Диагностика и коррекция развития мышления ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и коррекция развития мышления ребенка



Особенности и основныелинии развития мышления у детей

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой обобщенное и опосредованное отражение дей­ствительности и ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также пони­мать как творческое преобразование имеющихся в памяти пред­ставлений и образов. Мышление всегда направлено на решение ка­кой-либо задачи. Это особого рода практическая и умственная дея­тельность, включающая в себя действия ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразующего характера.

Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, и лишь на втором году жизни в результате собственного опыта, знакомства с явлениями окружающей жизни, усложнения практической дея­тельности появляются первые обобщения и попытки решать прак­тические задачи.

Мышление возникает на основе практической деятельности и чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Сначала ребенок осваивает функциональное назначение предметов, учится действовать с ними и с помощью действия решает элементарные практические задачи: достать предмет, лежащий высоко или закатившийся под диван, сложить кубики в коробку, "починить" тележку и т. п. Маленькие дети решают только вполне конкретные задачи и обычно только одним способом - действием. Наглядно-действенное мышление является преобладающим на ранних этапах детства. Однако овладение речью быстро изменяет характер мышления ребенка. Задача, оформленная в речи, становится осмысленной, осмысление задачи приводит к изменению действий. Ребенок переходит от проб и ошибок к целенаправлен­ным результативным действиям. Особую роль в развитии нагляд­но-действенного мышления играет овладение ребенком специфи­чески человеческой орудийной деятельностью, т. е. простейшими орудиями: ложкой, вилкой, расческой, ножницами... Постепенно овладевая такими орудиями, ребенок осваивает и сам принцип использования орудий для решения мыслительных задач.

Для развития мышления на этом этапе важно давать ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного дейст­вия с различными орудиями, помогать обозначать словом уже найденное решение (протянул, перевернул, отодвинул...), побуждать ребенка самостоятельно находить путь решения практических задач, предлагать ему различные ситуации, требующие использования наглядно-действенного мышления, решение практических задач является хорошим материалом развития мышления на протяжении всего дошкольного детства.

В возрасте 4-5 лет начинается качественно новая ступень развития детского мышления. Ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметом, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Начинается развитие наглядно-образного мышления. Возможность решать многие задачи в образном плане обусловлена такими свойствами образов, как подвижность, т. е. умение комбинировать, сочетать в уме различные части и детали предметов, а также их структурная организованность, т. е. умение выделять и связывать между собой те признаки предмета, которые важны для решения этой задачи. Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями.

Для развития подвижности и структурности образов полезны игры, связанные с ориентировкой детей в пространстве, в том числе и простые лабиринтные задачи, строительные игры, в которых используются схемы-изображения и наглядные моде­ли.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает рассуждать словесно, не опираясь при рассуждении на действия с предметами или их изображениями. Часто эти рассуждения построены по особой "детской" логике (сказывается недостаток жизненного опыта).

Ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных оставлений, овладевает элементарными приемами рассуждений и умозаключений, опосредованными формами мышления, опосредованными способами решения мыслительных задач, таких как наглядное моделирование, применение мерок, схем и т. п. Дети 5-6 лет с удовольствием включаются в поисковую, эвристическую деятельность, начинают активно экспериментировать, осваивать приемы практического преобразования объектов, учатся переносить освоенные способы решения интеллектуальных задач на новые условия.

Важным итогом интеллектуального развития дошкольников является овладение общей структурой интеллектуальной деятельности,мыслительными операциями, умственными действиями, необходимыми для решения мыслительных задач.

Показателем готовности детей к обучению в школе может слу­жить не только уровень развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, но и овладение знаковыми систе­мами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.006 с.)