Борьба животных за иерархическое место в группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба животных за иерархическое место в группе



Социальная жизнь животных гораздо более сложна и разнообразна по сравнению с представлениями о ней, распространенными среди конфликтологов. Причина заключена в том, что конфликтологи представлены в основном учеными-гуманитариями, подготовка которых не предполагает изучение этологии — науки о поведении животных.

Один из важнейших аспектов социального взаимодействия животных — иерархическое строение их сообществ. Системы доминирования считаются этологами центральными стрежнями, на которых держится организация сообщества животных. Высказана гипотеза, что соподчиненность есть следствие различия социальных ролей в значительно большей степени, чем следствие высокой или низкой агрессивности. Структура сообщества животных представляет собой не жесткую иерархию особей, а относительно подвижную систему различных ролей. Среди них роли доминирующего или подчиненного животного не являются единственными.

Статус конкретной особи главным образом зависит от её возраста и от способности к размножению. По этим признакам всех животных в сообществе можно условно разделить на пять групп: • детеныши, которым необходима забота родителей; • молодняк, находящийся под контролем родителей, но уже способный к самостоятельному существованию; • молодые животные, ведущие самостоятельный образ жизни, независимые от родителей и часто живущие вне семьи. Однако они ещё неспособны к размножению; • взрослые животные, способные к размножению, но по каким-либо причинам не участвующие в нём; • взрослые животные, участвующие в воспроизводстве потомства.

Внутри каждой из групп также существует определённая структура ролей, выполняемых животными. Взаимодействие между двумя животными, представляющими различные группы и играющими различные роли в сообществе, подчинено определённым правилам. Все животные соблюдают данные правила, поскольку это обеспечивает сохранение целостности сообщества. Нарушение правил приводит к возникновению конфликтов.

Борьба за более высокое иерархическое место в группе, как и агрессия в целом, выполняет функцию, способствующую выживанию сообщества животных. Чем более сильный и развитый вожак стоит во главе сообщества, тем более оптимально его взаимодействие со средой обитания и другими сообществами. Другие животные, доминирующие в группе, также оказывают влияние на выживаемость сообщества. Со временем доминирующие животные в силу старения и других причин неизбежно перестают соответствовать требованиям той роли, которую они играют в группе. В процессе эволюции выработаны социальные механизмы, в силу действия которых животные, занимающие более низкое иерархическое место в группе, периодически «проверяют» степень соответствия доминирующих животных занимаемым ими «местам». Основной способ такой «проверки» — иерархический конфликт. В конфликте оцениваются силы, выносливость, ум животного. Если молодое животное в результате развития превзошло по своим качествам доминирующую особь, то претендент одерживает победу в конфликте и занимает новое, более высокое, иерархическое место. Проигравший смещается вниз по иерархической лестнице.

Этологами исследованы особенности развития иерархического взаимодействия у различных видов животных. В частности, для домовых мышей установлено повышение агрессивности молодых животных после длительного содержания их со старшими самцами. Доказано, что при экспериментальной дестабилизации внутригрупповой иерархической структуры происходит резкое снижение различий в поведении доминирующих и подчиненных животных. Это объясняется в основном заметным повышением активности особей, занимавших низкие и средние места в иерархии (С. Новиков, 1979). Причиной такой активизации, по-видимому, является стремление особи занять более высокое иерархическое место, не вступая в конфликт за него с доминирующим животным. Ведь в результате дестабилизации групповой иерархической структуры однозначное соотнесение конкретных животных с конкретными доминирующими ролями оказалось нарушенным. Иерархическая структура группы животных существует во всех их сообществах. При этом достаточно жесткой и мало изменяемой является сама система иерархических мест и ролей. Конкретные же животные занимают всегда тот или иной иерархический статус временно. Относительный характер иерархического неравенства между животными неосознанно отражается в статусных конфликтах или является одной из их причин (Ю. Плюснин, 1994). Борьба за высшее иерархическое место в группе обычно носит ритуализированный характер.

