Возрастная периодизация и движущие силы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная периодизация и движущие силы развития



 

Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства (ранний возраст), дошкольного детства, младшего школьного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста, долгожития.

От чего зависит переход человека от одного возрастного периода к другому? Что является показателем вступления на каждую новую ступень возрастной лестницы? Число дней, месяцев, лет или что-то другое? Календарный год, по мнению многих известных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), еще не основной показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени может и не совпадать с психологическим. Где же тогда главный критерий членения жизненного пути на возрастные периоды? За счет каких сил происходит психическое развитие? Не обратиться ли к философии в поисках ответа на этот вопрос?

Согласно диалектике (а на нее мы и будем опираться) в ос­нове развития, движения лежат такие законы, как переход ко­личественных изменений в качественные, отрицания отрица­ния, единства и борьбы противоположностей. Последнему спе­циалисты отводят особо значимую роль в периодизации пси­хического развития.

Внутренние противоречия присущи каждому процессу. Разно­образны противоречия, которые могут явиться источником пси­хического развития. Это, например, противоречия между новы­ми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися формами; про­тиворечия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, взрослыми, и ранее приобретенными качествами ребенка; между самими возможностями ребенка - духовными и физичес­кими и т. п. Большое значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальной по содер­жанию и по происхождению потребности в общении и в новых впе­чатлениях. На определенных этапах эти противоречия обостря­ются, нередко возникает состояние конфликта, возрастной кризис.

Ребенок, который был спокойным и покладистым, вдруг начи­нает бунтовать. Чего же он хочет? В разные периоды детства - разного. Но разница эта относительная, и все возрастные кризисы кое в чем похожи друг на друга. Впервые дети, по выражению взрослых, начинают "показывать характер" при переходе от мла­денчества к раннему детству (в ответ на запрет проявляют уп­рямство, пытаются повторить шалости и т. п.).

На третьем году жизни ребенка вновь обостряются противо­речия, приводящие к сильным переживаниям, а нередко и к нару­шению взаимопонимания. Настойчивое "Я сам!" ребенка вступа­ет в конфликт с не менее требовательным "Нельзя!" взрослого. На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкрет­ный специфический характер. Разрешение противоречий приво­дит к определенным скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии. Именно они, новые качества психики, и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастно­му этапу. Отсюда и развитие ребенка есть не что иное, по мнению Л. С. Выготского, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личнос­ти ребенка.

Каждый возрастной период ребенка характеризуется вполне определенными качествами, общими для детей одного возраста. Но не только это их роднит. Своеобразным на каждом возраст­ном этапе является и их сочетание. При переходе же от одного возраста к другому качественно изменяются не только отдельные психические функции, но и их соотношения, структура (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Акцентируя особое внимание на своеобразии целостной структуры личности ребенка и наличии специфических для конкретного возрастного периода темпов развития, Л. И.Божович высказывала предположения, что искусственное ускорение развития какой-либо одной функции может нарушить гармоническую структуру возрастного периода ребенка.

“... Можно, конечно, научить младшего школьника относительно сложным формам мышления, которыми он будет спонтанно пользоваться, - писала она. - Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его обшей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее ознакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество фактических знаний и и навыков. Лишив ребенка всего этого, мы создаем условия, при которых абстрактное мышление приобретет у него бессодержательный и схоластический характер”[2].

Это положение нашло своеобразное экспериментальное подтверждение в исследовании, проведенном под научным руководством Д. Б. Эльконина. В 80-х годах, изучая шестилетних первоклассников, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широко известное явление - "форления".

Каждая стадия развития имеет свою непре ность. И каждая из них должна получить свое п иначе она не внесет должного вклада в становление личности.

Осознание этого дает возможность расширить и конкретизировать положение гуманистической психологии о самоценности каждой личности. Самостоятельной ценностью обладает возрастная характеристика каждого периода в жизни человека. Поэтому и воспитательный процесс педагогу следует строить не вопреки возрастным особенностям детей, а с учетом их.

Важной характеристикой каждого возрастного этапа является й специфическая для конкретного возраста социальная ситуа­ция развития. Это значимое для возрастной периодизации поня­тие ввел Л. С. Выготский, обозначив данным термином то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, ко­торое типично для каждого возраста и обусловливает как дина­мику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные пси­хологические образования, возникающие к его концу.

В числе существенных характеристик каждого возрастного этапа и ведущая деятельность.

Ведущая деятельность. Развитие ребенка, возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом воз­расте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослы­ми. Родившийся маленький человек - не пассивное существо. Воз­никновение новообразований в его психике возможно лишь в результате активной деятельности его самого.

