Взаимоотношения молодых пар до и после вступления в брак



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения молодых пар до и после вступления в брак



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

Взаимоотношения молодых пар до и после вступления в брак

Выполнила:

студентка 3 курса

Социально-педагогического

факультета

Кондратюк Т.Д.

Научный руководитель:

Галиновская А.А.

 

г. Брест 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Словарь основных понятий

Глава 1. Взаимоотношения молодых пар до брака и после брака

1.1 Период добрачного ухаживания

1.1.1 Взаимоотношения молодых пар до брака

1.1.2 Психология предбрачного ухаживания

1.2 Взаимоотношения молодых пар после брака

1.2.1 Взаимоотношения между супругами

1.2.2 Кризис первого года жизни

Глава 2. Исследование взаимоотношений молодых пар до брака и после брака

2.1 Организация эмпирического исследования

2.2 Интерпретация полученных результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Актуальность рассмотрения особенностей взаимоотношений молодых пар до и после брака обусловлены тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности.

Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Семья выступает как культурная общность - общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы, и критерии стабильности брака.

В настоящее время наблюдается трансформация социокультурного характера феномена «молодежи». Компетентное участие молодых в потреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. В период вступления в брак молодежь приходит, с одной стороны, с более высокой готовностью к жизненным экспериментам, с другой – ограниченной экономической независимостью.

Поэтому часто брачные отношения начинаются («случаются») вне родительского дома: родительский дом не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком стоит вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е гг. все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отношению к браку и семье. Концепция традиционного брака представляется в эти годы слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами.

Совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода.

Поэтому, на наш взгляд, изучение мотивов у мужчин и женщин при вступлении в брак является интересным и своевременным.

Исследованием взаимоотношений до и после брака, проблемами семьи, брака, добрачных отношений, в том числе и вопросами мотивации при вступлении в брак занимались следующие психологи и социологи: Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, Е. Г. Силяева, А. Р. Михеева, И. В. Дорно, М. Р. Минигалиева, Н. П. Ничипоренко, Т. В. Андреева, А. В. Лысова, Н. А. Камнева т. д.

Цель работы: выявить особенности взаимоотношений молодых пар до и после вступления в брак.

Объект исследования: межличностные взаимоотношения

Предмет исследования: различия взаимоотношений молодых пар до и после брака.

Задачи:

1. описать особенности взаимоотношений до брака.

2. описать особенности взаимоотношений после вступления в брак.

3. выявить различия взаимоотношений молодых пар до и после вступления в брак.

Словарь основных понятий

1. Взаимоотношения —субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. [20]

2. Семья –это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. [21]

3. Брак –это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. [21]

 

4. Молодожёны (молодые, новобрачные) —жених и невеста на свадьбе после ритуального объединения их в новую брачную пару и некоторое время после свадьбы. [22]

5. Супруги -лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. [23]

 

6. Любовь - глубокое и интимное нравственно эстетическое чувство самоотверженной привязанности к другому человеку. [24]

 

7. Молодая семья - это субъект воспроизводства населения и объект социальной политики. Это супруги активного репродуктивного возраста (до28 лет), которые проживают совместно не менее двух лет с момента фактического образования супружеского союза, с родственниками или без них, с детьми или же без них, с любыми ориентациями на детность. [27]

 

8. Семейный кризис –состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. [28]

Глава 1. Взаимоотношения молодых пар до брака и после брака

Взаимоотношения молодых пар после брака

Кризис первого года жизни

Первый год совместной жизни супругов психологи считают одним из важнейших периодов становления отношений между партнерами. В так называемый кризис первого года, когда происходит взаимная «притирка» друг к другу, становление совместного быта, возникновение конфликтных ситуаций, от супругов зависит перейдут ли их отношения на новый уровень, или им придется расстаться, потому что «не сошлись характерами».

Ведь первый год брака - период узнавания и привыкания. С одной стороны, у молодоженов теряется острота ощущений, страстная влюбленность сменяется более спокойными отношениями. Взаимные обвинения связаны с более тесным каждодневным общением, распределением обязанностей.