Билет 56.

Д ля того чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать стратегии всех его участников и владеть способами разрешения конфликтов.

С начала рассмотрим теорию конфликтов, а потом перейдем к способам разрешения конфликтов.

В ыделяют пять основных стратегий поведения в конфликте:

· Соперничество, или решение конфликта силой

· Уход от решения проблемы

· Решение конфликтов посредством сотрудничества

· Решение конфликта путем компромисса

· Решение конфликта путем приспособления, или уступки

 

Соперничество(борьба, принуждение). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

В ыбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход (уклонение, избегание, игнорирование) означает пассивное несотрудничество, характеризующееся нежеланием пойти навстречу оппоненту и защищать собственные интересы. Человек просто игнорирует конфликтную ситуацию, делая вид, что ее не существует. Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для Вас и не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы. Бывает, что лучше не связываться, так как шансы что-либо изменить близки к нулю.

П сихологи считают уход от конфликта правильной стратегией в том случае, если есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтного взаимодействия или, принеся ему успех без особых усилий либо улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности для решения ситуации.

Н о уклонение не всегда оправданно, не всегда реализуется в сознательной (рациональной) форме. Чаще проявляется бессознательное (иррациональное) бегство от трудноразрешимых обстоятельств. Нередко психологически зависимый человек в ответ на конфликтное противостояние, предъявленные требования или обвинения переводит разговор на другую тему, не берет на себя ответственность за решение проблем, не видит спорных вопросов, не придает значения разногласиям. Он отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют противостояние.

П ри этой стратегии поведения действия конфликтолога должны быть направлены на то, чтобы помочь защищающейся стороне выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь любым способом от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

Приспособление (уступчивость, сглаживание) предполагает послабление оппоненту вплоть до полной капитуляции, отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений.

Д анная стратегия демонстрирует добрую волю приспосабливающейся стороны, ведет к сбережению ресурсов эмоциональных сил, снятию напряжения, сохранению отношений, к мирному сосуществованию различных систем. Подобное поведение хорошо прослеживается в политике, где примером могут служить коалиционные правительства, союзы разнородных политических партий и т.д.

У ступка демонстрирует добрую волю и служит позитивной моделью для оппонента, а нередко становится переломным эпизодом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Уступая партнеру в признании правоты, сторона конфликта производит впечатление разумного, справедливого спорщика. Умный гору обойдет - таков девиз разумного приспособления.

О днако уступка может сослужить и плохую службу и быть воспринята оппонентом как проявление слабости, что чревато эскалацией его давления и требований. Другая сторона в этом случае встает на путь соперничества, а не поиска взаимоприемлемого решения. После первой уступки оппонент готов усилить нажим, рассчитывая на мягкосердечие или податливость уступившего. Можно легко обмануться, полагаясь на взаимность этой стратегии. Личность или группа, имеющая в своем конфликтном репертуаре только эту стратегию, становится пассивной, не получает полной самореализации, а кроме того, не достигая желаемого результата и систематически не удовлетворяя свои интересы, теряет в самооценке.

Д ействия конфликтолога в ситуации конфликта должны быть направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого оппонента необходимо убедить уступить, пренебречь своими интересами, поддержать другого, не задеть его чувств, учесть его аргументы. «Не стоит ссориться, так как все мы - одна команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать» - ключевой довод менеждера по конфликтам.

Компромисс (интеграция) - стратегия, которая строится на взаимных уступках сторон. По мнению специалистов в области управления, такое поведение - оптимальный путь к ликвидации противоречий.

И деальный вариант - удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая (возможно, ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. К сожалению, компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью.

