Обучающий эксперимент и его особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающий эксперимент и его особенности



Обучающий эксперимент - это практический прием оценки сенсорного развития ребенка с помощью выявления, как его уме­ний, так и потенциальных способностей к усвоению новой инфор­мации.

Принципы обучающего эксперимента:

1.Принцип единства диагностики и коррекции, определение актуальной и ближайшей зоны сенсорного развития ребенка.

2.Принцип компенсации, опора на более развитые психические процессы. Так, восприятие тесно взаимодействует с такими психическими процессами, как память, мышление, воображение. Опора на эти психические процессы и использование методов, ко­торые их активизируют, оказывается эффективным путем коррекционной работы по сенсорному развитию.

3.Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Так. например, у ребенка чаще отстает развитие про­извольных процессов. В то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности восприятия.

4.Принцип программированного обучения предусматривает
разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых (сначала с психологом, воспитателем, а позже самостоятельно) приводит к формированию необходимого умения, перцептивного действия.

5.Принцип от простого - к сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с психологической его сложностью. Поэтому, учитывая данный дидактический принцип, необходимо подвергать тщательному анализу вопрос о сложности материала в каждом случае. Наиболее эффективная коррекция - на максимальном уровне трудности, доступном конкретному ребенку.

6.Учет объема и степени разнообразия материала. Использование в работе с ребенком малого объема и малого разнообразия материала. Только после относительной сформированности того или другого умения (говорить, понимать, классифицировать
и т.д.) можно увеличивать объем материала и его разнообразие, осуществлять перенос перцептивного действия на другой мате­риал.

7.Учет эмоциональной сложности материала. Материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать положительные эмоции.

Обучающий эксперимент состоит из диагностической, коррекционной и заключительной частей. Теоретическая основа обуча­ющего эксперимента - концепция Л. С. Выготского о зонах психи­ческого развития.

В умственном развитии ребенка Л. С. Выготский выделяет два уровня: актуальный (или достигнутый к настоящему моменту) и потенциальный, связанный с "зоной ближайшего развития". По­следний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие широкой "зоны ближайшего развития" у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке возможностей и коррекции сенсорной сферы. Зона ближайшего развития" имеет и большое дифференциаль­но-диагностическое значение для различения нормального или запаздывающего развития.

Оценка широты "зоны" в экспериментальных условиях осуще-С1гвляется путем анализа выполнения трудного для возраста ребенка задания с обязательным оказанием ему помощи наводя­щими вопросами, демонстрацией решения промежуточных по сложности или аналогичных заданий.

Важнейшим показателем перспектив развития, согласно Л.С. Выготскому, является исследование способности ребенка к самостоятельному решению задач, близких решаемым в сотрудничестве с экспериментатором.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.006 с.)