Молодожены[4] обнаруживают различия в привычках, взглядах, традициях семей, а иногда и в ценностях. Появляется желание переделать партнера и навязать ему свои способы взаимодействия с миром.

Любой кризис указывает на актуальную потребность супругов выяснить между собой взаимоотношения, понять, какие в их взглядах на жизнь существуют расхождения и как их нужно развиваться семейным взаимоотношениям. Кризис в семье обнаруживает факт наличия расхождения во взглядах супругов на семейную жизнь. [16]

 

Трудности у молодых супругов начинаются с самого начала их совместного пути: психологическая зависимость от родителей, попытки перевоспитать партнёра, эгоцентрические представления о семье, психологическая и материальная незрелость и многое другое. [17]

В основу семейного кризиса заложены определенные закономерности развития внутрисемейных отношений. Поэтому не следует искать причины создавшихся ситуаций только лишь в поведении кого-либо из членов семьи или брачных партнеров. Эти закономерности необходимо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. В кризисной ситуации в первую очередь необходимо проявлять терпение, избегать опрометчивых решений и поступков.

Кризис в молодой семье является нормативным семейным кризисом. Под семейным кризисом понимается перестройка брачно-семейных отношений, когда супругам необходимо выработать новые стратегии поведения и формы реагирования на создавшуюся ситуацию.

Одним из таких периодов является кризис молодой семьи[7].

Содержанием кризиса молодой семьи является адаптация супругов к брачно-семейным отношениям, рассматриваемая как процесс выработки устойчивых, присущих им форм реагирования на конфликтные ситуации, которые связаны с различными сторонами семейной жизни. У одних супружеских пар неумение разрешать конфликты накладывает отпечаток на все аспекты процесса взаимной адаптации; у других - только на отдельные его стороны. Это зависит от того, насколько схожи представления супругов о той или иной области семейной жизни.

Кризис в молодой семье является обязательным компонентом семейной жизни. Независимо от того, насколько счастливыми в браке являются супруги, всегда найдется повод для столкновения интересов и противостояния сторон. Но, несомненно, супружеские кризисы в успешных и неуспешных браках значительно отличаются друг от друга по ряду параметров: в успешных браках серьезные кризисы возникают намного реже, по длительности они менее продолжительны, зачастую приводят не просто к выяснению отношений, а к решению проблем. [25]

Кризис первого года, самый ранний, связан со вступлением в брак. Попытки молодоженов организовать и гармонизировать супружеские отношения таким образом, чтобы каждому было хорошо, приводит к противоречиям и частым конфликтам.

К моменту, когда два человека вступают в брак, они уже установили определенные способы обращения друг с другом. Но вступление в брак, требует отношений другого рода и может вызвать внезапные перемены поведения. Например, женщина, которая до брака прощала своему жениху все его недостатки, после - пытается их исправлять. Мужчина, который вполне терпимо относился к неспособности своей невесты проявлять свою привязанность, после вступления в брак может настаивать, чтобы она в значительной степени поменяла свое поведение.

После свадьбы многие пары не осознают, что им придется не только “получать”, но и “давать”. Когда муж и жена обнаруживают, что их партнер отличается от их ожиданий в период ухаживания, у них возникает разочарование. То, что они видят теперь - это черты характера, которые проявляются в партнере в повседневной жизни. Обычно эти черты являются неприятной неожиданностью, потому что они не проявляются во время ухаживания.

Кроме того, супруги обнаруживают, что сильно отличаются друг от друга. Им кажется, что у них что-то отнимается, а не добавляется, "Различия" выглядят плохо, так как они ведут к разногласиям. Разногласия напоминают им обоим, что другой человек существует сам по себе, в отдельности, а не только как продолжение партнера. Различия, ведущие к разногласиям, воспринимаются как оскорбления и как доказательства того, что тебя не любят.

Если супруги не доверяют друг другу, то некоторые аспекты совместной жизни представляют для них особую угрозу, так как в этих аспектах проверяется их способность учесть индивидуальные особенности друг друга. Больше всего это касается следующих аспектов: денег, еды, секса, отдыха, работы, воспитания детей, взаимоотношений с родственниками.