Н астоящее решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его на ином уровне приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Сотрудничество (координация) нацелено на удовлетворение интересов обеих сторон. Только благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

В этом случае действия конфликтолога должны быть направлены исключительно на поиск решения, полностью удовлетворяющего как интересам одного, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Важно урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на ответные компромиссные шаги, в процессе переговоров искать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

Т акое сотрудничество-согласование возможно между организационными единицами на разных ступенях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов.

Определить стратегии поведения в конфликтных ситуациях у себя или у персонала Вы можете с помощью методики К.Томаса, на основе полученной информации Вы сможете адекватно подобрать способы разрешения конфликтов.

Билет 57.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.
Всестороннее изучение психологии малой группы предполагает осмысление прежде всего ее психологической структуры, которая, как правило, включает: композиционную подструктуру, подструктуру эмоциональных межличностных предпочтений, коммуникативную подструктуру, подструктуру функциональных отношений.

Психологическая структура малой группы есть производное от ее официальной (деловой) и неофициальной (неформальной, эмоциональной) структуры.
Композиционная подструктура — совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.
Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений — проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.

Социометрия (от лат. societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т. д. Она также позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности.
Коммуникативная подструктура — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Обращение к анализу существующих в малой группе коммуникативных связей особенно важно в тех случаях, когда необходимо выяснить эффективность совместной деятельности или наличие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами.
Подструктура функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности людей играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
В целом, малая группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности и испытывают в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.

Психологическая структура малой группы

 

Название Особенность
композиционная подструктура совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
подструктура эмоциональных межличностных предпочтений проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.
коммуникативная подструктура совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
подструктура функциональных отношений совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности людей играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Билет 58.

1.Групподинамические процессы и их характеристика
Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии.
Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологическихпроцессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы:
образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства. Принятия групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры, сплочение, конфликты, групповое давление.
Схема 1. Содержание групповой динамики

Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:
1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.
2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений.Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.
3. Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
4. Численность группы.
5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.
Задача группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись.
Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти в несколько этапов:
Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
Третий этап – согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе группы.
6. Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример – бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное задание, или коллектив преподавателей школы. Где каждый учитель в определенные часы обучает учеников своему делу. Общий для участников является предмет труда (сырье, заготовки, класс учеников) Каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда.
Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Например, конвейерное производство.
Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля.
7. Выработка групповых норм. Норма (от лат. – «norma» - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого.
8. Формирование структуры группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.

2. Групповые феномены
Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты» (4; 6).
Рассмотрим некоторые групповые эффекты
Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации:
· социальное возбуждение от присутствия других людей и
· боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают.
Последствия фасилитации также могут бюыть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную сферу и вызывает возбуждение.
Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация. У людей, принадлежащих группе, формируется чувство «мы». Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологиТэжфелл и Тернер ввели понятие «групповой идентификации».
Психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.
Эффект социальной ленности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
С = 100 – 7 (К – 1); где С – средний индивидуальный вклад участников, К – количество членов группы.
Факторы социальной лени:
- Снижение ответственности за собственные результаты;
- Численность группы: чем больше группа, тем выше лень
- Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.
Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали БехтеревВ.М. и Ланге М.В.. В их работах установлено, что группа по успешности может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере нго и в полвышении наблюдательности людей в группе, точности восприятия и оценок, объема памяти и внимания. Эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодейтсвия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди» по терминологииБехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Эффект группового единомыслия (его характеристику представим чуть позднее)
Эффект подражания – следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. (подражание также существует в больших группах)
Он лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий.
Эффект конформизма проявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность – личностная особенность, проявляющаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. В зарубежной социальной психологии одним первых феноменов группы, ставших объектом исследований явился феномен группового давления Например, часто студенты-первокурсники, не курившие до поступления в вуз, начинают курить, т.к. в студенческой молодежной среде очень много курящих.
Конформность проявляется в 2-х формах:
· в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или
· демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность).
Схема. Формы конформности.

