Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются.



Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в отечественной литературе, а далее подходы отечественных авторов.

В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.
Важнейший признак коллектива по Макаренко – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития:
1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.
2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу.
3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.
А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива:
- перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»);
- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами);
- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).
А. В. Петровский представляет уровни развития группы в теории деятельностного опосредования групповой деятельности (о ней шла речь в предыдущей лекции, тамже имеется схема). Рассматривая коллектив как высший уровень развития группы, он описыает трехуровневую структуру межличностных отношений в нем.
Схема 2.Уровни межличностных отношений в коллективе (по А.В.Петровскому)

 

1-й слой – непосредственные контакты между людьми, основаны на эмоциональной приемлимости или неприемлимости

 

2-й слой – отношения опосредуются характеромсовместной деятельности

 

3-й слой – отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности
       
   
       
     
         

Третий слой присущ именно группы высшего уровня развития группы, А.В.Петровскому, – коллективу.
В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты:
· общность целей совместной деятельности,
· четкость структуры группы;
· динамика групповых интересов
Им представлены следующие стадии:
1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему.
1) номинальная группа - группа собравшихся вместе и получившая название, начинается целенаправленное общение. Как правило такие группы начинают развиваться и переходят на другую стадию.
2) ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью. Начинает формироваться групповая структура., развивается групповая динамика. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Начинает проявляться консолидация. Формируются групповые состояния- готовность к совместной деятельности.
3) кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. Происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно. Четко обозначается структура. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации – сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели)
4) автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не толькоматериальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. В процессе совместной деятельности здесь практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности.
Автономия, как группа по Уманскому группу характеризует следующими особенностями:
· Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»,
· внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг другу.
· внуригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы строгого следования принятым нормам.
· это группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное
5) Корпорация – (сообщество, объединение) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.. Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации.
6) Коллектив – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.
Таблица. Основные признаки уровней развития группы

Уровень Признак
Конгломерат Ситуативное общение
Номинальная группа Целенаправленное общение
Ассоциация Начало совместной деятельности
Кооперация Достижение результата деятельности
Автономия Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности
Корпорация Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества)
Коллектив Гармонизация индивидуальных, групповых и общественных интересов.

6.Эффективность деятельности малой группы
Проблема эффективности деятельности малой группы имеет для рассмотрения несколько оснований.
Важен выбор критериев оценки эффективности. Существуют экономические, производственные, финансовые и прочие критерии. К социально-психологическим критериям оценки деятельности малой группы относят, прежде всего, продуктивность группы и удовлетворенность группой со стороны ее участников.
Продуктивность группы. Т.к. каждая группа создается или существует для реализации определенных целей людей, ее членов, в этой связи оценка эффективности группы будет проводиться с учетом достижения этих групповых целей. В данном случае можно говорить о продуктивности группы.
Другим критерием эффективности группы является удовлетворенность ею со стороны ее участников.
Эффективность деятельности группы определяется как формальными, так и содержательными факторами. Р.С.Немов к формальным относит следующие факторы (5):
1. специфические, социально-психологические характеристики группы: отношение к совместной деятельности, нормы, ценностные ориентации членов группы, межличностные отношения.
2. структурно-формальные и неспецифические содержательные психологические характеристики группы: величина, структура. Каналы коммуникации, тип задач, личностные взаимоотношения, лидерство, статусы.
7. Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность
Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились:
· исследования межгрупповой агрессии в работах Г. Лебона,
· негативных установок на другую группу в Т. Адорно.
Толчком к развитию нечного интереса послужили исследования М. Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в сткаустком лагере.
В рамках исследования были организованы стадии:
1. общая уборка;
2.разделение на группы с разрушением дружественных связей;
3. ситуация соревнования и рост враждебности;
4. объединение и общая деятельность
М. Шериф показал, что источник межгрупповой враждебности находится не в мотивах отдельных индивидов, а в ситуациях группового взаимодействия. В зависимости от характера взаимодействия (ситуация выраженного соперничества приводит к сильнейшей межгрупповой враждебности, ситуация деятельности, имеющей общие цели, приводит к сближению прежде враждовавших групп).
А. Тэшфелл продолжил исследования межгрупповых отношений. Он показал, что осознание принадлежности к своей группе обусловливается приверженность к «своим» и враждебность к «чужим», описал эффекты группового фаворитизма и групповой враждебности.
Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.
Эффект групповой враждебности – тенденция негативного отношения к другим, обесценивания достоинств чужой группы.
Сравнивая свою группу с другой, члены группы стремятся акцентироваться на тех признаках, которые дают основание воспринимать свою группу как более успешную.
В отечественной психологии исследования межгрупповых отношений проводит В.Агеев (1), который изучает феномены межгруппового восприятия.
Он показал, что другая группа воспринимается в качестве целостного объекта. Другой признак межгрупповой перцепции – унифицированность восприятия – характеристика представлений о группе независимо от конкретных содержательных сторон этих представлений (группе приписываются некие общие, устойчивые характеристики).
Он показал, что межгрупповые перцептивные процессы отличаются большей устойчивостью, консерватизмом, ригидностью, чем межличностноевосприятие. Чем больше другая группа и чем продолжительнее ее история существования, тем меньшей гибкостью отличаются процесс ее восприятия другими группами. Данная закономерность лежит в основе формирования стереотипов восприятия, в том числе этнических.

