Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация психологических показателейПсихолог и педагог, применяющие в работе с детьми диагностику, как правило, сталкиваются с проблемой интерпретации полученных результатов. Интерпретация (от лат. interpretatio) - это толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего-либо. Психологическая интерпретация - это ответы на вопросы: - что означают полученные результаты? - какие психологические механизмы обусловили получение ребенком определенных тестовых баллов, выборов в социометрическом эксперименте? - какое психическое явление "отражено" в полученном результате? - чем схож и чем отличаются дети, имеющие разное количество тестовых баллов? разный социометрический статус в группе сверстников? и др. - чем схожи и чем отличаются дети, имеющие одинаковое количество тестовых баллов? занимающие идентичное положение в системе межличностных отношений? и др. Нередко, например, можно обнаружить такую ситуацию: ребенок, который по данным эксперимента оказался в категории "изолированных", на самом делеобщается с товарищами своей группы. И только специальное изучение покажет, что общается он, во-первых, не с тем, с кем ему хотелось бы, и, во-вторых, что инициатива в общении обычно исходит от него. В более тяжелых случаях изоляция становится, так сказать, абсолютной: ребенок действительно лишен возможности общаться. Ясно, что и первая и вторая ситуации не могут пройти бесследно для формирования личности ребенка. Немало ошибок можно допустить при интерпретации результатов социометрического исследования, если положение ребенка в системе взаимоотношений, его статус, принимать за единый показатель положения в "детском обществе". Не редко понятие социометрической "звезды" смешивается с понятием «лидера». Здесь не учитывается, что "звездность" - это показатель притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Лидерство же – процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и "звездой"могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Лидер должен обладать организаторскими способностями, которые "звезда" может и не иметь. Высокий социометрический статус в группе одних дошкольников может быть основан на их общительности, успеха в деятельности, доброте, а других – на их физической силе подчинить себе сверстников. Высокие баллы по тестовому заданию может получить и одаренный ребенок, и хорошо тренированный дошкольник со средними способностями. Важно правильно интерпретировать полученные при изучении детей данные, а для этого предстоит еще раз осознать те цели, которые ставились в самом начале диагностической работы Наиболее полно цели исследования просматриваются в процессе последовательной реализации принципа единства диагностики и коррекции: изучение психических особенностей ребенка предполагает оказание ему психологической помощи уже в процессе тестирования. Кроме этого, важно продумать, какой из аспектов диагностических данных будет выбран как основной. Аспекты интерпретации психологических данных: - научный (изучение самого психологического явления общих и возрастных закономерностей); интерпретации этического обобщения; - прикладной (интерпретация в виде описания психических основ учебных и воспитательных программ и планов, диагностических и методических материалов); -практический (интерпретация в виде рекомендаций по обучению и воспитанию конкретного ребенка или группы детей, составления их психологических характеристик, описания причин, закономерностей, прогнозов, вариантов индивидуального развития конкретного ребенка). Интерпретация как процесс – это способ моделирования и создания облика, психологических особенностей ребенка. Интерпретация как результат - это фиксация психологических знаний ("фотография", "портрет" изучаемой личности). Интерпретирование - сложный вид деятельности. Он предполагает сличение, сравнение полученной информации с теоретической моделью (с обобщенным психологическим знанием: например, существуетне "мышление" вообще, а три вида, три формы, восемь мыслительных операций, каждый из этих показателей имеет количественные и качественные характеристики – нормы) и с эмпирическими повседневными наблюдениями за ребенком, которые обобщены на уровне обыденных представлений в оценочных суждениях, характеристиках, мнениях, отношениях ("Я думаю, он сообразительный мальчик", "Она никак не научится считать до пяти", "Мне трудно его обучать" и т. д.). Заострим внимание на последнем. Анализ деятельности начинающих психологов показывает: в числе причин их ошибок, неудач – переоценка возможностей тестовых методик. Опытные специалисты свидетельствуют: стандартизированные тесты не могут широко раскрыть психику человека как личности и не позволяют проникнуть в динамические процессы личности, не раскрывают ее ближайшие возможности. Знание тестовых методик, каким бы прекрасным оно ни было, не дает еще права на категорическое экспертное решение. Необходима интерпретация комплекса разных показателей, полученных с помощью и других методов. В процессе интерпретации составляются заключения, проверяются гипотезы, прогнозируется поведение в будущем, осуществляется перенос диагностических данных об образце поведения на другие формы поведения и ситуации жизни ребенка, выдвигаются новые гипотезы. В зависимости от того, какие рассматриваются особенности личности ребенка, различают несколько видов интерпретаций: -ситуационная (объясняет особенности поведения и результаты исследования новость, необычность, конфликт, соревнование и др.); -интерпретация развития (установление и описание причинно- - индивидуальная (описание центральных личностных механизмов развития психики ребенка в русле определенного психологического направления); - синдромологическая (типологические описания совокупности выявленных признаков). Интерпретация диагностических результатов бывает количественная и качественная. Количественная интерпретация предполагает сравнение индивидуальных результатов, обнаруженных у ребенка с математически определяемой нормой. Это дает возможность установить, отличаются ли результаты двух детей или различные личные показатели одного и того же ребенка по интенсивности и т. д. Качественная интерпретация предполагает установление связи той или иной характеристики ребенка с особенностями его личности. Поскольку психологические явления обусловлены множеством причин, постольку многозначен каждый психодиагностический результат, соответствие между ними не жестко однозначное, а вариативное, имеет вероятностный характер. Поэтому "одинаковые" на первый взгляд результаты могут соответствовать различным психологическим особенностям личности. Й. Шванцара пишет о том, что простой формой качественного подхода к данным является семантическая интерпретация, стремящаяся определить дословное значение диагностической информации. Более сложной является целостная психологическая интерпретация содержания, цель которой составляет включение информации в связи личностной структуры. Различие обеих форм показано на примере из протокола теста животных (Заззо). Ребенок объясняет, что он бы хотел быть Оленем, потому что сможет быстро бегать по лесам. На семантическом уровне смысл высказывания можно интерпретировать или как потребность в движении, или как потребность побывать на природе. Целостная интерпретация усматривает в ответе проявление стремления к свободе, независимости. Интерпретация данных, полученных в процессе изучения психики ребенка (детской группы), обязательно должна завершаться конкретными рекомендациями, программой коррекции и развития. Их важная задача - реализовать в работе с детьми возможности каждого ребенка, резервы каждого возраста.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.005 с.) |