Методические условия проведения коррекции сенсорного развития ребенка в форме обучающего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические условия проведения коррекции сенсорного развития ребенка в форме обучающего эксперимента



Проведение обучающего эксперимента предполагает обеспечение определенных методических условий.

Методические условия.

Основное задание должно подбираться таким образом, чтобы оно находилось в "зоне трудности" (от самого легкого до самого трудного) для детей обследуемой возрастной группы:

-подбор дополнительного (аналогичного по способу выполнения) задания, предъявляемого после выполнения основного;

- оценка восприимчивости и помощи как один из основных показателей обучаемости предусматривает "дозирование" помощи при выполнении задания, регламентацию ее количества и качества

- проведение в диагностической части обучающего эксперимента количественной и качественной оценки обучаемости ребенка перцептивным действиям, возможностей и особенностей усвоения им сенсорных эталонов;

- выявление в коррекционной части динамики решения ребенком сенсорной задачи в результате развивающих обучающих воздействий, прогнозирование развития сенсорной сферы ребенка;

- диагностирование в заключительной части обучающего эксперимента новообразований в перцептивных действиях сенсорной сфере ребенка, как результата коррекционных воздействий.

Построение коррекционного занятия по развитию восприятия и формированию сенсорных эталонов у дошкольников

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием. Это основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе обследования дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи, музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного восприятия. С ними дети сталкиваются и в известной мере овладевают ими в процессе разнообразной деятельности. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности, можно выделить основные элементы, которые характерны для многих видов обследования (или перцептивного обследующего действия).

Элементы перцептивного обследующего действия:

1.Восприятие целостного облика предмета.

2.Вычленение основных частей этого предмета и определение свойств (форма, величина и т. д.).

3.Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4.Вычленение более мелких частей предмета и установление пространственного расположения по отношению к основным частям.

5.Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа Зой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

 

План коррекционного занятия

 

Проводится диагностическая процедура, в результате которой выясняется, например, что ребенок лучше распознает целостный эталон, чем его отдельную линию или фрагмент рисунка, действует методом проб и ошибок и не владеет способом обследования и сравнения объектов. Воспитатель или психолог начинает рассуждать вслух: "Когда я смотрю на эту линию и на картинки и хочу найти ее на этих картинках, я начинаю думать и обследовать линию и рисунки. Обведу пальцем линию. Потом нарисую ее на листе (взрослый все это делает и показывает детям), теперь буду вести по ней пальцем и глазами. Чтобы было легче следить глазами, ставлю на ней точки, и буду переходить глазами от точки к точке. Сейчас я буду эту линию рисовать в воздухе. Теперь я буду смотреть на рисунки и искать такую линию. Я проверю здесь (воспитатель рисует линию в воздухе и ведет пальцем по рисунку), здесь, здесь (пока движения глаз, руки, пальца не совпадут)".

На следующем этапе обследование происходит в совместном диалоге и действии с ребенком. Он говорит вместе со взрослым от первого лица, совершает вместе с ним соответствующие движения. Каждое движение отрабатывается, перепроверяется, пока ребенок не начнет сам воспроизводить алгоритм обследующего действия.

На третьем этапе занятия основным действующим лицом является ребенок, а взрослый выступает в роли консультанта. Ребенок самостоятельно воспроизводит алгоритм обследующего действия:

1)провести по линии пальцем;

2)провести глазами по точкам, поставленным на линии;

3)нарисовать линию на бумаге;

4)нарисовать линию в воздухе, глядя на изображение, или по памяти;

5) проделать те же действия с рисунком-образцом;

6)сравнить: а) движения пальцев по линии и по рисунку; б) движения глаз по точкам; в) нарисованные линии на бумаге, г) движения рукой в воздухе;

7)найти совпадения движений.

При выполнении этого алгоритма у ребенка формируется про­извольное восприятие и саморегуляция перцептивных действий.

На заключительном этапе занятия ребенку предлагается но­вый для него материал, с которым он должен действовать в соот­ветствии с описанным выше алгоритмом обследующего перцеп­тивного действия и контролировать выполнение задания взрослым, находить его ошибки.

Взрослый наблюдает, совершает ли ребенок обследующие пер­цептивные действия в самостоятельной деятельности, и делает вывод о новообразованиях в его сенсорной сфере.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.005 с.)