Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и коррекция памяти дошкольника
Особенности и основные линии развития памяти у детей. Память, как и все познавательные процессы, представляет собой отражение реальной действительности. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и меняется по мере развития его мозга, в ходе психического развитияпод влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Память - основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладение нормами поведения, приобретение определенных навыков и умений - псе это связано с работой памяти. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным преобразованиям памяти ребенка. До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непроизвольный характер. На ранних этапах развития память слита с ощущением и восприятием, с деятельностью ребенка. Ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамичностью, качество непроизвольного запоминания зависит от содержания материала (легче запоминается то, что представлено наглядно и близко к жизненному опыту), а также от того, насколько активно ребенок действует с ним (легко запоминается тот материал, скоторым ребенок что-то делал - ощупывал, вырезал, строил, перекладывал и т. п.). Лучше запоминаются предметы, если ребенок называет их. Включение слова в деятельность существенно изменяет восприятие и запоминание не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых ребенком действий. Задача развития памяти ребенка на этом этапе реализуется через интересную для него деятельность, в процессе непосредственного обогащения сенсорного опыта, через эмоциональное воздействие. Для развития памяти малыша необходимо поддерживать его интерес к окружающему миру, обращать внимание на новые объекты, привлекать к наблюдению за перемещением машин, жирных, людей. Полезно называть то, что ребенок в данный момент воспринимает, а в дальнейшем побуждать его пользоваться наименованиями предметов и их свойств. Важно обогащать чувственный опыт ребенка, удовлетворять потребность во впечатлениях, формировать наглядные представления о явлениях природы, жизни животных и растений, труде взрослых, о временных и пространственных отношениях, назначении предметов и т. п., тоесть выполнять непроизвольную память ребенка социально значимым содержанием.
Особое значение имеет развитие обратной памяти. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах' Ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным. Постепенно непосредственное, непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на специальные способы переработки запоминаемого материала. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Причем осознание этой цели значительно легче происходит в игре. Игровая мотивация помогает удержать мнемическую задачу, подчинить ей свою деятельность. Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвующего в игре, имеет совершенно конкретный смысл. Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, слова, графические символы, наглядные модели). Начинается развитие произвольной логической памяти. Воспитание памяти ребенка старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное обучение его тому, как нужно запоминать и припоминать, как использовать разнообразные способы смысловой обработки материала (смысловую группировку и смысловое соотнесение), а также как контролировать процесс запоминания (как осуществлять самоконтроль).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.004 с.) |