Когда отношения между супругами начинают понижать их самооценку, каждый из них чувствует себя плохо и пытается защитить сам себя. Супруги начинают искать поддержки на работе, с детьми, с другими сексуальными партнерами. Если их общение становится безжизненным и повторяющимся, то, в конечном итоге, им становится скучно друг с другом. Это может привести к равнодушию. Равнодушие - это одна из главных причин развода. [26]

Процедура проведения

Для проведения данной методики понадобятся:1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения. 2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой:

«Полностью согласен»

«В общем это верно»

«Это не совсем так»

«Это неверно»

Порядок работы. Парам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и письменной инструкцией.

Инструкция

На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужчины и женщины. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов:

«Полностью согласен»

«В общем это верно»

«Это не совсем так»

«Это неверно»

Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании»

Обработка и анализ результатов предполагают 3 этапа:

1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужчины (женщины) проводится на основании подсчета баллов в бланке ответов.

В результате подсчета:

• характеризующие представления мужчины (женщины) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для пары данная сфера жизнедеятельности семьи;

• отражающие ориентацию мужчины (женщины) на активное ролевое поведение брачного партнера («ролевые ожидания»), на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций («ролевые притязания»).

2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужчины и женщины. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей.

 

Ролевая адекватность

Семейные ценности Ролевые установки РАм Ролевые установки РАж
Пж Ом Пж – Ом Пм Ож Пм - Ож
Хозяйственно-бытовая            
Родительско-воспитательная            
Социальная активность            
Эмоционально-психотерапевтическая            
Внешняя привлекательность            
      ∑РАм =     ∑РАж =

Примечание:

  • РАм – ролевая адекватность мужчины
  • Раж – ролевая адекватность женщины
  • Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужчины и женщины соответственно
  • Ом и Ож – оценки ролевых ожиданий мужчины и женщины соответственно

Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность, и, следовательно, ориентации женщины (мужчины) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужчины (женщины) на активную роль брачного партнера в семье.

Интерпретация результатов

По результатам проведения методики должно быть составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации паре. Анализируя степень согласованности ценностей мужчины и женщины, консультант акцентирует внимание пар на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в паре. Рассогласование ожиданий и притязаний партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения.

\

Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок пары (на примере молодых супругов)

Таблица 1

№ исп. Интимно-секс. Личн. индентиф. Хоз.-бытовая Родит.-воспитат. Социальная активность Эмоц.-психотер. Внешняя привлек.
Группа «А» женщины
1. Лилия Р
2.Татьяна Х
3.Светлана Б
4.Екатерина Ш
5.Наталья К
6.Яна
7.Татьяна
8.Нонна
9.Ксения
10.Карина
Группа «Б» мужчины
1.Евгений Р
2.Сергей Х
3.Дмитрий Б
4.Павел Ш
5.Александр К
6.Роман
7.Олег
8.Дмитрий
9.Виталий
10.Егор

Затем были вычислены средне групповые баллы по каждой шкале опросника (таблица 2).

 

Диаграмма 1

 

 

 

Как видно из диаграммы 1, в группе «Б» интимно-сексуальная сфера имеет высокий уровень значимости, причем анализ в разрезе по полу показывает, что это характерно как для мужчин, так и для женщин.

Установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована в группе «А» на более высоком уровне в сравнении с группой «Б». То есть испытуемые, допускающие вступление в брак, желают оставаться более автономными по отношению друг к другу.

 

 

Далее были проанализированы ролевые ожидания испытуемых.

 

На диаграмме наглядно видно, что ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательной на высоком уровне и почти равны в обеих группах.

Ролевые ожидания испытуемых, имеют низкий уровень по шкале социальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, что данные ценности не значимы в их ожиданиях.

Вместе с тем, уровень ценностей по шкале эмоционально-психотерапевтической значительно выше в группе «А», чем в группе «Б». Это говорит о желании испытуемых более тесных эмоциональных контактов и психологической поддержке друг друга.

Итак, анализ результатов тестирования по методике РОП позволил сделать вывод, что установки, которые заложены в каждом человеке относительно своей роли в отношениях, влияют на мотивацию вступления в брак, истинна.

