Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и методы изучения психики ребенка и детской группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы изучения
Знаем ли мы тех, кого воспитываем? Не объясняются ли многие промахи и ошибки в воспитании именно тем, что воспитатель нередко "не ведает, что творит"? А поскольку он по своему долгу и призванию должен творить личность, эти ошибки связаны часто с неведением внутреннего мира ребенка. Конечно, можно возразить, что, мол, талантливая воспитательница Петрова Мария Ивановна и без глубокого знания методов психологической диагностики способна читать в душах детей и успешно формировать их психологический облик. Но так ли много талантов? Педагогический талант - это такая же редкость, как художник божьей милостью. И счастлив тот ребенок, которому судьба подарила такого педагога. Но счастливыми должны быть все. А это значит, что мы не должны надеяться только на талант или вдохновение. Нужно думать, прежде всего, о знаниях и мастерстве педагога. Любому мастеру нужны инструменты. Будем рассматривать те методы психологического исследования, о которых дальше пойдет речь, как инструменты, которые в руках умелого мастера помогают понять душу ребенка. Психологические методы и есть те средства, способы, с помощью которых добываются научные факты о внутреннем мире человека. Великий естествоиспытатель И. П. Павлов писал в своем письме к молодежи: "Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого – без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории - пустые потуги". Что же такое психологический факт? Прежде всего, это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем детскую группу, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности детей, проявления общего настроения,- акты общения между детьми. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических факторов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего анализа и практического использования. Следовательно, факты интересуют и психолога и педагога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей! Наблюдательные родители и опытные педагоги располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни людей, но это не делает их научными работниками в области детской психологии. Даже более или менее систематизированные повседневные записи, которые составляют содержание опубликованных дневников матерей, воспитателей и учителей, не могут рассматриваться в качестве научных произведений по детской психологии, а служат лишь материалом (порой исключительно ценным!) для дальнейшего научного анализа. "Факт сам по себе ничто, - отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, – он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает".
Какими же общими принципами, идеями следует руководствоваться, применяя методы психологической диагностики? Прежде всего – это принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Для детской психологии этот принцип настолько важен, что сама эта наука иначе именуется генетической психологией. Согласно этому принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Этот принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности. Диалектический подход к изучению развития психики ребенка (на который мы опираемся) предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иныхизменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка. Мы хотели бы сказать и о целостности психики ребенка, его душевного склада. Следует иметь в виду, что личность - сложная целостная система, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Важно учитывать это, поскольку отдельные диагностические методики (опрос, тесты и др.) по необходимости как бы "выхватывают" из целого какую-то маленькую частичку. Но данная частица имеет смысл только внутри целостного явления. Мы всегда должны помнить: любая черта психики "вписана" в сложную картину и имеет смысл только внутри этой картины. Поэтому одни и те же количественные показатели, которые мы получаем в ходе исследования, приобретают смысл только тогда, когда рассматриваются на фоне личности ребенка.
Каждый полученный отдельный факт необходимо рассматривать на качественном уровне, т. е. с учетом его включенности во всю внутреннюю картину мира ребенка и его поведения. Отсюда следует необходимость изучать личность ребенка во всех многообразных связях его с окружающими людьми. Абсолютно ничего нельзя понять в личности ребенка и его поведении без анализа общения его с окружающими людьми (принцип единства изучения личности и общения). Особенно важно изучить, как своеобразные условия личностной микросреды (отношения с родителями, близкими членами семьи, со сверстниками) и в значительной степени с воспитателем - внешние условия "переплавляются" во внутренние психологические качества человеческой личности. Такой же процесс перехода внешнего поведения ребенка (общение, деятельность) в его внутренние психические черты характерен для всей динамики формирования психики маленького человека. Однако нужно учитывать и обратный процесс: уже сформировавшиеся черты личности проявляются в общении и деятельности ребенка, мотивируя и своеобразно окрашивая их. Недаром в психологии говорят о единстве сознания и деятельности. Сознание, личность не только формируются, но и проявляются в деятельности. Именно благодаря этим внешним проявлениям мы можем относительно объективно судить о человеке. Правда, точность и объективность выводов в психологическом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрослые нередко высказывают различные суждения. Вот почему важно учитывать и мнения обоих воспитателей, музыкального руководителя, родителей и всех других взрослых, которые часто общаются с ребенком (принцип стереоскопичности). Древние говорили, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Точно так же относительны наши сиюминутные, сегодняшние знания о ребенке. Изучая детскую личность, следует учитывать ее беспрерывное изменение и развитие. Недаром рекомендуется одно и то же проявление личности изучать непрерывно, иначеговоря, на фоне повседневных наблюдений повторять тесты и другие испытания, для того чтобы понять сегодняшний уровень развития ребенка и его перспективы. Иногда считают, что тесты и другие психологические методы только фиксируют определенные состояния и уровень развития. Но ведь даже в медицинской диагностике (как мы уже отмечали) различного рода анализы (в том числе рентген и даже обыкновенный термометр) не только измеряют то или иное физиологическое, физическое состояние, но и определенным образом влияют на психологическое самочувствие больного. Это обстоятельство в еще большей степени необходимо учитывать при психологическом исследовании. Почти всякий тест или опросник в той или иной мере не только измеряет определенное психическое явление, но и влияет на личность ребенка. И здесь самое главное - учитывать древнее правило, сформулированное еще Гиппократом: "Не навреди!". Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации изучения ребенка (группы), при которой ни его процесс, ни результаты не наносили бы испытуемым какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т. д.).
Кроме того, необходимо стремиться применять такие методы, которые помогают развитию ребенка. Поэтому очень важно осуществлять единство диагностики и коррекции развития психики. В этом основная цель. Ведь воспитатель не только из научной любознательности изучает ребенка. Диагностика, осуществляемая педагогом-исследователем, должна быть направлена не на отбор Детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Прислушаемся к совету известного детского психолога Д. Б. Эльконина: контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным для того, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось, возможно, раньше. Опора на принцип коррекционности при подборе диагностических средств и непосредственном осуществлении диагностики, основанном на признании изменчивости психики, является обязательным условием в работе практического психолога, педагога-исследователя. Не менее важен принцип беспристрастности при изучении ребенка, "детского общества". Он предполагает недопущение предвзятого отношения как к отдельному испытуемому, так и к детской группе. Его реализация в значительной степени зависит от адекватности примененных методов целям исследования, соответствия их возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т.д., от выполнения правил научности исследования, взвешенности сведений психологического характера и др. Диагностическая психокоррекционная работа в детском саду предполагает тесное сотрудничество психолога (воспитателя) не только с ребенком (группой), но и с родителями, педагогами-коллегами. Успешному претворению принципа сотрудничества других названных принципов способствуют такие качества педагога-исследователя, как контактность, инициативность в общении, эмпатия, наблюдательность в отношении проявлений психики, способность поддерживать у окружающих чувство доверия и симпатии. Он должен быть хорошим организатором ситуации общения, их автором и актером.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.01 с.) |