Изучение самооценки и притязаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение самооценки и притязаний



 

2.2.1. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ

 

Самооценка - важный компонент самосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям лич­ности. Она в значительной степени определяет ее активность, от­ношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку ("Я хороший", "Я Хорошо умею рисовать").

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (за­вышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка Может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчиво­сти, самостоятельности, критичности, рефлективности, аргумен­тированности. Во временной перспективе выделяют самооценку прогностическую ("Я - будущее"), актуальную ("Я - настоящее") и ретроспективную ("Я - прошлое").

Самооценка тесно связана с притязаниями личности, т. е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам.

^ Формируется самооценка в процессе ^усвоения ребенком оце­нок, которые он получает от окружающих, путем активной дея­тельности, общения, взаимоотношений с окружающими и т. д.

Развивается самооценка на основе представления ребенка о своем "Я". Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - "Я". Это ведет к рождению потребности действо­вать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое "Я". В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно разви­вается. Наряду с общей самооценкой (характерной уже для младших дошкольников) появляется способность к дифферен­цированной самооценке, к оценке своих достижений в кон­кретных видах деятельности, своих определенных качеств.

На протяжении дошкольного возраста самооценка ребенка ста­новится все более осознанной, детализированной, аргументиро­ванной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошколь­ного периода все чаще переходит к оценке своих личностных ка­честв, отношений с окружающими, внутреннего состояния и, на­конец, оказывается способным в особой форме осознать свое со­циальное "Я", свое место среди людей.

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастанием к концу до­школьного возраста интереса к внутреннему миру людей.

2.2.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Для изучения общей самооценки можно воспользоваться разными методами. Уже повседневные наблюдения могут дать немало ценной информации. Следует шире использовать жизнен­ные показатели развития личности, в том числе и самооценки, самоуважения, притязаний ребенка.

Полезно обратить внимание, например, на детские голоса: выделить детей, чьи голоса являются высокими и напряженны­ми, мягкими и неотчетливыми, тихими и громкими, даже немного грубыми, попытаться обнаружить зависимость между голосом ребенка и его представлением и чувствами в отношении самого себя (с учетом того, что вы дополнительно знаете о ребенке). То же целесообразно сделать в отношении типичных способов пове­дения ребенка, его поз и т. п. Эта работа даст возможность выделить детей самоуверенных и неуверенных.

Есть и специальные способы, позволяющие изучить общую самооценку ребенка. В их числе диагностическая методика, пред­ложенная французским психологом де Греефе. Суть ее заключа­ется в следующем: испытуемому предлагается оценить себя и своих товарищей элементарным графическим способом. На лис­те бумаги экспериментатор рисует 3 кружка и говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой будем играть. Видишь эти кружочки? Это будут ребятки. Если мальчик (девочка) хороший, нарисуй ему длинный хвостик, вот так... (ребенку показывают, как это надо сделать: вниз от кружочка проводится длинная вертикальная лилия); если мальчик (девочка) плохой - нарисуй ему совсем ко­роткий хвостик. Вот этот кружок - мальчик такой-то (называет), нарисуй ему хвостик; этот (второй) - мальчик (девочка) такой-то (называет)". Далее ребенку говорят: "А этот кружок - ты сам. Нарисуй хвостик".

Проанализировав оценку, данную ребенком себе и сверстникам, увидим, какая тенденция при этом проявляется. Оценивает он себя выше или ниже других членов "детского общества"? Велика ли разница в оценке? Следует обратить внимание и на то, как ребенок отнесется к вашему предложению, на его поведение в процессе тес­тирования. Нередко нюансы действий могут существенно дополнить информацию о самооценке, полученную графическим путем

Педагогу важно изучить оценку ребенком себя во времени (на стоящем, прошлом, будущем). Предлагаем две методики, кото­рые могут быть использованы с этой целью (разработаны И. Е. Валитовой)1.

Методика 1. Перед ребенком раскладываются фотографии людей разного возраста и пола (дети: 1 месяц, 3 года, 6 лет, 12 лег; взрослые: 20 лет, 45 лет, 70 лет). Ребенку задаются следующие вопросы: "Сколько тебе лет? Давно ли ты живешь на свете? Ты когда-нибудь станешь большим? Откуда ты это знаешь? Кем ты будешь, когда вырастешь? Каким ты будешь, когда вырастешь? Что ты будешь уметь, когда вырастешь? Ты когда-нибудь будешь стареньким? Что будет с тобой, когда ты будешь стареньким? (Ты когда-нибудь умрешь?) Какой ты сейчас - большой или малень­кий? Почему ты так думаешь? Кто ты? Какой ты? Что ты умеешь делать? Ты был когда-нибудь маленьким? Откуда ты это знаешь? Каким ты был? Расскажи о себе маленьком. Что ты умел делать, когда был маленьким? Кем лучше быть - взрослым или ребен­ком? Почему? Если бы тебе сказали - выбирай, кем быть, взрос­лым или ребенком, что бы ты выбрал?"

