Изучение детского творчества и одаренности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение детского творчества и одаренности



2.6.1. О ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особен­ностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержа­тельная форма психической активности, как универсальная спо­собность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнооб­разных видов деятельности.

Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения явля­ются опора на наглядность, использование прошлого опыта, на­личие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабли­ваясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержатель­ными особенностями.

Исследователи указывают на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль неспецифических предметов в развитии твор­чества у детей.

Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и эффективное (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко и др.).

Развитие творчества в значительной степени определяется Уровнем детского воображения. Первые проявления воображения вносятся к 2,5-3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержания контекста. Если в раннем детстве воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребенок идет от действия к мысли, то у дошкольника на 4-м году жизни уже развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целена­правленным.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) воображение проходит свой второй этап развития, для которого характер­но ступенчатое планирование. На 3-м этапе (6-7 лет) происходит целостное планирование.

Вместе с тем наблюдаются индивидуальные различия в разви­тии воображения.

В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полу­ченных представлений, их преобразованием.

Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т. е. не имеющих един­ственного заданного решения. Их решение предполагает самосто­ятельную ориентированную деятельность детей с новыми пред­метами и создает тем самым условия для формирования важней­шего компонента функции воображения - собственного опыта ребенка.

Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют дос­таточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, неза­вершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающийся компонент). Последним ученые (Н. Н. Поддьяком, Л. В. Парамонова и др.) придают особое зна­чение. Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них су­щественное влияние, стимулируют перестройку "консерватив­ного" компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот про­цесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоци­ональной активности дошкольников: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предполо­жения ("А когда червяк вырастет, он в змею превратится?", "А сколько лет живут люди?", "А сколько лет дети детьми бывают?", "А если мы дома заведем обезьянку, она станет человеком?", "А как звери разговаривают?", "А что, когда мышь пищит, она все равно, что говорит?" и др.).

Фактически, это уже начало творчества. Соотношение ста­бильных и развивающихся знаний у ребенка может быть различ­ным. При преобладании последних вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Специальные исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют о перевесе чаши ста­бильных знаний у воспитанников наших дошкольных учреждений. Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать спою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, сосредоточим внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем позабо­тимся о формировании такой общей структуры опыта дошколь­ника и способов его деятельности, которые помогут ему само­стоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, эксперимен­тирование, опытничество и, конечно, игра, обретающая статус веду­щей деятельности в дошкольном детстве. С ней, не без основа­ния, связывают, прежде всего, возникновение и развитие творчес­кого воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леон­тьев, Е. Е. Кравцова и др.).

Активно развивается творчество в этот период и в художе­ственной деятельности (рисование, лепка, музыкально-ритми­ческая) (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. А. Флерина, Н. И.Стрелянова, В. С. Мухина и др.). Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников "реактивность" на не­посредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной сис­тем способствуют притягательности художественной деятель­ности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения (Н. С. Лейтес, А. В. Запорожец).

Существенную роль в становлении основ творческой лич­ности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Так, выявлено, что творческие прояв­ления чаще обнаруживают дети, воспитывающиеся у педагога с Демократическим стилем общения. Предпочтение отдается такой организации совместной деятельности, где каждый ее Участник - полноправный член, а также косвенным воздейст­вием на детей.

Нежелателен полный жесткий контроль воспитателя за ходом игры, превращение ее в некое подобие учебного занятия, когда педагог - генератор идей, а дети - лишь пассивные исполнители. Немало зависит и от индивидуального стиля пе­дагогического взаимодействия, от креативности самого педагога.

В числе важных задач личностно ориентированного воспитателя - изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.

 

2.6.2. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

 

Как определить одаренных детей? В чем проявляется одаренность в детстве? Получить ответы на эти вопросы будет легче, когда мы познаем структуру самой одаренности, ее тайны. Подходы к раскрытию этих тайн неоднородны, как и различно определение самого термина "одаренность". Оно многозначно. В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А. В. Петровского (М., 1985) дается пять ее основных определений. Одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей. обеспечивающее успешность выполнения деятельности; как общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности; как умственный потенциал человека, его интеллект; и как совокупность задатков, предпосылок способностей... В настоящее время одаренность все чаще стали определять как "способность к выдающимися достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности". Выделяют несколько видов одаренности: общая, интеллектуальная и академическая, художественная, творческая лидерская (социальная), психомоторная.

Остановимся несколько подробнее на диагностике интеллектуальной и творческой одаренности. Признаки ее разнообразны в научной литературе (зарубежной и отечественной) описан ряд особенностей одаренных детей:

- ребенок опережает в развитии речи и мышлении своих сверстников;

- обладает значительной памятью;

- начинает читать раньше других;

- способен к длительной сосредоточенности;

- рано обнаруживает исследовательскую активность, которая проявляется как очень широкая любознательность;

- сам выбирает себезанятия, а не принимает их пассивно;

- проявляет раннюю увлеченность, преданность своим люби­мым занятиям (музыка, рисование, лепка и др.);

- живет в яркой семейной обстановке, его родители позитивно думающие, особенно мать;

- ребенок обучается сверх программы;

- исключительно велика роль музыки как фона, на котором происходит жизнь семьи.

Этот список можно продолжить. И вместе с тем представля­ется важным обозначить качества, на которые обращают внима­ние все специалисты в области одаренности,- стремление одаренных детей познать и преобразовать окружающий мир, домини­рование познавательной потребности, ее "ненасыщаемость".

Познавательная мотивация у творческого (одаренного) ребенка проявляется в форме поисковой активности, в более высокой чув­ствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обна­ружению нового в обычном, в высокой избирательности по отно­шению к исследуемому новому (предмету, качеству) (Е.Н. Соко­лов, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, X.Дж. Берлайне и др.).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности одаренного ребенка. К 3-5 годам она у творчески одаренного ребенка выражается часто в форме самостоятель­но поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребенка.

Это приводит к тому, что уже в 5-6 лет основным структур­ным компонентом одаренности и творческого развития талантли­вого дошкольника становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка новому и обостряющая стрем­ление к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно "увиденных" про­блем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент одаренности, выражающий степень непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности.

Включается сюда и способность к прогнозированию, предвос­хищению, обеспечивающая возможность более быстрого нахож­дения решения проблем. Исследователи обращают внимание и на развитую способность одаренных детей к созданию идеальных эталонов, что обеспечивает высокие оценки (эстетические, нрав­ственные, интеллектуальные).

В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность. Воспитателю необходимо помнить, что дошкольники проявляют те же признаки креативности, что и взрослые выдающиеся личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.008 с.)