Диагностика общения в дошкольной группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика общения в дошкольной группе



Для изучения процессов внутригруппового общения существуют методы, которые непосредственно измеряют параметры эти явления. К ним, в частности, относится прямое наблюдение и его модификации.

Т.А. Репиной разработана оригинальная методика "Одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении". Эта методика выявляет общую картину реального общения сверстников, в котором наиболее ярко проявляются их отношения Она позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают между детьми при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений; выявить детей, которые чаще всего находятся в одиночестве. Диагностическими показателями актометрической структуры группы выступают следующие параметры общения: интенсивность общения, экстенсивность общения, широта круга общения, избирательность; выраженность потребности в общении (соотношение одиночных и совместных игр); структурно-динамические характеристики игровых микрообъединений: их количественный и половой состав; устойчивость; длительность контактирования в объединении; инициативность в установлении и тактов; социальная воздейственность обращений; способ, мотивы общения.

Исследования по методике срезов осуществляются во время свободных игр детей. Это может быть прогулка, свободное от занятий время в групповой комнате. Необходимо, чтобы в группе присутствовало не менее 3/4 постоянного состава детей. Срезы (одномоментные наблюдения) проводятся трижды, с интервал в 1-2 дня через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях на прогулке, в группе. Оптимальное количество срезов - 30-40, ми­нимальное - 20.

В протоколах наблюдения каждый ребенок значится под од­ним постоянным номером. Фиксируется пребывание каждого до­школьника в определенном объединении. Ребенок, который в ко­роткий момент фиксаций объединений успел переместиться в новую группировку, вторично не регистрируется. После замеров производится обработка результатов с целью выявления количе­ственных и качественных характеристик вышеназванных диагно­стических показателей.

1. Анализу подвергаются структурно-динамические характеристики зафиксированных игровых объединений на протяжении всего времени наблюдения. Вычисляется устойчивость игрового объединения, косвенно характеризующая особенности общения детей, так как она опосредуется удовлетворенностью совместной деятельностью и общением с партнером. Устойчивыми считаются объединения, которые встречаются не менее чем в 40 % всех срезов; относительно устойчивыми - от 20 до 40 %; неустойчивыми - менее чем в 20 %.

Анализируется численный и половой состав игровых объеди­нений, выявляются корреляционные связи, тенденции консоли­дации сверстников. Средние показатели полового состава устой­чивых игровых объединений (по Т. А. Репиной): 91,5 % - "чистых" и 8,5 %- смешанных по полу, при этом 91 % избирательных кон­тактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9 % - с детьми противоположного пола. Таким образом, имеются все основания говорить о факте существования ранней половой дифференциации в дошкольных группах и осуществлять диффе­ренцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.

Показателем длительности существования игровых объедине­ний служит их сохранение при переходе дошкольников из одной группы в другую. Установлено, что наиболее длительное время существуют "чистые" по половому составу объединения. Все сме­шанные объединения существуют в среднем один год и распада­ются при переходе из одной возрастной группы в другую.

Мотивационная основа игровой микрогруппы определяется как соотношение мотивов партнеров, обусловливающих их объ­единение для совместной деятельности. В качестве ведущих мотивов могут выступать интерес к процессу игры, симпатия к партнеру, стремление командовать, желание оставаться в оди­ночестве и др.

Позиционная основа (структура) игрового объединения выявля­ется на базе позиционных ролей, в которых выступают партнеры по игре при распределении функций руководства - подчинения. С этой целью в качестве основной методики используется наблюдение за каждым микрообъединением в течение 20 минут 5-8 раз. Материалом для анализа становятся зафиксированные в протоколах речевые высказывания, игровые и предметные действия партнеров. Определяется тип связей между детьми: это может быть игровое объединение с жесткой фиксированностью позици­онных ролей руководителя и исполнителя или же игровое объ­единение с отсутствием фиксированности, закрепленности за детьми позиционных ролей. Сопоставляется выполнение детьми игровых ролей с позиционными ролями, занимаемыми ими в данном микрообъединении.

Устанавливается зависимость отношений детей от вышеука­занных параметров структуры игрового объединения. Диагности­ческим показателем справедливости отношений выступают доб­рожелательность общения, адекватность эмоционального отноше­ния ребенка к соблюдению нормы справедливости в игре, соблю­дение очередности в игре. Определяется суммарный балл, кото­рый станет измерителем рангового места объединения по уров­ням справедливости взаимоотношений.

2. Анализу подвергаются индивидуальные особенности детей по ряду диаграммных показателей.

Коэффициент выраженности потребности ребенка в контакти­ровании со сверстниками определяется на основании процентного соотношения числа срезов, когда он играл с другими детьми, к общему числу срезов.

Избирательность общения устанавливается условно. Подсчитывается количество контактов, установленных ребенком с каж­дым из детей в группе.

Избирательным считается такое общение, когда число контак­тов одного ребенка с другим является равным (или превышает) утроенному числу контактов, приходящихся в среднем на члена данной группы.

Интенсивность общения. Суммируется количество контактов, установленных каждым ребенком с другими детьми. Отношение этой суммы к общему числу срезов принимается как показатель интенсивности общения. Отдельно подсчитывается среднее число контактов с детьми своего и противоположного пола. На основа­нии их сравнения определяется зависимость интенсивности обще­ния ребенка от пола партнера.

Экстенсивность общения (широта круга общения). Этот по­казатель характеризуется соотношением числа детей группы, с которыми ребенок установил контакты за время срезов, к обще­му числу детей группы (исключая самого испытуемого). Выяв­ляются факты отсутствия общения у того или иного ребенка. Полученные показатели соотносятся с полом детей.

Средняя длительность общения ребенка в одном объедине­нии. Подсчитывается количество объединений, которые сменил ребенок за время всех срезов, и вычисляется средняя продолжи­тельность его пребывания в одном из них. Условно считается, что ребенок сменил объединение, если состав партнеров изменился более чем на 50 %.

Анализ данных протоколов всех наблюдений позволил, та­ким образом, выделить и вычислить вышеуказанные показа­тели.

Следующий этап работы - составление таблицы актометрической структуры группы. Она строится по принципу турнирной ма­трицы, куда включаются все дети группы. Таблица отражает ко­личественную характеристику общения каждого из них. показа­тели общения во времени, интенсивности и экстенсивности обще­ния, средней длительности общения ребенка в одном объедине­нии, избирательности общения.

"Метод ракеты" (Ф. Мерен) может быть использован с целью изучения взаимодействия отдельных детей в структу­ре группы. Экспериментатор в процессе наблюдения как бы следует за перемещением ребенка в группе, фиксирует через 3-х минутные интервалы его контакты со сверстниками. Дела­ется несколько срезов.

Методика хронометрированных наблюдений может быть ис­пользована с целью углубленного изучения общения от­дельных детей группы со сверстниками. Проводится 20-30 фиксаций по 20-30 минут за каждым ребенком на фоне груп­пового общения во время самостоятельных игр, занятий, в бытовой деятельности. Фиксируются следующие факты: сте­пень овладения содержанием и формой общения, специфика собственно игровых отношений, личных отношений. Характер отношений (положительный, негативный, нейтральный) клас­сифицируется по умению ребенка договориться при распреде­лении ролей, игрушек, построении сюжета и последовательно­сти игровых действий. Учитывается умение оказать и принять помощь, подчинить свое желание требованию партнера (сдер­жанность, выдержка), доброжелательно высказать критичес­кое замечание, оценить себя и признать собственную ошибку, положительно разрешить конфликт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.005 с.)