Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика общения в дошкольной группе
Для изучения процессов внутригруппового общения существуют методы, которые непосредственно измеряют параметры эти явления. К ним, в частности, относится прямое наблюдение и его модификации. Т.А. Репиной разработана оригинальная методика "Одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении". Эта методика выявляет общую картину реального общения сверстников, в котором наиболее ярко проявляются их отношения Она позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают между детьми при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений; выявить детей, которые чаще всего находятся в одиночестве. Диагностическими показателями актометрической структуры группы выступают следующие параметры общения: интенсивность общения, экстенсивность общения, широта круга общения, избирательность; выраженность потребности в общении (соотношение одиночных и совместных игр); структурно-динамические характеристики игровых микрообъединений: их количественный и половой состав; устойчивость; длительность контактирования в объединении; инициативность в установлении и тактов; социальная воздейственность обращений; способ, мотивы общения. Исследования по методике срезов осуществляются во время свободных игр детей. Это может быть прогулка, свободное от занятий время в групповой комнате. Необходимо, чтобы в группе присутствовало не менее 3/4 постоянного состава детей. Срезы (одномоментные наблюдения) проводятся трижды, с интервал в 1-2 дня через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях на прогулке, в группе. Оптимальное количество срезов - 30-40, минимальное - 20. В протоколах наблюдения каждый ребенок значится под одним постоянным номером. Фиксируется пребывание каждого дошкольника в определенном объединении. Ребенок, который в короткий момент фиксаций объединений успел переместиться в новую группировку, вторично не регистрируется. После замеров производится обработка результатов с целью выявления количественных и качественных характеристик вышеназванных диагностических показателей. 1. Анализу подвергаются структурно-динамические характеристики зафиксированных игровых объединений на протяжении всего времени наблюдения. Вычисляется устойчивость игрового объединения, косвенно характеризующая особенности общения детей, так как она опосредуется удовлетворенностью совместной деятельностью и общением с партнером. Устойчивыми считаются объединения, которые встречаются не менее чем в 40 % всех срезов; относительно устойчивыми - от 20 до 40 %; неустойчивыми - менее чем в 20 %.
Анализируется численный и половой состав игровых объединений, выявляются корреляционные связи, тенденции консолидации сверстников. Средние показатели полового состава устойчивых игровых объединений (по Т. А. Репиной): 91,5 % - "чистых" и 8,5 %- смешанных по полу, при этом 91 % избирательных контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9 % - с детьми противоположного пола. Таким образом, имеются все основания говорить о факте существования ранней половой дифференциации в дошкольных группах и осуществлять дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Показателем длительности существования игровых объединений служит их сохранение при переходе дошкольников из одной группы в другую. Установлено, что наиболее длительное время существуют "чистые" по половому составу объединения. Все смешанные объединения существуют в среднем один год и распадаются при переходе из одной возрастной группы в другую. Мотивационная основа игровой микрогруппы определяется как соотношение мотивов партнеров, обусловливающих их объединение для совместной деятельности. В качестве ведущих мотивов могут выступать интерес к процессу игры, симпатия к партнеру, стремление командовать, желание оставаться в одиночестве и др. Позиционная основа (структура) игрового объединения выявляется на базе позиционных ролей, в которых выступают партнеры по игре при распределении функций руководства - подчинения. С этой целью в качестве основной методики используется наблюдение за каждым микрообъединением в течение 20 минут 5-8 раз. Материалом для анализа становятся зафиксированные в протоколах речевые высказывания, игровые и предметные действия партнеров. Определяется тип связей между детьми: это может быть игровое объединение с жесткой фиксированностью позиционных ролей руководителя и исполнителя или же игровое объединение с отсутствием фиксированности, закрепленности за детьми позиционных ролей. Сопоставляется выполнение детьми игровых ролей с позиционными ролями, занимаемыми ими в данном микрообъединении.
Устанавливается зависимость отношений детей от вышеуказанных параметров структуры игрового объединения. Диагностическим показателем справедливости отношений выступают доброжелательность общения, адекватность эмоционального отношения ребенка к соблюдению нормы справедливости в игре, соблюдение очередности в игре. Определяется суммарный балл, который станет измерителем рангового места объединения по уровням справедливости взаимоотношений. 2. Анализу подвергаются индивидуальные особенности детей по ряду диаграммных показателей. Коэффициент выраженности потребности ребенка в контактировании со сверстниками определяется на основании процентного соотношения числа срезов, когда он играл с другими детьми, к общему числу срезов. Избирательность общения устанавливается условно. Подсчитывается количество контактов, установленных ребенком с каждым из детей в группе. Избирательным считается такое общение, когда число контактов одного ребенка с другим является равным (или превышает) утроенному числу контактов, приходящихся в среднем на члена данной группы. Интенсивность общения. Суммируется количество контактов, установленных каждым ребенком с другими детьми. Отношение этой суммы к общему числу срезов принимается как показатель интенсивности общения. Отдельно подсчитывается среднее число контактов с детьми своего и противоположного пола. На основании их сравнения определяется зависимость интенсивности общения ребенка от пола партнера. Экстенсивность общения (широта круга общения). Этот показатель характеризуется соотношением числа детей группы, с которыми ребенок установил контакты за время срезов, к общему числу детей группы (исключая самого испытуемого). Выявляются факты отсутствия общения у того или иного ребенка. Полученные показатели соотносятся с полом детей. Средняя длительность общения ребенка в одном объединении. Подсчитывается количество объединений, которые сменил ребенок за время всех срезов, и вычисляется средняя продолжительность его пребывания в одном из них. Условно считается, что ребенок сменил объединение, если состав партнеров изменился более чем на 50 %. Анализ данных протоколов всех наблюдений позволил, таким образом, выделить и вычислить вышеуказанные показатели. Следующий этап работы - составление таблицы актометрической структуры группы. Она строится по принципу турнирной матрицы, куда включаются все дети группы. Таблица отражает количественную характеристику общения каждого из них. показатели общения во времени, интенсивности и экстенсивности общения, средней длительности общения ребенка в одном объединении, избирательности общения. "Метод ракеты" (Ф. Мерен) может быть использован с целью изучения взаимодействия отдельных детей в структуре группы. Экспериментатор в процессе наблюдения как бы следует за перемещением ребенка в группе, фиксирует через 3-х минутные интервалы его контакты со сверстниками. Делается несколько срезов. Методика хронометрированных наблюдений может быть использована с целью углубленного изучения общения отдельных детей группы со сверстниками. Проводится 20-30 фиксаций по 20-30 минут за каждым ребенком на фоне группового общения во время самостоятельных игр, занятий, в бытовой деятельности. Фиксируются следующие факты: степень овладения содержанием и формой общения, специфика собственно игровых отношений, личных отношений. Характер отношений (положительный, негативный, нейтральный) классифицируется по умению ребенка договориться при распределении ролей, игрушек, построении сюжета и последовательности игровых действий. Учитывается умение оказать и принять помощь, подчинить свое желание требованию партнера (сдержанность, выдержка), доброжелательно высказать критическое замечание, оценить себя и признать собственную ошибку, положительно разрешить конфликт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.005 с.) |