Семья как важный фактор психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как важный фактор психического развития



 

Ближайшим окружением ребенка является семья. Ни с чем не сравнимо ее влияние на развитие ребенка. Особое значение семьи, семейной микросреды для формирования развивающейся личности связано, прежде всего, с такими ее функциями, как эмоциональная, воспитательная, духовного общения! Ведь именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддерж­ку, психологическую защиту. В процессе выполнения воспитатель­ной функции родители удовлетворяют свою потребность в мате­ринстве (отцовстве), реализуют себя в детях. Вместе с тем в ходе взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказыва­ется способной выполнить в достаточной мере эти важные функ­ции. Нарушение же их сказывается как в психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет к депривации в семье. Вот почему педагогу, психологу важно изучить семьи своих воспитан­ников. Это поможет глубже понять ребенка, причины и мотивы его поведения, выбрать наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействия.

Причины, ведущие к нарушению отмеченных выше семейных функций, к депривации, могут быть самые разные. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на фор­мирующуюся личность дошкольника, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов се­мьи. И если в семье отсутствует какой-то основной ее член, отно­сительно легко возникает опасность депривации для ребенка, по­скольку далеко не всегда может быть заменена роль, функция, которую данный член семьи должен был выполнять и отношении ребенка, да и всей семьи.

На характер, степень нарушения семейной функции оказывает влияние не только состав семьи (полная, неполная и т. п.), но и то, по какой причине данный член семьи выбыл из нее - развод, смерть, служба в армии и т. п., на какой срок - временно, постоянно, когда - до рождения, в младенческом, раннем, дошкольном возрасте. Наибольшая опасность для развития ребенка (особенно в раннем возрасте) возникает, когда у него нет матери ("материнская депривация"). К счастью, нередко мать удается заменить (забот­ливой мачехой, любящей бабушкой, внимательным педагогом), что в значительной степени, а иногда и целиком снимает возмож­ность проявления депривационного влияния. К существенным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недис­циплинированность и др.). Если место отца занимает отчим (либо дедушка), это положительно сказывается на семейной микросре­де ребенка, снижает возможность возникновения депривации. Од­нако при этом нередко создается почва для невротических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке.

Заметное влияние на развитие ребенка оказывают также братья и сестры. Взаимодействие с ними оставляет глубокий след в душе дошкольника. В окружении старших братьев и сестер усиливается чувство эмоциональной защищенности, комфорта, возрастают воз­можности активного познания мира, установления контакта с окружающими.

Не менее существенное, но уже иное влияние оказывают на ребенка младшие брат и сестра. Они слабее, нуждаются в заботе, опеке; помощи... Все это побуждает старших взять на себя функ­цию покровителя, защитника, стимулирует проявление доброжелательности, чувства ответственности, организаторских способ­ностей, самостоятельности. Совместные игры, художественная деятельность, постройки, соперничество, ревность, мелкие кон­фликты, общие игрушки, книги, споры и многое другое, возмож­ное лишь при наличии братьев и сестер, обогащает опыт ребенка, облегчает его социализацию. Конечно, потребность в братьях и сестрах в определенной степени может быть компенсирована то­варищами, и все же...

Имеет свои особенности и семейная микросреда ребенка, родив­шегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внима­ния матери к нему (особенно в первый год жизни), заботы со сто­роны родителей, что проявляется в дальнейшем в отклонениях в социальном поведении и др.

Экономический и культурный уровень семьи также сказыва­ется на реализации таких ее функций, как воспитательная, эмо­циональная, духовного (культурного) общения.

Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренни­ми, психологическими, которые, как правило, глубже и слож­нее. В числе таковых - эмоциональная незрелость и отклоне­ния в характере родителей, близких родственников (например, неуравновешенность матери, отсутствие достаточной теплоты, нежности к ребенку, непонимание его потребностей, невротические, умственные и психические расстройства родителей)

К семейной депривации нередко приводит и отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, интимности совместной жизни. Имеет значение, с радостью встречают появление ребенка в семье, или же он является нежеланным (Э. Г. Эйдемиллер, Й. Лангмейер и др.).

Существенно и то, какие формы, способы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Поведение родителей чаще всего описывается в психологической литературе такими парами признаков, как неприятие - расположение, терпимость - расположение (Шериф). Так, родители, которые одновременно проявля­ет расположение и контроль, могут быть отнесены к покровительствующим, снисходительным. Те, кто проявляет неприятие и склонность к чрезмерному контролю, могут быть названы требовательными и нетерпимыми. Родителей, для которых характерно неприятие и которые при этом не считают нужным ограничивать ребенка, относят к безразличным и небрежным.

Знание того, каково типичное поведение родителей по отношению к ребенку, важно, поскольку оно определенным образом сказывается на детях, формировании их личностных качеств. Заметно, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ. У них больше возможностей для выражения своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может не только свободно проявить радость, но и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получает достаточно тепла и при этом испытывает постоянные ограничения в действиях, жесткий контроль со стороны родителей. Заметны также различия в самоуважении, самооценке, уверенности в себе, показателях творчества у детей (они выше в семьях первого типа поведения родителей, в которых преобладает демократический стиль руководства, уважение, доверие к ребенку).

Изучение семьи воспитанников важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в "детском обществе". Выявлено, в частности, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межличностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократический стиль руководства; в семьях же малопопулярных, "изолированных", чаще доминирует авторитарный и колеблющийся стиль, отмечена и такая особенность: родители '"популярных" дошкольников охотнее и с большим удовлетворением общаются со своими детьми, проявляют заинтересованность в их деятельности помогают преодолеть негативные эмоциональные состояния (страх, гнев, ревность и др.), отмечают их достоинства чаще, не­жели родители неавторитетных среди сверстников дошкольников Насмешки и угрозы, навязчивое морализирование, частое подав­ление воли ребенка, концентрация внимания на недостатках за­трудняют установление теплого контакта между ребенком и его родителями, ведут к низкой самооценке, неуверенности в себе, застенчивости, безынициативности. Наличие же этих качеств в свою очередь мешает обрести ребенку благоприятное положение в системе личных отношений в "детском обществе", ведет к появ­лению элементов личностной дезадаптации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.004 с.)