Билет 59.

При социальном взаимодействии происходит своеобразный процесс и результат изменения одним индивидом поведения, установок, намерений, представлений другого индивида. Воздействие может быть направленным (ставится цель достижения определенного результата) и косвенным (соответственно).

Психологическое влияние - применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи.

Убеждения. Как способ психологического воздействия, убеждения направлено на снятие своеобразных фильтров на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, сообщается, на систему установок и принципов индивида.

Убеждение - метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их хода мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.. Одним из его признаков является стихийность.

Заражение - психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание в таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событиям, информации, поступающей из различных источников. Психология объясняет заражения как неосознаваемую, непроизвольное склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Внушение. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.

Внушение, или суггестия, - метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к информации, поступающей отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.

Эффективно внушение лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения достаточно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др.. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а в его готовности принять распоряжение, приказ, совет и соответственно к ним действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние. Важным фактором, обусловливающим эффективность внушения является авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества сугестора (источника воздействия), его уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация.

Сознательно применяют его в медицине (гипноз, психотерапия). Одновременно внушение может иметь и негативное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Формами внушения могут быть: гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение относится к сознательного саморегулирования, внушение себе определенных представлений, чувств, эмоций.

Подражание. Самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания.Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Следование во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство). Мода - это форма стандартизированного массового поведения людей, возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.

Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, наследования и противопоставление. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д..

Мода очень тесно связана со вкусами и обычаями людей. С первыми ее сближают изменчивость и подвижность с другими - повторяемость и устойчивость.

Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к быстротечности, новизны и одновременно она консервативна. Что-то отрицая, отбрасывая старое, мода вместе с тем претендует на роль образца, эталона. Другими словами, мода - это частичная, внешнее изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.

Слухи. Когда люди сталкиваются с чем-то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда стараются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимо разъяснение. Слух - это сообщение, поступающей от одного или более лиц, ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затор куют актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовлетворения в информации, является главным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного (слухи).
Билет 60.

Сущность феномена конформизма заключается, прежде всего, в изменении поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Большинству людей хочется быть вместе с победителями и приобщиться к успеху. Самоидентификация с победившей стороной способствует повышению самооценки, позволяет ощутить собственную успешность и превосходство над представителями проигравшей стороны. Степень проявления конформизма зависит от целого ряда ситуационных, индивидуальных и культурных факторов.

Сущность феномена конформизма заключается, прежде всего, в изменении поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

В процессе общественных отношений у людей формируется и проявляется конформность: качество личности, которое отражает способность человека поддаваться влиянию группы. Она бывает внешней (публичной) и внутренней (личной). Первая представляет собой демонстративное подчинение группе, которое, однако, часто не соответствует внутренним убеждениям людей, вторая — отражает действительное преобразование их индивидуальных установок, что приводит к изменению их внешнего поведения.