Разнообразны виды деятельности, которыми занимается ребе­нок: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, чита­ет стихи, считает, поет, ухаживает за растениями и животными, мастерит, помогает маме, с удовольствием занимается гимнасти­кой, плавает, играет... Каждый вид деятельности вносит свой "вклад" в развитие ребенка. Особенно важное значение имеет при этом ведущая деятельность. Какую деятельность можно назвать таковой? Главный критерий здесь не время, посвященное ребен­ком той или иной деятельности, а то, каков вклад ее в формиро­вание важнейших новообразований в психике, в подготовку к сле­дующему возрастному периоду.

В ведущей деятельности впервые возникают и внутри нее диф­ференцируются другие виды деятельности; в ней формируются или перестраиваются частные процессы; от нее теснейшим обра­зом зависят наблюдаемые в данный период развития основные пси­хические изменения личности (А. Н. Леонтьев и др.).

В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Задача взрослых - разумно организовать деятельность ребенка. Так, в младенческом возрасте, когда ведущей деятельностью является непосредственное эмоционально-личностное общение со взрослым, особенно важно удовлетворить потребность ребенка в лас­ке, внимании, доброжелательности. Проявляя в этот период забо­ту о малыше, не станем ограничиваться уходом за ребенком - "сыт, сух, молчит - что еще надо?". Ребенку нужно и наше общение с ним, наше любовное внимание.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятель­ность. Следует активно помогать малышу осваивать ее. Ведь в процессе общения с нами ребенку легче усвоить назначение различных предметов (юлы, машинки, мяча, ложки, вилки и др.), научиться пользоваться ими. Наше внимание к этой деятельности будет способствовать возникновению и развитию общения, других психических процессов, поможет сформировать у ребенка готовность к вступлению в деловой контакт с другими детьми, взрослыми, что также имеет немаловажное значение для развития его психики.

В дошкольном возрасте особое внимание следует уделять творческой, ролевой игре, принимающей в этот период статус ведущей деятельности.

Руководство взрослых игрой не может ограничиваться лишь приобретением игрушек для ребенка. Важно понаблюдать во что и как играют дети. В игре ребенок отражает окружающую жизнь. Наша забота - в доступной форме познакомить детей с окружающей действительностью. Развитию игры в педагогически верном направлении будут способствовать прогулки, экскурсии, чтение книг, беседы о виденном и прочитанном, а также советы в ходе самой игры, непосредственное включение взрослого в нее как партнера по совместной деятельности…

Следует широко использовать игру, игровые приемы и диагностико-коррекционной работе.

Нельзя упускать из поля зрения и другие виды деятельности дошкольника - изобразительную, музыкальную, художественную, речевую, конструктивную, трудовую, учебную. Ведь в разнообразных видах деятельности формируется психика.

Возрастная сензитивность

Психическое развитие протекает неравномерно. Каждый период детства характеризуется особой отзывчивостью на воздействие окружающей среды, возрастной чувствительностью, котораяизменяется на протяжении жизни. Психологи выделяют сензитивные, наиболее благоприятные, оптимальные (Л. С. Выготский) сроки для развития определенных психических процессов и свойств. В дальнейшем такого рода чувствительность, восприимчивость постепенно, а иногда и резко теряются, уменьшаются. Например, во второй и третий годы жизни ребенок легко и быстро овладевает речью именно потому, что в этот период – период раннего детства - он особенно сензитивен к лингвистическим знаниям. Специальными исследованиями доказана избирательная чувствительность и восприимчивость детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Пятилетние дошкольники обладают особой чувствительностью к звуковой стороне речи (этот период более оптимален для начала обучения грамоте). Дети же шестилет­ки проявляют повышенный интерес к чтению и особенно успешно занимаются на этом этапе обучения.

Сензитивность не сводится к повышению "чувствительности" к развитию определенных психических функций. Изменяется с возрастом и направленность активности ребенка. На одних воз­растных этапах ребенок проявляет повышенное внимание к од­ним сторонам действительности, на других - к иным, ранее не пред­ставлявшим для него особого интереса. Так, например, в дошколь­ные годы отчетливо обнаруживается стремление ребенка к рече­вому общению, к играм, тяга к образному и эмоциональному воо­бражению, непосредственная любознательность, у многих - распо­ложенность к музыке, рисованию и конструированию. Важно не упустить сензитивные сроки, использовать их, предупреждая тем самым возможную задержку, отставание в психическом раз­витии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.022 с.)