлениями, поведением, обращениями, действиями.

Фиксируется "предпочтение", т. е. кому дошкольник подарит игрушки.

Эти исследования могут быть успешно проведены воспитателем группы в промежутках между социометрическими экспериментами. Их результаты помогут обнаружить динамические процессы межличностных отношений.

Целостная характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.04 с.)