Обычно различают три уровня конформности:

1. подчинение на уровне восприятия, когда под воздействием группы изменяется (искажается) восприятие людей, которые начинают видеть окружающую действительность и интерпретировать ее содержание так, как она оценивается группой;

2. подчинение на уровне оценки, при которой люди присоединяются к мнению группы, считая его правильным, а свою оценку — ошибочной;

3. подчинение на уровне действия, когда люди осознают, что группа неправа, но, опасаясь ее санкций, демонстрируют согласие с групповым мнением.

Степень проявления конформизма зависит от целого ряда ситуационных, индивидуальных и культурных факторов:

· от размера группы (влияние группы достигает максимума при количестве трех-пяти человек, а дальнейшее увеличение численности ведет к снижению этого влияния);

· от единогласия группы (уровень конформизма ниже, если у людей имеются сочувствующие им индивиды, оценки которых также расходятся с мнением группы);

· от сплоченности группы, с возрастанием которой усиливается конформность ее членов;

· от статуса членов группы (люди с низким статусом чаще проявляют конформность по отношению к членам группы с более высоким статусом);

· от того, высказывается ли мнение публично или с глазу на глаз (в первом случае уровень конформизма выше);

· от того, имеют ли место предварительные высказывания или нет (в случае предварительных высказываний люди проявляют меньшую конформность, если давление группы противоречит этим высказываниям);

· от половозрастных характеристик (женщины проявляют большую конформность, чем мужчины, а школьники более конформны, чем студенты);

· от национальной культуры (например, в экспериментах С. Милграма студенты из Норвегии проявляли большую конформность по сравнению с французскими студентами);

· от содержания групповой деятельности и уровня развития группы (в диффузной малой группе люди проявляют большую конформность по сравнению с ситуацией в коллективе, где он избирательно относится к социальным воздействиям, принимая во внимание опосредствующие эти воздействия ценности, убеждения и идеалы группы, а также внутригрупповой статус ее членов — источников влияния).

Выделяют три возможные причины присоединения к большинству.

· Во-первых, большинству людей хочется быть вместе с победителями и приобщиться к успеху. Самоидентификация с победившей стороной способствует повышению самооценки, позволяет ощутить собственную успешность и превосходство над представителями проигравшей стороны.

· Во-вторых, альтернативная мотивация связана с рациональными выгодами.Если предположить, что избиратель стремится потратить свой голос наиболее эффективно, то он должен отдавать его за наиболее сильного кандидата из списка «приемлемых». В противном случае голос пропадет ввиду очевидного проигрыша более слабого кандидата, либо партия, за которую избиратель отдал свой голос, может не пройти в парламент из-за установленного барьера популярности. Таким образом, избиратель голосует в соответствии с прогнозируемыми им результатами выборов.

· Наконец, в-третьих, еще одним мотивом является страх изоляции. Несмотря на то что в странах с развитой демократией голосование на выборах является тайным, это не позволяет избирателям избежать обмена мнениями по поводу политических предпочтений. Во время этого обмена избиратели понимают, какие мнения в целом приветствуются, а какие осуждаются обществом. Согласно мнению немецкого социолога Э. Ноэль-Нойман, люди адаптируются к воспринимаемому ими мнению большинства, стремясь избежать незримого давления со стороны ближайшего окружения, разделяющего противоположные взгляды. При этом изменяется не только внешнее поведение, но и внутренние установки личности — иначе было бы сложно объяснить влияние большинства на результаты тайного голосования.

Особенности влияния большинства на меньшинство в обществе определяются различиями восприятия в малых и больших группах.

· Первая из них связана с возможностью или невозможностью держать в поле зрения всех участников процесса. В малой группе распределение мнений людей можно оценить непосредственно. Определить, сколько из них «за» или «против» по тому или иному вопросу, не составляет труда. В больших группах все люди не попадают в поле восприятия одновременно.

· Вторая особенность состоит в непосредственном восприятия человека человеком. В малой группе чаще имеет место ситуация взаимодействия «лицом к лицу». В больших группах источником представлений о поведении большинства являются не только сами люди, но и прямая или косвенная информация об их мнениях и специфике поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.029 с.)