Основные пути исследования психики детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные пути исследования психики детей



 

Исходя из принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка (группы), определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований в психологии развития исследование путем "поперечных срезов" (трансверсальная стратегия), "продольное" изучение (лонгитюдная страте­гия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленно­го обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, фор­мирующая стратегия).

Исследование путем "поперечных срезов" осуществляется сле­дующим образом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку - возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении или в школе и т. п., и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристи­ки. Так, при изучении, предположим, памяти подбирается 100 ис­пытуемых 3-4, 5-6-летнего возраста. Посредством определенных конкретных методов у них измеряются основные показатели па­мяти (скорость запоминания словесного или образного матери­ала, количество усвоенных объектов, время сохранения и др.). По­лученные данные сравнивают между собой и на этой основе дела­ют выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной стороной этой стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверныe данные о возрастных различиях психических процессов и свойств личности, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития.

Есть в этой стратегии и слабые места. Когда исследуются разные дети, стоящие на различных возрастных ступенях, мы поч­ти ничего не можем узнать о самом процессе развития, о его при­роде и движущих силах. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредня­ются, совершенно невозможно учесть индивидуальные особенно­сти в характере и темпах психического развития, которые могут быть весьма значительными. А ведь именно они-то особенно важны для педагога.

При "продольном" (лонгитюдном) исследовании системати­чески изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Ясно, что орга­низовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей очень трудно. Поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возмож­ность установить качественные изменения в развитии психичес­ких процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изуче­ние развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психиче­ское развитие ребенка в целом. Так, ученый-лингвист А. Н. Гвоз­дев систематически изучал развитие речи у собственного сына на протяжении восьми лет. На основе этого исследования была на­писана исключительно ценная работа "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка" (М., 1949. Ч. 1-2).

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осу­ществлены работниками института развития человека Калифор­нийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было пред­принято в 1928 г. Для изучения было взято 248 детей в возрасте 21 месяца, за которыми регулярно наблюдали до 18 лет, затем проводились однократные обследования в 30 и 40 лет.

Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании психического развития. Поэтому, как отмечает Д. Б. Эльконин, "наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных "срезов" определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых "поворотных" пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование".

Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто описываем и измеряем то или иное психическое явление, а стремимся его активно но сформировать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша гипотеза верна. Особое значение формирующей стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но воспитания и обучения детей. При их применении реализуется активная гражданская позиция детских психологов, которая ставит перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разработать научно обоснованные рекомендации для практики.

При изучении психики детей воспитатель чаще всего осуществляет стратегию "продольного" исследования в сочетании экспериментально-генетической. Для этого есть существенные объективные условия. Прежде всего, важным положительны фактором является то, что, впервые встретившись со своими питомцами, педагоги работают с ними долгих четыре года. Далее педагоги не просто изучают ребенка, они еще обучают, воспитывают, то есть активно формируют его личность. Как показывают наблюдения за работой лучших педагогов, их успехи во многом зависят от глубокого проникновения в психологическую сущность тех изменений, которые происходят во внутреннем мире детей. А проникновение это обеспечивается исследовательской направленностью педагога, владением не только методикой обучения и воспитания, но и методами изучения ребенка и детской группы.

 

Планирование и построение исследования

 

Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих педагогически-практических задач, стоящих перед воспитателем. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. На основе общих про­блем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области психологии развития и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и пред­мет. Объект исследования - это определенная область психичес­кого развития. На вопрос "Что именно изучается?" отвечает фор­мулирование предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми шестилетнего возраста, то здесь объект исследования - психическое развитие детей в процессе игры, а предмет - психологические особенности формирования взаимоотношений старших дошкольников в игро­вой деятельности.

После того как определены объект и предмет исследования, его задачи и цели, педагог-исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, -формулирует гипотезу. Гипотеза - это предположение, возмож­ный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего Гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между психическими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей, с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возни­кающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипотезы, необхо­димо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка и, конечно, собственный педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипо­тезы. Другое важное качество правильной гипотезы - доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Приведем пример. В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе (о том, как это осуществлялось, мы скажем далее), выяснилось, что положение сверстников не одинаково: одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами. Другие занимают не столь благоприятное положение, а третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Возникла проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Из данной проблемы следовала задача исследования: выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в детском коллективе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка, уровня нравственных представлений детей требования, которые они предъявляют друг к другу.

В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)