Это можно объяснить, тем, что установка – это целостное состояние, определяющее поведение человека. Любому физическому, умственному действию, поведенческому акту предшествует момент принятия решения и образования установки. У молодых людей, вступающих в брак, имеются разные мотивации семейной жизни. Установки, которые заложены в каждом молодом человеке относительно своей роли в семье, различны. В том числе, различаются и установки по поводу возможности вступления в

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Молодые люди не часто задумываются, какова будет их жизнь после свадьбы. А разница существует. И причем очень большая. До свадьбы отношения наполнены чувствами и романтикой. Недостатки друг друга не берутся во внимание. Они кажутся незначительными в сравнении с любовью. Но именно эти недостатки стают причинами ссор и непонимания уже после свадьбы. Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, а реальным побудительным мотивом является другое.

Психологическая несовместимость вытекает из нежелания понять друг друга и объективно оценить собственное поведение. Итак, совместимость значит не простое сходство, а взаимопонимание в большинстве областей жизни. Семейная совместимость включает в себя способность членов семьи согласовывать свои действия, оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности.

Таким образом, непосредственными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы в супружеском микроклимате. Гармония с точки зрения личных параметров определяется несколькими основными элементами. Это, во-первых, и эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности партнеров друг к другу, во-вторых, общий культурный уровень супругов, степень их психической и социальной зрелости, в-третьих, сексуальная совместимость партнеров. При отсутствии какой-нибудь из этих предпосылок не происходит оптимальной адаптации, и гармония логически нарушается.

Таким образом, изучение супружеских ролей не должно ограничиваться только лишь социологическими ролями, важно также изучать психологические роли.

По мнению многих авторов, степень устойчивости, стабильности характеризуется уровнем конфликтности и сплоченности.

Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевает или открыто признает большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи.

Анализируя функции семьи, основные роли, наиболее конфликтные сферы, а также семейные мифы, мы выделили наиболее важные аспекты супружества. Чаще всего авторами упоминаются: общение, секс, ролевая сфера, дети, досуг, совместность/раздельность деятельности, нравственные отношения (в том числе, отношение к миру) и, в меньшей степени, распределение бюджета.

Участники семейных конфликтов часто не способны адекватно осознавать свои цели, часто они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Психологическая уязвимость полностью зависит оттого, насколько человек смог осознать в себе недостатки, которые его тревожат, но в которых так трудно себе, признаться.

При всей мозаичности проблем и широты исследований факторов стабильности отношений, мы пришли к выводу, что совместимость не статическое явление, а скорее — динамическое, порождаемое свойствами человеческой психики. Изучение постоянства-изменчивости человека всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.

Для успешной адаптации молодых пар особое значение имеет качественная и своевременная подготовка их к семейной жизни. Большое препятствие в достижении гармонии семейных отношений — половая неграмотность. Кроме того, будущие супруги должны быть педагогически подготовлены, иметь представление о том, как воспитывать детей.

 

Итак, по итогам экспериментального исследования:

Для молодых пар характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.

Мужчина и женщина демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование ожиданий и притязаний: женщина ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужчины активного выполнении «женских» функций в семье, в то время как мужчина сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ковалев СВ. Психология современной семьи. – Просвещение, М., 1988.

2.Фромм Э. Мужчина и женщина. – ACT, М., 1998.

3.Дана Алеку

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Doxologia.ro

22 ноября 2011 года

Smock Pamela. Cohabitation in the United States: An appraisal of research themes, findings and implications // Annual reviews sociology.Р. 1–20. 2000. № 26.

4.Майерс Д. Социальная психология. С.-П. 1998.

5.Квин В.Н. Прикладная психология. С.-П. 2000.

6.Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.

7.Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

8.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.