Конформность

 

Внешняя

 

Внутренняя
 
 

 

В зарубежной социальной психологии феномен группового давления был одним из первых феноменов группы, ставших объектом исследований. Впервые термин «конформизм» 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой.
37 % участников эксперимента прислушивались к мнению группы.
Аш охарактеризовал условия возникновения конформизма:
· если задание сложное и человек чувствует свою некомпетентность;
· люди с заниженной самооценкой более подвержены конформизму;
· численность группы: если есть три и более человек с единым мнением;
· состав группы: - наличие в группе экспертов, референтность группы; принадлежность к одной социальной группе;
· сплоченность: чем она выше, тем больше проявление власти группы над ее членами;
В случае противостояния мнению группы наличие хотя бы одного союзника, поддерживающего мнение, отличное от группы, усиливает тенденцию неподчинения группе.
3. Групповая сплоченность
Групповая сплоченность – характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.
Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.
Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя.
В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.
В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.
Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.
Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость(эмоциональная характеристика).
Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом.
Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.
Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д.
Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей.
Социально-психологическая совместимость – предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:
А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)
Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);
В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.
4. Групповые решения
Группе, для того чтобы функционировать, обеспечивать взаимодействие с другими группами и людьми во внутренней и внешней среде, необходимо принятие различных решений, реализующихся в ее деятельности. Принятие решений – разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия групповых решений может осуществляться в континууме от полного единоличного принятия решения руководителем (лидером) группы и до коллективного обсуждения.
Одним из методов принятия группового решения является метод дискуссии. Емельянов Ю.А. отмечает, что исследования, организованные под руководством К.Левина показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Так, один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе была прочитана лекция по данному вопросу; однако только 3% женщин в дальнейшем попыталась прибегнуть к совету эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий расчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемый метод.
Данный эффект объясняется следующим образом. Если слушатели в лекции в основном занимают нейтральную позицию в отношении к раскрываемой теме, то участники дискуссии формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участников могут консолидироваться или напротив, оставаться конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях (6).

Повышению эффективности групповой дискуссии способствуют (5):
1. Формулировка и уточнение сути обсуждаемых вопросов в форме, однозначной для понимания;
2. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения.
3. Обсуждение достоинства и недостатков каждого предложения,
4. Взвешивание «за» и «против» предложений, поступивших на предыдущем этапе.
5.Разработка плана и программы действий на основе наилучшего предложения.
В процессе принятия группового решения ее члены участвуют по-разному: с разной активностью и разным вкладом. Данные исследований и даже наш жизненный опыт подтверждают этот факт. Так, подобно известной теореме В.Паретто о том, что 80% людей в организации выполняют 20% объема работы, и, наоборот, в процесс принятия групповых решений в обычных группах также есть те, кто проявляют активность (их меньшинство – проявляющие лидерство) и те, кто остается в стороне (обычно их большинство). В исследованиях Л.Г.Почебут и В.А.Чикер и установлено, что похарактеру активности и вклада в процесс принятия решений члены группы могут быть условно поделены на 4 типа (6):
16 % составляет «глухонемой пассив» - характеризующийся пассивностью в обсуждении групповых проблем и отсутствием ориентации на коллективные проблемы.
55% - «немой пассив» - пассивно ориентированные на коллективные проблемы. Собственное мнение у них часто не сформировано, они ждут предложений от других. Они предпочитают отмалчиваться. Навыки публичных выступлений отсутствуют, не умеют аргументировать.
7% - «псевдоактив» - группа людей, которые любят и умеют выступать, но предлагают уже традиционные подходы и решения. Смысл их выступлений – самопрезентация и демонстрация себя.
22 % - «реальный актив» - группа людей, ориентированных на коллектив и активно включенных в его дела. Как правило, они инициативны в анализе ситуации, вскрывают причины недостатков, указывают на последствия решений. (Схема демонстрирует данную типологию)
Схема. Типология членов группы по характеру участия в принятии групповых решений
Активное поведение

 

 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.024 с.)