г В ходе беседы ребенку предлагается указать на фото, изобра­жающее человека в том возрасте, о котором идет речь в конкрет­ный момент.

Методика 2. Модифицированный прием изучения самооценки (СТ. Якобсон, В. Г. Щур). Ребенок должен поставить куклу, сим­волизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например: нижняя ступенька - самые глупые дети, верхняя ступенька - самые ум­ные дети, средняя ступенька - дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются три ситуации: "Я сейчас", "Я, когда был маленьким", "Я, когда вырасту большой".

А каковы самооценка, притязания ребенка в конкретных видах деятельности? Выявить это можно, например, с помощью прожективных тестов. Так, для изучения притязаний и самооценки ребенка в игровой деятельности испытуемому предлагаются рисунки, на которых изображены дети, играющие в ролевые игры с наиболее типичным сюжетом (например: "корабль", "больница" и др.). Показывая ребенку картинку, говорят: "Вот посмотри, как дети играют. Где здесь ты?" Ответы детей фиксируются. При об­работке полезно сопоставить результаты тестирования с наблю­дениями за ребенком в процессе игр (какие роли ему достаются, как он их выполняет).

Специфической для дошкольников наряду с игровой является и художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, конструктивная).

Выявить самооценку ребенка в музыкально-ритмической дея­тельности поможет, например, экспериментальная игра "Хоровод" (разработана Е. А. Панько). Приготавливается лист бумаги, на ко­тором изображены три круга - "хороводы" - красный, зеленый, синий - и фотографии детей, чья самооценка изучается. Игра про­водится с каждым индивидуально. Испытуемому говорят: "По­смотри - здесь три круга, это хороводы. В первом хороводе (крас­ный круг) стоят дети, которые умеют очень хорошо танцевать, сами придумывают интересные движения, красиво выполняют их под му­зыку. Во втором (зеленый круг) водят хоровод дети, которые тан­цуют хорошо, они тоже умеют придумывать движения под музыку, танцуют красиво, но немного хуже, чем дети, танцующие в первом, красном круге. В третьем, синем круге стоят дети, которые танцу­ют пока еще не очень хорошо. Вот тебе фотографии детей. Как ты думаешь, кто из них в каком из этих хороводов танцует? Не забудь и себя "поставить" в один из них".

Действия ребенка фиксируются. Результаты эксперименталь­ной игры сопоставляются с объективными показателями музыкально-ритмической деятельности детей.

Для изучения самооценки дошкольников в трудовой деятель­ности можно использовать методику "В гостях у трех поросят" (Е. А. Панько, И. С. Позднякова). В основу ее положена английская сказка "Три поросенка" (в переводе С. Михалкова), герои которой по-разному относятся к труду. Заранее готовятся фотографии детей группы.

Испытуемых знакомят с содержанием сказки, после чего в процессе беседы анализируются поступки ее героев - поросят Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа. Вместе с детьми выясня­ют, кто из поросят лучше веек умеет трудиться и кого из них можно назвать трудолюбивым. Почему? Одновременно рассма­триваются иллюстрации к сказке. Целью предварительной работы является формирование у детей адекватного отноше­ния к героям сказки.

Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребен­ком. Педагог говорит: "Сейчас мы с тобой отправимся в не­обычное путешествие. Представь, что ты со своей группой по­пал в сказку. Узнаешь, какая это сказка?" Ребенку предлагается три рисунка домиков - копии иллюстраций к сказке "Три по­росенка" (худ. А. Савченко). "Вот ты и познакомился с порося­тами, и они пригласили всех детей у себя погостить. Только домики у них небольшие, все дети сразу в один домик не по­местятся. Как же нам поступить? Давай сделаем так: в домике Наф-нафа будут гостить самые трудолюбивые дети, которые любят и умеют хорошо трудиться. В домике Нуф-нуфа те дети, которые меньше любят трудиться и еще не все умеют делать сами. В домике Ниф-нифа - дети, которые пока еще не любят трудиться и немногое умеют делать. Вот тебе фотографии детей. Подумай, в каком домике мог бы погостить каждый из ребят. Не забудь и про себя".

Поведение ребенка фиксируется. Затем показатели детской самооценки сравниваются с объективными данными в области трудовой деятельности каждого испытуемого (выявляются педагогом предварительно в ходе наблюдения за детьми, бесед с роди­телями). На основании такого сравнения определяются притяза­ния детей, степень объективности самооценки (адекватная, пере­менка, недооценка) каждого ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.009 с.)