Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение детского творчества и одаренности
2.6.1. О ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения являются опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями. Исследователи указывают на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль неспецифических предметов в развитии творчества у детей. Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и эффективное (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко и др.). Развитие творчества в значительной степени определяется Уровнем детского воображения. Первые проявления воображения вносятся к 2,5-3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержания контекста. Если в раннем детстве воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребенок идет от действия к мысли, то у дошкольника на 4-м году жизни уже развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На 3-м этапе (6-7 лет) происходит целостное планирование.
Вместе с тем наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, их преобразованием. Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т. е. не имеющих единственного заданного решения. Их решение предполагает самостоятельную ориентированную деятельность детей с новыми предметами и создает тем самым условия для формирования важнейшего компонента функции воображения - собственного опыта ребенка. Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют достаточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающийся компонент). Последним ученые (Н. Н. Поддьяком, Л. В. Парамонова и др.) придают особое значение. Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку "консервативного" компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предположения ("А когда червяк вырастет, он в змею превратится?", "А сколько лет живут люди?", "А сколько лет дети детьми бывают?", "А если мы дома заведем обезьянку, она станет человеком?", "А как звери разговаривают?", "А что, когда мышь пищит, она все равно, что говорит?" и др.). Фактически, это уже начало творчества. Соотношение стабильных и развивающихся знаний у ребенка может быть различным. При преобладании последних вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Специальные исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют о перевесе чаши стабильных знаний у воспитанников наших дошкольных учреждений. Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать спою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, сосредоточим внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем позаботимся о формировании такой общей структуры опыта дошкольника и способов его деятельности, которые помогут ему самостоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, экспериментирование, опытничество и, конечно, игра, обретающая статус ведущей деятельности в дошкольном детстве. С ней, не без основания, связывают, прежде всего, возникновение и развитие творческого воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Е. Е. Кравцова и др.).
Активно развивается творчество в этот период и в художественной деятельности (рисование, лепка, музыкально-ритмическая) (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. А. Флерина, Н. И.Стрелянова, В. С. Мухина и др.). Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников "реактивность" на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения (Н. С. Лейтес, А. В. Запорожец). Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Так, выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают дети, воспитывающиеся у педагога с Демократическим стилем общения. Предпочтение отдается такой организации совместной деятельности, где каждый ее Участник - полноправный член, а также косвенным воздействием на детей. Нежелателен полный жесткий контроль воспитателя за ходом игры, превращение ее в некое подобие учебного занятия, когда педагог - генератор идей, а дети - лишь пассивные исполнители. Немало зависит и от индивидуального стиля педагогического взаимодействия, от креативности самого педагога. В числе важных задач личностно ориентированного воспитателя - изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
2.6.2. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
Как определить одаренных детей? В чем проявляется одаренность в детстве? Получить ответы на эти вопросы будет легче, когда мы познаем структуру самой одаренности, ее тайны. Подходы к раскрытию этих тайн неоднородны, как и различно определение самого термина "одаренность". Оно многозначно. В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А. В. Петровского (М., 1985) дается пять ее основных определений. Одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей. обеспечивающее успешность выполнения деятельности; как общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности; как умственный потенциал человека, его интеллект; и как совокупность задатков, предпосылок способностей... В настоящее время одаренность все чаще стали определять как "способность к выдающимися достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности". Выделяют несколько видов одаренности: общая, интеллектуальная и академическая, художественная, творческая лидерская (социальная), психомоторная.
Остановимся несколько подробнее на диагностике интеллектуальной и творческой одаренности. Признаки ее разнообразны в научной литературе (зарубежной и отечественной) описан ряд особенностей одаренных детей: - ребенок опережает в развитии речи и мышлении своих сверстников; - обладает значительной памятью; - начинает читать раньше других; - способен к длительной сосредоточенности; - рано обнаруживает исследовательскую активность, которая проявляется как очень широкая любознательность; - сам выбирает себезанятия, а не принимает их пассивно; - проявляет раннюю увлеченность, преданность своим любимым занятиям (музыка, рисование, лепка и др.); - живет в яркой семейной обстановке, его родители позитивно думающие, особенно мать; - ребенок обучается сверх программы; - исключительно велика роль музыки как фона, на котором происходит жизнь семьи. Этот список можно продолжить. И вместе с тем представляется важным обозначить качества, на которые обращают внимание все специалисты в области одаренности,- стремление одаренных детей познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее "ненасыщаемость". Познавательная мотивация у творческого (одаренного) ребенка проявляется в форме поисковой активности, в более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном, в высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству) (Е.Н. Соколов, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, X.Дж. Берлайне и др.). Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности одаренного ребенка. К 3-5 годам она у творчески одаренного ребенка выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребенка. Это приводит к тому, что уже в 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого дошкольника становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка новому и обостряющая стремление к поиску несоответствий, противоречий. Решение предложенных и самостоятельно "увиденных" проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент одаренности, выражающий степень непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности. Включается сюда и способность к прогнозированию, предвосхищению, обеспечивающая возможность более быстрого нахождения решения проблем. Исследователи обращают внимание и на развитую способность одаренных детей к созданию идеальных эталонов, что обеспечивает высокие оценки (эстетические, нравственные, интеллектуальные). В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность. Воспитателю необходимо помнить, что дошкольники проявляют те же признаки креативности, что и взрослые выдающиеся личности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.008 с.) |