9. Острые углы семейного круга: (Психология обыденной жизни) / Александр Георгиевич Шмелев. Москва: Знание, 1986

10. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособ. для студентов высшего учебного заведения. Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2005

11. Психология: Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 стр 24

12. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. М., 2005

13. Иванова Л.М. Судьба молодой семьи. М.: Знание, 1989 стр 137

14. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособ. для студентов высшего учебного заведения. Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2005

15. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988

16. http://razv-irk.ru/stati/article_post/posle-svadby.-krizis-pervogo-goda-sovmestnoy-zhizni

17.Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики (курс лекций). - Архангельск., 2003. -178 с.

18.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Статья 1-110

19. Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

20. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. 2006.

21. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>

22. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

23. Современная энциклопедия. 2000.

24.Словарь по сексологии, 2007 г. Каталымов Л.Л.

25.http://www.idealfamily.ru/publ/idealnaja_semja/psikhologija_otnoshenij/krizis_pervogo_goda_braka/23-1-0-66

26.http://psyvision.ru/help/sotsiologiya/47-sociology/510-sociology

27.Тырнова Н. А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. канд. социол. наук. М., 2008.

28.Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

Взаимоотношения молодых пар до и после вступления в брак

Выполнила:

студентка 3 курса

Социально-педагогического

факультета

Кондратюк Т.Д.

Научный руководитель:

Галиновская А.А.

 

г. Брест 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Словарь основных понятий

Глава 1. Взаимоотношения молодых пар до брака и после брака

1.1 Период добрачного ухаживания

1.1.1 Взаимоотношения молодых пар до брака

1.1.2 Психология предбрачного ухаживания

1.2 Взаимоотношения молодых пар после брака

1.2.1 Взаимоотношения между супругами

1.2.2 Кризис первого года жизни

Глава 2. Исследование взаимоотношений молодых пар до брака и после брака

2.1 Организация эмпирического исследования

2.2 Интерпретация полученных результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Актуальность рассмотрения особенностей взаимоотношений молодых пар до и после брака обусловлены тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности.

Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Семья выступает как культурная общность - общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы, и критерии стабильности брака.

В настоящее время наблюдается трансформация социокультурного характера феномена «молодежи». Компетентное участие молодых в потреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. В период вступления в брак молодежь приходит, с одной стороны, с более высокой готовностью к жизненным экспериментам, с другой – ограниченной экономической независимостью.

Поэтому часто брачные отношения начинаются («случаются») вне родительского дома: родительский дом не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком стоит вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е гг. все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отношению к браку и семье. Концепция традиционного брака представляется в эти годы слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами.

Совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода.

Поэтому, на наш взгляд, изучение мотивов у мужчин и женщин при вступлении в брак является интересным и своевременным.

Исследованием взаимоотношений до и после брака, проблемами семьи, брака, добрачных отношений, в том числе и вопросами мотивации при вступлении в брак занимались следующие психологи и социологи: Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, Е. Г. Силяева, А. Р. Михеева, И. В. Дорно, М. Р. Минигалиева, Н. П. Ничипоренко, Т. В. Андреева, А. В. Лысова, Н. А. Камнева т. д.

Цель работы: выявить особенности взаимоотношений молодых пар до и после вступления в брак.

Объект исследования: межличностные взаимоотношения

Предмет исследования: различия взаимоотношений молодых пар до и после брака.

Задачи:

1. описать особенности взаимоотношений до брака.

2. описать особенности взаимоотношений после вступления в брак.

3. выявить различия взаимоотношений молодых пар до и после вступления в брак.

Словарь основных понятий

1. Взаимоотношения —субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. [20]

2. Семья –это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. [21]

3. Брак –это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. [21]

 

4. Молодожёны (молодые, новобрачные) —жених и невеста на свадьбе после ритуального объединения их в новую брачную пару и некоторое время после свадьбы. [22]

5. Супруги -лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. [23]

 

6. Любовь - глубокое и интимное нравственно эстетическое чувство самоотверженной привязанности к другому человеку. [24]

 

7. Молодая семья - это субъект воспроизводства населения и объект социальной политики. Это супруги активного репродуктивного возраста (до28 лет), которые проживают совместно не менее двух лет с момента фактического образования супружеского союза, с родственниками или без них, с детьми или же без них, с любыми ориентациями на детность. [27]

 

8. Семейный кризис –состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. [28]



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.073 с.)